Полное имя:
Евгений Станиславович МАРФЕЛЬ

Дата рождения:
29 мая 1935
с. Саськовка, Могилевская обл., БССР, СССР

Дата смерти:
01 июня 2006 (71 год)
г. Москва, Российская Федерация

Профессии:
кинооператор

Краткая биография

Благодарим семью Марфель — Лидию Львовну и Анатолия Евгеньевича за предоставленные материалы и фотографии из семейного архива.

Марфель Евгений Станиславович (29 мая 1935, с. Саськовка, Могилевская обл., Белорусская ССР (ныне Республика Беларусь) — 01 июня 2006, Москва) — оператор документального кино. Член СК СССР — СК России с 1976 года.

Учился в Суворовском училище. После расформирования училища переехал в Ангарск. Работал на химзаводе. Окончил экстерном школу. Посещал любительскую киностудию в Ангарске, которую курировал М.И. Ромм.
Окончил три курса режиссерского факультета Высшего театрального училища имени Б. В. Щукина. 

С августа 1962 — ассистент опе­ратора Восточно-СибирскоЙ студии кинохроники (г. Иркутск); с 1963 года снимал самостоятельно. В период с 1963 по 1977 год в качестве кинооператора снял 13 короткометражных общеэкранных, научно-популярных фильмов, 8 спецвыпусков, из них три авторских, 221 сюжет для периодических киножурналов «Новости дня», «Восточная Сибирь», , «Советский воин»; 32 сюжета о строительстве Байкало-Амурской магистрали. Авторский спецвыпуск о БАМе «На главном перевале» (монтаж режиссера Т. Чирковой) был высоко оценен на семинаре творческих работников г. Иркутска.

В 1968 году работал в качестве оператора со съемочной группой польского фильма «273 ниже нуля» (273 Dni Poniżej Zera; режиссер Ежи Боссак).

В 1970 году совместно с операторами киностудии «Монголкино» провел в СССР съемки эпизодов для полнометражного фильма «Сухэ-Батор». 

В 1974 году окончил операторский факультет ВГИКа (мастерская П. Ногина).

Евгений Марфель одним из первых документалистов сделал успешную попытку критически осмыслить некоторые стороны бамовской жизни, как было написано в статье «Сибирская хроника», опубликованной в газете «Советская культура» от 07 октября 1975 года.

Режиссер В.М. Соломоник и оператор Е.С. Марфель.

Один из старейших ленинградских режиссеров документального и научно-популярного кино В.М. Соломоник, снявший с Евгением Марфелем на Восточно-Сибирской студии кинохроники девять документальных фильмов, высоко оценил его операторское мастерство.

На Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ) с марта 1977 года (работал по договору; по заданию редакции снимал сюжеты для киножурнала  «Новости дня»). С 02 октября 1978 — оператор 2-й категории в штате производственно-творческого объединения (ПРТ-1) ЦСДФ. В сентябре 1982 года присвоена 1-я категория оператора документального кино.

СЕМЬЯ

Отец — Марфель Станислав Иванович (1905 — 1944), работал в колхозе в Могилевской области. Участник партизанского движения во время Великой Отечественной войны. Погиб 07 июля 1944 году в боях в Белоруссии.
Марфель Агафья Ефимовна. Фото из семейного архива.

Мать — Марфель (Анищенкова) Агафья Ефимовна (род. в 1911 году), работала в совхозе «Спартак».
Жена — Лидия Львовна Марфель — полиграфист; научный работник; работала в научно-информационном отделе Всесоюзной книжной палаты.
Сын — Анатолий Евгеньевич Марфель (родился 17 августа 1977 году в Москве) — оператор-постановщик ТК «Авторское телевидение». Оператор программ: «Что делать», «Дежурный по стране», «Народ хочет знать». Член Академии «Российское телевидение» с 2010 года. Лауреат Премии Министерства обороны Российской Федерации в области культуры и искусства за 2020 год в номинации «Культурно-просветительские проекты» (оператор-постановщик интеллектуального шоу «Морской бой» на телеканале «Звезда»).

ФИЛЬМОГРАФИЯ 

1963 — Ф. Кастро в Иркутске (спецвыпуск); оператор в соавторстве
1963 — Именем хлеба (спецвыпуск); оператор
1964 — Добрые, добрые дни (спецвыпуск); оператор

