В ЗРИТЕЛЬНОМ ЗАЛЕ СТАЛИН, или «ЗАПИСКИ ШУМЯЦКОГО». Документ №10

Запись беседы И.В. Сталина, С.М. Кирова, В.М. Молотова, М.И. Калинина, А.А. Жданова с Б. Шумяцким о фильмах А. Довженко «Аэроград», «Иван», рецензиях на фильм «Чапаев» во время кинопросмотра 10 – 11 ноября 1934 г.

В ЗРИТЕЛЬНОМ ЗАЛЕ СТАЛИН, или «ЗАПИСКИ ШУМЯЦКОГО». Документ №10

07.09.2018

Шумяцкий Борис Захарович (04(16).11.1886 – 29.07.1938) — советский и партийный деятель. Член РСДРП(б) с 1903 г. Родился в Верхнеудинске (ныне Улан-Удэ) в семье ремесленника. С 1899 г. рабочий в Чите. В 1905–1907 гг. один из руководителей вооруженных восстаний в Красноярске и Владивостоке. В 1917 г. заместитель председателя Красноярского совета, представитель ЦК РСДРП(б) в Сибири. Делегат VI съезда партии, член Бюро военной организации при ЦК РСДРП(б), председатель Центросибири. В 1919–1920 гг. заместитель председателя Сибревкома и член Сиббюро ЦК РКП(б). В 1920 г. член Дальбюро ЦК РКП(б) и председатель Совета Министров Дальневосточной республики. 5 января 1921 – 6 сентября 1922 г. член РВС 5-й армии. В 1923–1925 гг. полпред СССР в Иране. С 1926 г. член бюро Ленинградского губкома ВКП(б), затем ректор Коммунистического университета трудящихся Востока, член Средазбюро ЦК ВКП(б). С 1930 г. председатель Всесоюзного государственного кинофотообъединения «Союзкино», с 1933 г. начальник Главного управления кинофотопромышленности и заместитель председателя Комитета по делам искусств при СНК СССР (с 1936 г.). Делегат XVI съезда ВКП(б), 3-го конгресса Коминтерна. Арестован в январе 1938 г. Расстрелян. Реабилитирован посмертно.

Опубликовано: Архив Александра Н. Яковлева

Фото: кадр из фильма «Аэроград» (1935; режиссер: Александр Довженко). Начало 30-х годов. Дальний Восток. В центре фильма — борьба сибиряков против диверсантов-самураев, пытающихся сорвать строительство форпоста обороны у восточных границ СССР.

Моя краткая запись беседы с Иос. Виссарион. на двукратном просмотре «Чапаева» и хроники, состоявшегося с 20 ч. 10.XI-с.г. до 2 часов утра 11 ноября 1934 г.

Присутствовали до ужина: Иос. Виссар. [Сталин], Серг. Мирон. (Киров), Вяч. Мих. (Молотов), после ужина — Иос. Вис., Серг. Мир., Вяч. Мих. и Полина Сем. (Молотова), Андр. Александр. (Жданов) и Мих. Ив. (Калинин).

И.В. перед началом первого в этот вечер показа «Чапаева» аттестовал ее Кирову как фильму, делающую погоду в искусстве. Спрашивал, видел ли он ее?

Серг. Мир. (Киров) ответил, что не видел.

Б. Ш[умяцкий] указал, что С.М. до сих пор не повернулся лицом к кино, хотя у него в Ленинграде делаются лучшие картины, как эта, как заканчивающаяся сейчас «Юность Максима»[Фильм «Юность Максима» (СССР, 1934) – режиссеры и сценаристы Григорий Козинцев и Леонид Трауберг; оператор Андрей Москвин; композитор Дмитрий Шостакович; в ролях: Борис Чирков, Степан Каюков, Михаил Тарханов и др. Производство: «Ленфильм».], «Крестьяне»[Фильм «Крестьяне» (СССР, 1934) – режиссер Фридрих Эрмлер; сценаристы: Мануэль Большинцов, Виктор Портнов, Фридрих Эрмлер; оператор Александр Гинцбург; композитор Венедикт Пушков; в ролях: Елена Юнгер, Борис Пославский, Владимир Гардин, Мария Блюменталь-Тамарина и др. Производство: «Ленфильм».] и др.

