Лев Моисеевич Рошаль (01 января 1936, Москва — 28 ноября 2010, Москва) — выдающийся кинодраматург, киновед и кинокритик, сценарист документальных фильмов, известный специалист в области историографии, источниковедения и архивоведения кинофотофонодокументов. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1987). Член Союза кинематографистов РФ. Член ученого совета НИИ киноискусства. Член научно-технического совета Российского государственного архива кинофотодокументов. Председатель Совета по теории и критике неигрового кино Союза кинематографистов. Член специализированного совета Российского института культурологии.
Окончил Московский государственный историко-архивный институт (МГИАИ) в 1959 году. С середины 1960-х гг. он всерьез заинтересовался неигровым кино. В 1971 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Образное отражение действительности в современном документальном фильме».
Л.М. Рошаль — доктор искусствоведения (1995; диссертация «Художественная интерпретация факта как сущностная проблема неигрового кино»), профессор кафедры аудиовизуальных документов и архивов Историко-архивного института РГГУ (1999).
С 1988 года ведущий научный сотрудник Всероссийского научно- исследовательского института киноискусства (ВНИИК), а также член Ученого и диссертационного советов этого института, членом научно-технического совета РГАКФД. Долгие годы он был председателем Совета по теории и критике неигрового кино Союза кинематографистов, действительным членом Российской академии кинематографических искусств «Ника».
С 1999 года руководил Учебно-научным центром «История и экранная культура» факультета истории искусств РГГУ.
Лев Моисеевич Рошаль сформировал в рамках учебного процесса целый ряд важных курсов ( «Кинофотофоноархивы», «Кинофотофонодокументирование», «История фотографии и кино» и др.).
Им были созданы лекционные курсы, разработаны методические материалы семинарских и практических занятий по истории и организации деятельности этих архивов. За время своей плодотворной научной и творческой деятельности Рошаль внес значительный и неоспоримый вклад в развитие как документального кино, так и историографии, источниковедения, архивоведения кинофотофонодокументов.
Автор более 200 работ по истории и теории неигрового кино и современного кинопроцесса, различным проблемам отечественного документального кино) популярны не только в нашей стране, но и за рубежом. Дипломант и призер многих международных и отечественных кинофестивалей.
Леониду Рошалю принадлежат сценарии многих документальных фильмов, среди которых «Пирамида», «Соло трубы», «Площадь революции» (все три фильма производства ЦСДФ; реж. А. Иванкин); «Танцверанда им. Ф.Э. Дзержинского», «Мост» (реж. Г. Городний); «Чао, мое сокровище» (1995, реж. Р. Бараночников), «Царская охота» (реж. В. Мосс), «Драматург Александр Галин, или Курская магнитная аномалия», «Горе уму» (реж. Г. Евтушенко) и др. Многие из фильмов, снятых по его сценариям, получили престижные награды.
Отец — Рошаль Моисей Львович (21 ноября 1909 — 23 декабря 1977), театральный актер и режиссер. Главный режиссер Московского областного театра имени А.Н. Островского.
Мать — Кобанова Зинаида Владимировна (18 декабря 1898 — 11 апреля 1976 ), актриса.
Племянник Рошаля Григория Львовича (09 октября 1899, Новозыбков, Брянский уезд, Орловская губерния, Российская империя (ныне Новозыбковский р-он, Брянская обл.) — 11 января 1989), советский режиссёр театра и кино, кинодраматург, педагог. Народный артист СССР (1967). Лауреат двух Сталинских (Государственных) премий (1950, 1951) и Бременер (Рошаль) Серафимы Львовны (12 (25) ноября 1906 — 26 декабря 1971), кинодраматург.
1985 — Пирамида (фильм рассказывает об артисте цирка, атлете, силовом жонглере Валентине Дикуле); режиссёр: А. Иванкин; автор сценария: Л. Рошаль; операторы: А. Колобродов, А. Гутман
1986 — Соло трубы (фильм о Л. Федотове); полнометражный; режиссёр: А. Иванкин; авторы сценария: Л. Рошаль; оператор: В. Никонов
1989 — Площадь Революции; полнометражный; Производство: ТПО «Риск» ЦСДФ; режиссёр: А. Иванкин; автор сценария: Л. Рошаль; оператор: В. Никонов
_____________________________
При подготовки материала использовалась информация открытых интернет-источников, а также сайта ИАИ РГГУ: Факультет технотронных архивов и документов ИАИ РГГУ. Фильмография — электронный каталог РГАКФД.