1968 — 273 ниже нуля («273 dni poniżej zera»); производство: Wytwórnia Filmów Dokumentalnych (Warszawa); режиссер Ежи Боссак; в группе операторов (съемки в Сибири)
1970 — Улица Ленина (спецвыпуск); оператор
1970 — Сухэ-Батор; полнометражный; производство  «Монголкино»; оператор (съемки эпизодов для фильма на территории СССР)
1972 — Пленум (спецвыпуск); оператор
1972 — Метры асфальта; оператор
1972 — Иркутский сервис; оператор
1974 — Енисейская тетрадь; оператор
1974 — На главном перевале (БАМ); оператор
1975 — Дела Сибирские («Передовики соцсоревнования»); оператор; Золотая медаль ВДНХа (постановление от 07 августа 1987 г. № 578-Н)
1976 — Строительство мостов на БАМе; автор-оператор
1977 — Серия 122 для БАМа; автор-оператор
1977 — Электротехника в СССР; оператор
1977 — Съезд профсоюзов; полнометражный
1978 — Годы, равные векам (Северное сияние); (о ленинской национальной политики на материале малых народностей Севера); полнометражный; режиссер И. Гелейн; операторы: В. Дурандин, В. Извеков, Е. Марфель, Г. Мякишев, Ю. Орлов, А. Полуянов, Ф. Фартусов, И. Фрез, Н. Шмаков 
1978 — Третий трудовой (о студенческих строительных отрядах, об их работе в Казахской ССР, Смоленской и Тюменской областях); автор текста: Г. Шергова; режиссер Андреев А.; автор сценария Резниченко Г.; операторы: Кузнецов И., Марфель Е.; диктор: А. Хлебников; редактор: Кутырева Н.; звукооператор Игнатов Ю.; директор картины Шабунин В.
1979 — Учения «Неман»
1979 — Электротехника сегодня (открытие в парке "Сокольники" Международной выставки "Электро-77"); режиссер Е. Залкинд; операторы: Г. Епифанов, Е. Марфель; автор сценария В. Руденко
1979 — Дружба и сотрудничество (фильм посвящен 30-летию СЭВ); режиссер Г. Бурашева; оператор: В. Маев, Е. Марфель
1980 — Для всех и каждому
1980 — Всего дороже (киноэпопея; 8 фильмов); авторы сценария: А. Александров, Г. Боровик, В. Игнатенко, К. Славин; режиссеры: И. Григорьев, И. Гутман, С. Пумпянская, Т. Семенов; главные операторы: В. Доброницкий, Ю. Орлов; оператор в группе
1980 — О спорт, ты — мир! (фильм о XXII Летних олимпийских играх в Москве, которые проходили в период  с 19 июля по 3 августа 1980 года);  полнометражный; Производство: "Мосфильм" (ТО "Олимпиада-80"); документальный съемки Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ); режиссер Юрий Озеров; авторы сценария: Юрий Озеров, Борис Рычков (ЦСДФ); главный оператор документальный съёмок Лев Максимов (ЦСДФ); главный оператор-координатор Михаил Ошурков (ЦСДФ); оператор (всего снимали 89 операторов)
1980 — Поезд особого назначениярежиссер Ю. Татулашвили; операторы: Ю. Голубев, Е. Марфель, И. Осипов 
1980 — Спорт для всех и каждого; режиссёры: А. Опрышко, С. Швецов; операторы: С. Кузминский, Е. Марфель, Р. Петросов
1980 — За рулем автолюбитель; по заказу ГУ ГАИ МВД СССР; режиссер Андреев А.; операторы: Арцеулов К., Горемыкин А., Парфенов Д.; редактор: Крамарский Е.
1981 — Мангышлак — биография продолжается (история освоения полуострова Мангышлак); режиссер Т. Чубакова; автор сценария В. Янелис; операторы: Марфель Е., Шариков С.; редактор: Голубев А.; звукооператор Шиткин Е.; директор картины Селиверстов Ю.
1982 — Человек делом славится (влияние компартии на экономическое и социальное развитие страны. Выполнение пятилетних планов; массовые осенние кроссы, организованные партийцами. Аэробус ИЛ-86 — достижение пятилетки на авиационном заводе); режиссер Г. Бурашева; операторы: С. Кузминский, Е. Марфель
1982 — Прощание народа с М. А. Сусловымоператоры: Усанов В., Федяев Е., Марфель Е., Касаткин П., Голубев Ю.
1983 — Мы – рабочие-интернационалисты
1983 — Человек славен трудом
1984 — Интенсивная технология
1984 — Визит Ким Ир Сена и  Ким Чен Ира в СССР (материалы кинолетописи); оператор
1985 — Спортсмены-парашютисты
1985 — Строительство и эксплуатация атомных э/станций
1987 — Крепи оборону Родины (фильм об основных направлениях деятельности ДОСААФ СССР. Использована хроника разных лет); полнометражный; по заказу ЦК ДОСААФ СССР; режиссер Воронцов А.; автор сценария Калиновский Э.; операторы: Воронцов С., Григорьев Н., Дмитриенко В, Епифанов Г., Кочетков А.С., Марфель Е., Семин В., Самсонов А.; редактор А. Голубев; звукооператор В. Щекутьев; консультант В. Мосяйкин; монтажер Э. Алексеенко; композитор Дмитриев Г.; музоформитель М. Браславская; директор картины Р. Шурша
1987 — трилогия «Октябрь»
1987 — Быть хозяином на земле; автор сценария: А. Салтыков; режиссер: И. Осипов; операторы: Е. Марфель, И. Осипов 
1988 — Крещение Руси
1988 — Передвижные выставки
1988 — Разоружение
1988 — Учения военно-морских флотов СССР, ГДР, ПНР
1988 — Курсом доверия (военное сотрудничество стран - участниц Варшавского договора); режиссер С. Киселёв; операторы: В. Маев, Е. Марфель, Г. Мякишев
1990 — Осень тревоги нашей (о праздновании Дня города в Москве в 1990 году и об обстановке в городе в это время); автор сценария и режиссер: Копалин В.; операторы: Ломтев А., Аккуратов Е., Дурнов К., Иванов В., Марфель Е.
1990 — В моих руках протекшего страницы (о жизни и деятельности декабриста Раевского В. Ф.) режиссер и автор сценария И. Осипов; оператор: Е. Марфель
1992 — Крутые виражи летчика Репкина