И.В. шутливо начал журить С.М. за невнимание к кино и  указал, что кино у нас сейчас крепко растет. Оно уже дало такие выдающиеся картины, как «Встречный»[ Фильм «Встречный» (СССР, 1932) – режиссеры Фридрих Эрмлер и Сергей Юткевич; сценаристы Лео Арнштам, Д. Дэль, Фридрих Эрмлер, Сергей Юткевич; операторы Александр Гинцбург, Жозеф Мартов, Владимир Рапопорт; композитор Дмитрий Шостакович; в ролях: Владимир Гардин, Мария Блюменталь-Тамарина, Андрей Абрикосов, Петр Алейников, Борис Тенин и др. Производство: «Росфильм» («Ленфильм»).], «Челюскин», «Грозу», «Пышку», весьма веселую и очень бодро сделанную комедию «Веселые ребята». Указал далее, что хвалят также фильму «Три песни о Ленине», что он сам в прошлый раз, после поверхностного просмотра, ее похвалил, так как был увлечен прекрасно технически показанными кадрами о живом Ленине и о трагическом дне его похорон. Но, продумав фильм в целом, пришел к выводу, что в нем основное неверно: Ленин показывается только на среднеазиатском материале. Этим делается совершенно ошибочное ударение на то, что Ленин — вождь и знамя только Востока, только «вождь азиатов», что в корне ошибочно.

Спрашивает, как могли киноработники это упустить. Они ведь видели фильм не раз.

Б.Ш. указывает, что этот упрек не может принять на себя, ибо сразу же с членами принимавшей фильм комиссии говорил об этом и солидаризировался с т. Рабичевым, до комиссии просмотревшим и возражавшим против такой направленности ленты. Но товарищи встали на другую точку зрения. Напоминает, что 2.XI, когда после показа этого фильма его сильно хвалили, отметил эти его отрицательные черты, указав, однако, что из-за этой значимости ленинского материала фильм стоит того, чтобы его показывать зрителю.

И.В. подтверждает, что Шумяцкий действительно в прошлый раз холодно отзывался о фильме.

Обращаясь к Кирову, говорит: «Вот тут говорят о твоих ленинградских фильмах, а ты их и не знаешь, не знаешь, какое у тебя таится там богатство, наверно никогда и не смотришь кино».

Б.Ш. подтверждает, что С.М. не особенно балует одну из лучших кинофабрик Союза — Ленинградскую — своим вниманием. Несмотря на то, что живет буквально рядом, ни разу не был на ней и не смотрел там фильм.

С. Мир. (Киров). Что верно, то верно. Все не удается.

Б.Ш. взял слово с т. Кирова в ближайшее время посмотреть на Ленинградской фабрике ряд ее работ.

И.В. шутливо замечает: «Нет, ты забюрократился и поэтому даже фильм своей фабрики не смотришь».

С.М. А что вышло с «Аэроградом»[ Фильм «Аэроград» (СССР, 1935) – режиссер и сценарист Александр Довженко; операторы Эдуард Тиссэ, Михаил Гиндин; композитор Дмитрий Кобалевский; в ролях: Степан Шагайда, Сергей Столяров, Степан Шкурат и др. Производство: «Украинфильм» (Киев).] Довженко, который он нам читал?

Б.Ш. информирует о съемочной работе т. Довженко на Д[альнем] В[остоке], откуда он только что вернулся, и справедливо жалуется на совершенно непонятное запрещение т. Гамарником снимать там главный материал его ленты — авиацию на фоне ДВ ландшафта (сопок).

И.В. Как запретил?

Б.Ш. Безапелляционно запретил.

И.В. Вот странно. Японцы знают и хорошо наблюдают нашу авиацию, а показать ее в фильме запрещают. Это нелогично, это неправильно. Наоборот, если это необоснованное запрещение делалось из-за того, чтобы фильм не рассказал японцам чего-либо лишнего про нашу авиацию, то надо было поступить как раз наоборот — не смущаясь, показать через фильм, что нас на ДВ голыми руками не возьмешь, что мы там также готовы к обороне и ответному удару.

Спрашивает, как же дальше будет обстоять дело?