Лев Моисеевич РОШАЛЬ (1936–2010)
Виктор ЛИСТОВ ("Киноведческие записки" № 97, 2010 год), Источник
Он всего месяц не дожил до своего семидесятипятилетия.
Был Лев Моисеевич одним из лучших наших киноведов и критиков, писал актуальные повести и документальные сценарии, носил звание профессора и степень доктора искусствоведения; был отмечен многочисленными премиями, призами и другими знаками общественного признания. Но цель и смысл своих жизненных усилий он видел не в этом. И не за это почитали и почитают Рошаля друзья, коллеги, ученики.
Рошаль сочетал в себе многие художественные и научные способности с главным талантом — быть человеком. Редкое сочетание! Общение с Львом Моисеевичем всегда было праздником — праздником погружения в мир, где на первом месте одаренность и честность, уважение к людям и строгий спрос с самого себя. У Дзиги Вертова, которым Лев занимался более полувека, есть максима: любить изобретателей, а не приобретателей. Это и стало жизненным кредо Рошаля.
На исходе пятидесятых годов мы учились в Историко-архивном институте. Запомнился один из разговоров в средневековом дворике института (мы еще были на «вы»):
— Лева,— спрашивал я,— правильно ли я понимаю, что ваш знаменитый дядя, Григорий Львович Рошаль, не помогает вам в кино, а скорее мешает? Ведь его многочисленные недруги автоматически становятся и вашими—так? А его друзья относятся к вам довольно спокойно.
— Вот,— живо откликнулся Лёва,— как хорошо, что вы это поняли!
Лев Рошаль не признавал обходных путей, протекций, некрасивых сделок. Поэтому всю жизнь на все свои защиты, на все престижные места службы выходил с многолетними опозданиями. Он не брался писать отзывы на бездарные работы, если — по условиям задачи — надо было кривить душой. Поэтому — и еще по многим принципиальным причинам — его собственные рукописи не шли, лежали без движения иногда долгие годы.
Герои книг и фильмов Рошаля всегда как-то сродни ему самому — будь то красный казак Филипп Миронов, наделенный острым чувством справедливости, или житель «дома на набережной» Лёва Федотов; наивно честный Вертов или неукротимый новатор Мейерхольд — все они и многие другие привычно входили в мир чувствований и мыслей ученого и художника.
Читатели нашего журнала с первых номеров знают Рошаля. Его теоретические статьи, эссе, рецензии постоянно, из года в год, украшали страницы «Киноведческих записок», углубляли и расширяли понимание искусства, его истории и современного состояния. Студенты, аспиранты прошедшие рошалевскую школу, все, кажется, без исключения, профессионально состоятельны — чувство благодарности к учителю их объединяет.
Что сказать? Жизнь не расскажешь, не объяснишь. Лева был мальчиком с московского Арбата и всегда ощущал свое «арбатство», далеко или близко роднившее его то с пушкинским девятнадцатым веком, то со старшими современниками — Рыбаковым, Окуджавой. В массе обыкновенных, будничных проявлений видел он прежде всего образную, художественную сторону. То, что он писал и говорил, было всегда живо и занимательно, даже если речь шла о сухих академических материях.
Я давно заметил, что наше скромное искусствоведческое «бессмертие» таится в сносках, в ссылках на наши сочинения. Пока на вас ссылаются, пока ваши мысли и наблюдения актуальны—вы живы. Вот и сейчас: в своей следующей работе я процитирую лёвину книгу о Вертове — не просто из приязни к автору, а по делу, по логике изложения.
Киноведы наших и — надеюсь — следующих поколений не расстанутся с Рошалем, будут его помнить, обращаться к его сочинениям.
И это — справедливо.
[ Страница дополняется материалами ]