КИНОПЕРИОДИКА (выборочно)

Снял около 500 сюжетов для кинолетописи и киножурналов. Автор-оператор сюжетов для киножурнала «Фитиль».

1971 — Советский воин № 1; режиссер В. Шорохов; операторы:  И. Грачев, Р. Туморина, Е. Федяев, Ю. Иванцов, В. Пужевич, Е. Марфель, А. Вакурова
1972 — Новости дня № 36; режиссер А. Павлов; операторы: Е. Марфель, В. Ловков, С. Скраливецкий, С. Кузминский, Е. Мухин, А. Вакурова, А. Кричевский, М. Ошурков, Г. Епифанов, Л. Михайлов, Г. Мякишев, В. Никонов
1974 — Новости дня № 29; режиссер З. Фомина; операторы: Г. Монгловская, А. Хавчин, Б. Шер, Е. Марфель, Г. Тараканов, Н. Троценко, Р. Вилесова, А. Левитан, В. Горбунов, И. Скачков
1977 — Новости дня № 19; режиссер О. Уралов; операторы: Л. Максимов, В. Ходяков, Б. Киладзе, Е. Марфель, А. Лебедев, А. Софьин, А. Кулиджанов, А. Крылов, А. Хавчин, В. Байков
1977 — Новости дня № 27; режиссер Н. Соловьева; операторы: В. Горбунов, В. Софьин, Е. Марфель, В. Мезенцев. П. Шлыков, Х. Короев, Ю. Егоров, О. Лебедев
1978 — Советская Армия № 42 (Школа патриотов); режиссер В. Шорохов; оператор: Е. Марфель; звукооператор: Ю. Игнатов; автор сценария: В. Кашеляевский 

1979 — к/ж «Фитиль» № 208 (сюжет "Приговоренные к уценке"); режиссер-оператор
1981 — к/ж «Фитиль» № 240; режиссер-оператор
1981 — Советская Армия № 52 (Наш расчет); режиссер В. Шорохов; оператор Е. Марфель; звукооператор: Е. Шиткин
1982 — Новости дня № 6; операторы: Арцеулов О., Дубровин Г., Киселев В., Кузьмин В., Кусля Я., Левенберг М., Марфель Е., Муталенко О., Петросов Р., Погосов А. 
1982 — Новости дня № 11; операторы: Аккуратов Е., Арцеулов О., Горелкин В., Киселев В., Копалин И., Левенберг М., Марфель Е., Осипов И.
1982 — Новости дня № 15 ; операторы: Арцеулов К., Байков В., Воронцов В., Извеков В., Левенберг М., Макаров В., Марфель Е., Ходяков В. 
1982 — Новости дня № 28режиссер Б. Карпов; операторы: П. Касаткин, В. Байков, Л. Максимов, М. Попова, Е. Федяев, А. Кулиджанов, А. Яцура, Е. Марфель, Г. Епифанов, В. Воронцов
1983 — Новости дня № 21 Жить и работать по-коммунистически. Пятилетка, год третий. Фестиваль "Московские звезды"; режиссер Опрышко А.; операторы: Воинов О., Горемыкин А., Грезин В., Грек И., Марфель Е., Попова М., Федяев Е., Яцура А. 
1983 — Новости дня № 32; режиссер В. Шорохов; операторы: С. Кузминский, И. Филатов, В. Монастырский, В. Дудин, В. Иванов, Е. Марфель, В. Муратов, Р. Лягинсков 
1983 — Новости дня № 46; режиссер А. Рыбакова; операторы: И. Бганцев, Б. Киладзе, А. Ломтев, В. Забабурин, Г. Матыс, Е. Марфель, О. Воинов
1983 — к/ж «Фитиль» № 225; режиссер-оператор
1983 — к/ж «Фитиль» № 230; режиссер-оператор
1983 — к/ж «Фитиль» № 233; режиссер-оператор