Б.Ш. ответил, что вместо февраля 1935 г. фильм придется выпускать чуть ли не летом, ибо еще весною придется доснимать то, что было запрещено т. Гамарником.

И.В. Переговорите с Кл. Еф. Надо было сразу его втянуть в это дело. Почему вовремя Довженко об этом не сообщил.

Б.Ш. Верно, он и мы это прохлопали.

И.В. перевел разговор на картину Довженко «Иван»[ Фильм «Иван» (СССР, 1932) – режиссер и сценарист Александр Довженко; операторы Даниил Демуцкий, Юрий Екельчик, Михаил Глидер; композиторы: Игорь Бэлза, Юлий Мейтус, Борис Лятошинский; в ролях: Петр Масоха, Степан Шагайда, Степан Шкурат, Дмитрий Голубинский и др. Производство: «Украинфильм» (Киев).], указав, что некоторые чудаки, боясь обвинений в бюрократизме, имеющем место в отдельных звеньях партаппарата, обвинили его и его ленту в поклепе. А на деле — этот режиссер образно, очень тонко и талантливо показал эти формы бюрократизма. У него так изображено: мать пострадавшего рабочего бежит в парторганизацию, но раньше, чем туда попасть, пробегает много дверей. Это было очень интересно и с большим смыслом показано. И вот людей эта критика, попадающая им не в бровь, а в глаз, обидела, и они давай резать и запрещать ленту.

Шумяцкий нам об этом написал. Мы посмотрели и признали фильм вполне советским.

Б.Ш. напоминает, что в это время покойный Скрыпник писал даже для «Украинского коммуниста» о Довженко и его фильме как о фашизме.

И.В. Сам-то недалеко ушел. Довженко, несомненно, способный режиссер. А если будет настойчиво работать, может свой «Аэроград» сделать большой вещью. Надо только, чтобы он понял, что от него ждут.

В это время аппаратура была налажена и начался просмотр, во время которого все хвалили картину, режиссеров, актеров и особенно Бабочкина.

После просмотра И.В. пригласил нас всех на ужин. Когда мы пошли, то он (И.В.) на реплику т. Кирова: «а здорово научились делать картины», ответил: «Что верно, то верно. Одно только им (указал на меня) надо сейчас наладить — это свою промышленность. Без этого ничего не сделать. У них промышленность, изготовляющая аппаратуру и пленку, еще дохлая. А для развития кино — нужна мощная и новейшей техникой вооруженная».

Б.Ш. подтвердил это и указал, что осуществление резолюции И.В. от 21.VI-с.г. дало бы это. Но подготовка осуществления этого идет медленно и прямо срывается. Например, Госплан привел к[онтрольные] ц[ифры] капитальных вложений по кино на 1935 г. прямо в куриных цифрах — около 50 млн рублей вместо просимой нами тоже минимальной суммы — 92 млн рублей, считая 10 млн рублей средств хозорганов.

И.В. Слышишь, Молотов, это не дело. Проследи сам.

И.В. уже за ужином спросил меня: «А как пресса отнеслась к “Чапаеву”?»

Б.Ш. «Правда» поместила положительную, хотя неэнергичную оценку[Речь идет о статье С.С. Динамова «О грозных днях борьбы. „Чапаев“. (Производство Ленфильм)», опубликованной в газете «Правда» 3 ноября 1934 г.]. «Известия» сегодня дали статью, в которой бочку медовых похвал разбавили ложкой дегтя. Рецензент явно ошибочно требует от нас усиления роли комиссара. Я считаю это критическим загибом.

И.В. Как, как вы сказали?

Б.Ш. повторил и указал о двух линиях давления на нас (кино) в трактовке этого образа.

В.М. (Молотов) подтвердил, что рецензия имеет именно тот смысл, что нужно над Чапаевым поднять Фурманова. Это правильно Шумяцкий назвал загибом.

И.В. Кто же это писал в «Известиях»?

В.М. Херсонский. Он часто по кино пишет[Речь идет о рецензии Х. Херсонского, помещенной в газете «Известия» 10 ноября 1934 г., в которой автор писал, что «в фильме очень неуверенно, неполно и поверхностно показан А. Фурманов – представитель партии, воспитывавшей чапаевых, политический и моральный руководитель, требовательный к себе и другим, один из первых советских писателей».].