Киногруппа ЦСДФ с летчиком-космонавтом СССР № 12, дважды Героем Советского Союза Георгием Тимофеевичнм Береговым. Январь 1984 года. Фото из семейного архива.1984 — Хроника наших дней 1984 № 7 Пятилетка, год четвертый. Продовольственная программа в действии. Летчик на все временарежиссер Андреев А.; операторы: Глазков В., Лебедев А., Марфель Е., Муратов В.
1985 — Хроника наших дней № 2. Специальный выпуск. Памяти Дмитрия Федоровича Устинова (прощание народа с Д. Ф. Устиновым. Похороны на Красной площади); режиссер З. Фомина; операторы: Ю. Голубев, В. Волков, С. Кузминский, Ю. Ивлев, Л. Максимов, И. Бганцев, Е. Марфель, Е. Федяев 
1986 — Хроника наших дней № 14; режиссер С. Швецов; операторы: Г. Епифанов, Е. Марфель, М. Попова, К. Абдыкулов, Г. Шукуров, Ю. Тунтуев, В. Грезин, В. Макаров
1988 — Вручение наград фронтовым кинооператорам (Москва. Кремль. 7 мая 1988 года. Председатель Президиума Верховного Совета СССР В. П. Орлов вручает награды заслуженным деятелям искусств РСФСР: К. И. Широнину, Е. П. Яцуну, А. А. Алексееву, А. Е. Воронцову, Г. А. Голубову, И. Д. Грачеву, М. М. Прудникову, Д. Г. Рымареву, Б. И. Шеру. Выступает М. Глузский. Присутствуют: А. А. Листвин, Н. А. Лыткин, К. П. Бровин.); сюжет для кинолетописи; оператор Е. Марфель 
1989 — Благотворительный вечер к 150-летию со дня закладки храма Христа Спасителя в Москве (Москва. 24 сентября 1989 г. Зал и президиум вечера в кинотеатре "Россия". Присутствуют: А. В. Руцкой, В. Крупин, М. Ножкин. Выступают: Г. Свиридова, В. Солоухин, Р. Шафаревич (США), Ю. Д. Юшкин); сюжет для кинолетописи; оператор Е. Марфель
1991 — к/ж Фитиль, выпуск № 344 (сюжет "Джентльмены у дачи"); режиссер А. Бялик; оператор Е. Марфель
1992 —  Хозяин 1992 № 8 Крутой вираж лётчика Репкина (о бывшем летчике-штурмане, позже директоре Дома-интерната для престарелых и инвалидов г. Ряжска Рязанской области; режиссёр Т. Курская; оператор Е. Марфель

____________________________
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД; Справочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель Вадим Горбатский, Изд.: — М.; НИИ Киноискусства, 2005; с. 125). 

Цитаты

[...]В 208 номере тема документального сюжета «Приговорённые к уценке» — не открытия. Это сюжет о выпуске изделий устаревших образцов, не пользующихся спросом. Вопрос, который поднимался неоднократно. Но чем всегда берет "Фитиль", так это наглядностью.
Можно говорить много правильных слов, можно говорить много негодующих слов, но только увидев своими глазами, к примеру, в фирменном магазине города Рязани с игривым названием "Башмачок" туфли, которые только что сошли с конвейера Рязанской обувной фабрики, туфли, на которые затрачено столько прекрасной кожи и человеческого труда, но которым единственная дорога — прямо в магазин. Такая обувь годами пылится на прилавках и складах не находя спроса.
На таких же складах лежат тысячи мужских сорочек швейного объединения опять-таки Рязани. Магазины отказываются их брать, но конвейер работает, как говорится, на всю катушку.
— Будем прикладывать силы к тому, чтобы наша продукция нравилась покупателям, — уверяет нас директор объединения тов. Андреев.
Силы прикладываются, и немалые, — целый цех занят производством ненужного товара. Печально констатирует этот факт заместитель министра торговли РСФСР тов. Куренков:
— Покупатель прежде всего обращает внимание на то, что вещи некрасивые, немодные и сделаны из ткани устаревшей структуры. Он видит это и отворачивается от них.
Да и как покупателю не отворачиваться от товара, который открыто уценивают по несколько раз (что видно по множеству бирок в магазине уцененных товаров), как покупателю не отворачиваться от пальто, стоимость которого дошла до стоимости воротника (а работа швейников, ткачей, хлопкоробов уже не ставится ни в грош), как покупателю не отворачиваться, если на удешевленную распродажу стали попадать товары со знаком качества.[...]

Сергей Михалков, гл. редактор сатирического киножурнала «Фитиль», Источник