И.В. Ох, уж эти критики. Такие вещи пишутся неспроста. Они дезориентируют. Люди нашли очень правильные краски для создания образа комиссара. А их тянут в другую сторону. Надо, чтобы Мехлис основательно разобрал этот случай.

После этого И.В. сам пошел к телефону и переговорил об этом с т. Мехлисом. После сказал, что 12.XI появится статья в «Правде», дающая правильную ориентировку в этом вопросе[ Действительно, 12 ноября 1934 г. в газете «Правда» была опубликована статья «Картинки в газете и картины на экране. (О кинорецензии Хрис. Херсонского в „Известиях“)», подписанная «Кинозритель», в которой статья Херсонского о фильме «Чапаев» названа «рецензийка», «серая, казенно сухая, профессионально скучная…».]. Надо, чтобы и критиков учили писать правильно, а не явно неправильные вещи, да еще о такой исключительно талантливой и с огромным тактом сделанной картине.

Б.Ш. сообщил, что с т. Мехлисом, по его же предложению, мы сговорились о совместной работе по кино, ибо до сих пор у нас не было соответственной среды и помощи.

И.В. Это хорошо. Сами только будьте активны. Ваши товарищи по работе должны в этом вам крепко помогать. Как они работают? Ведь я понимаю так, что вы больше работаете по картинам, и это правильно. Зато кто-то должен прямо вести все ваши механические и пленочные заводы.

Б.Ш. дал характеристику работы Як. Эм. Чужина, как весьма надежного в смысле активности и последовательности работника. Охарактеризовал положительные черты В.Ф. (Плетнева), Юкова, Котиева, Усиевича.

В.М. подтвердил положительной характеристикой и хорошо отозвался о Як. Эм., которого лично хорошо знает, и о Вал. Фед. (Плетневе), Грузе, о которых наслышан от Куйбышева, Рудзутака и Чубаря.

И.В. А есть у вас крупные люди, чтобы строить заводы?

Б.Ш. По правде сказать, крупных организаторов-строителей для непосредственного ведения новых строек нет, да и для руководства рядом участков тоже.

И.В. Войдите с этим в ЦК. Обсудим, дадим.

Далее шел длинный разговор о закрытии одного из театров, причем И.В. прямо заявил, что нельзя допускать закрытия кинотеатров.

Андр. Алекс. (Жданов) напомнил, что Шумяцкий ставит вопрос о большой антифашистской фильме, которую просят его сделать английские друзья СССР.

Б.Ш. подробно рассказал о предложении Монтегю, сделанном с расчетом на режиссера Эрмлера.

И.В. Они, что же, нам заказывают.

Б.Ш. Да, но только без денег.

И.В. А чем же участвуют?

Б.Ш. Людьми, актерами и добрыми советами и дадут большие каналы продвижения ленты.

И.В. Надо подумать. Напомните.

Пошли и стали смотреть «Чапаева», причем И.В., стало быть, смотрел его в седьмой раз.

Просмотр шел с прежним успехом. Сильно хвалили БабочкинаКмита и Мясникову.

Мих. Ив. (Калинин) заявил, например, после просмотра, что ничего подобного по силе, по яркости и правдивости, чем этот фильм, он в искусстве не видел. Фильм так волнует, что о нем долго будешь помнить.

И.В. Чем больше его смотришь, тем он кажется лучше, тем больше находишь в нем новых черт.

И.В. особенно реагировал на сцену Петьки с Чапаевым о качестве комиссара и на сцену мужиков «Уря», «Уря».

Во время просмотра хроники заговорил что-то о собрании в Экспериментальном театре.

Этот разговор дал мне основания поставить вопрос о намерениях московских организаций занимать кинотеатры под отчетные и перевыборные собрания. Я указал, что не допущу закрытия работы кино, ибо и без того 30 % приходящих к кассам кино рабочих не попадают на сеансы, а тут еще хотят увеличить это число.

В.М. в ответ на это заявил: «Правильно сделаете».

В 2 часа утра 11.XI закончили просмотр.

11.11.1934

РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 11. Д. 828. Л. 64–66.