Последнее обновление: 21.03.2024.
Воронцов Сергей Александрович (25 августа 1957, Москва — 14 августа 2014, Москва) — оператор кино и телевидения. Член Союза кинематографистов СССР — СК России с декабря 1985 года. Член КПСС.
В кино с 1974 года — помощник, затем асс. оператора Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).
В 1983 году окончил операторский факультет ВГИКа (мастерская Романа Ильина).
В 1983 — 1993 — оператор ЦСДФ.
В 1994 — 1996 — оператор Российской центральной киновидеостудии документальных и учебных фильмов (РЦСДФ).
Оператор полнометражных документальных фильмов — «Повесть о маршале Коневе», «Полководцы» (оба фильма 1988 года выпуска; реж. Лев Данилов), «Был день и час» (1988; реж.Т. Скабард), «Штрафники (Сюжеты из приказа № 227)», «Досье на генерала Власова» (оба фильма 1990 года выпуска; реж. Лев Данилов).
В 1997 — 1998 — оператор ЗАО «ОРТ».
С 1998 года — оператор ЗАО «Компания ТЕМП», оператор программы «Женские истории» (ТК «ВиД»).
С 2004 — оператор телесериалов. Оператор-постановщик популярного телесериала «Глухарь» (2008 год; 3 сезона).
Отец — Воронцов Александр Ефимович (23 июня 1919 — 15 августа 1991), оператор и режиссер документального кино; фронтовой кинооператор Великой Отечественной войны. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1976).
Мать — Воронцова Нина Сергеевна (16 июля 1927 — ?), в кино работала с 1953 года, на ЦСДФ с 1958 года — секретарь-стенографистка, редактор.
Жена — Воронцова (Гретчина) Татьяна Владимировна (род. в 1956 году в Москве), химик-технолог; в 1983 году окончила ЛИКИ; в 1983 — 1991 — ст. контролер-мастер цеха обработки пленки ЦСДФ.
Дочь — Воронцова Александра Сергеевна, режиссёр, продюсер; в 2009 году окончила режиссерский
1980 — О спорт, ты – мир! (фильм о XXII Летних олимпийских играх в Москве, которые проходили в период с 19 июля по 3 августа 1980 года); полнометражный; производство: "Мосфильм" (ТО "Олимпиада-80"); документальные съемки ЦСДФ; реж.: Юрий Озеров; авторы сценария: Юрий Озеров, Борис Рычков (ЦСДФ); главный оператор документальных съёмок: Лев Максимов (ЦСДФ); главный оператор-координатор: Михаил Ошурков (ЦСДФ); оператор (в титрах не указан) в группе операторов (всего снимали 89 кинооператоров)
1981 — Изборок; производство: учебная киностудия ВГИК; оператор
1982 — Мастерская Бондарчука; производство: учебная киностудия ВГИК; оператор
1982 — Не личное дело Петра Васильевича; производство: учебная киностудия ВГИК; оператор
1984 — 125 строк в номер (репортаж о деятельности многотиражной газеты "Мартеновка" Московского металлургического завода "Серп и молот"; очередной выпуск газеты рассказывает о производственных проблемах и непростых взаимоотношениях в коллективе); режиссер Е. Шаталина; оператор
1984 — Баян; рекламный фильм; режиссер Н. Соловьёва; оператор
1984 — Здравствуйте, товарищ депутат; режиссер Т. Скабард; оператор
1985 — Дорога к большому хлебу (о колхозе "Правда" Ставропольского края, рассказ о сезонных полевых работах и о некоторых формах массово-политической работы на селе); режиссер А. Соловьёва; оператор
1985 — Завтра на рассвете День Победы (рассказ о подготовке к празднованию 40-летия Победы); режиссер Л. Данилов; оперторы: Воронцов С., Киселев В.
1985 — XII Всемирный. Страницы фестивального дневника (фильм о проведении в Москве XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов. День первый - Здравствуй, фестиваль! День второй - Звездный марш. День третий - Обвиняет юность планеты. День четвертый - Дети разных народов. День пятый - Праздник не кончается. День шестой - Главное право человека. День седьмой - Адреса дружбы. День восьмой - До новых встреч!)полнометражный; режиссер А. Опрышко; автор сценария Корнешов Л.; операторы: Максимов Л., Аккуратов Е., Байков В., Буслаев Ю., Воинов О., Волков В., Воронцов С., Голубев Ю., Головня В., Доброницкий В., Ивлев Ю., Извеков В., Колобродов А., Кузнецов И., Кузминский С., Кусля Я., Ловков В., Микоша В., Мякишев Г., Усанов В., Федяев Е., Филатов И.; диктор Зозулин В.; автор текста Ицков И.
1985 — Школа воспитания (о работе пропагандистов на московском заводе "Серп и молот"); режиссер Л. Рамазина; оператор
1986 — Перегон (фильм о очетном железнодорожнике, лауреат Государственной премии СССР Егорове В. К.); режиссер Т. Скабард; оператор
1986 — Добрая воля; полнометражный; режиссер Б. Рычков; оператор в группе
1986 — Предел (о последствиях алкоголизма: брошенных детях, родителях, лишенных родительских прав, преступления); реж.: Т. Скабард; операторы: С. Воронцов, А. Горемыкин
1985 — Раздумья о русской ниве; полнометражный; операторы: Операторы Воронцов В., Воронцов С., Касаткин П.
1987 — Московская семья: короткий рассказ (о семье Лезжовых - рабочих московского автомобильного завода им. Лихачева, их быте, работе, учебе); по заказу ТПП; режиссер В. Ходяков; операторы: Воронцов С., Кузнецов И.
1987 — Крепи оборону Родины; по заказу ЦК ДОСААФ СССР; полнометражный; реж.: А. Воронцов; операторы: Воронцов С., Григорьев Н., Епифанов Г., Кочетков А. С., Марфель Е., Семин В.
1987 — Онежская быль (Оглянись) (о жизни северной русской деревни и судьбе людей); полнометражный; реж. Т. Скабард; оператор
1987 — Ваш спутник (о деятельности бюро международного молодёжного туризма "Спутник"); реж. А. Андреев; операторы: Воронцов С., Комм Р., Семин В.
1988 — Смена года (кинозарисовка: город в канун Нового года); режиссер Т. Скабард; оператор
1988 — Повесть о маршале Коневе; полнометражный; режиссер Л. Данилов; оператор
1988 — Полководцы; полнометражный; по заказу Гостелерадио СССР; режиссер Л. Данилов; оператор
1988 — В свободной беседе о веке двадцатом; полнометражный; реж.: Л. Данилов; оператор
1988 — Был день и час (о трагической судьбе интеллигенции в годы сталинских репрессий, в годы "застоя"; полнометражный; режиссер Т. Скабард; оператор
1988 — История войны по Брайлю; к/ж "Пионерия" №2 (о судьбе Николая Рябоконя, который, будучи ребёнком, потерял зрение во время войн); режиссер Л. Данилов; оператор
1990 — Штрафники (Сюжеты из приказа № 227) (фильм о сталинском приказе № 227, о судьбах людей воевавших в штрафных батальонах в годы Великой Отечественной войны); полнометражный; оператор
1990 — Досье на генерала Власова (фильм рассказывает о судьбе генерала русской освободительной армии (РОА), входящей в состав германских вооруженных сил во время Великой Отечественной войны, Андреея Андреевича Власова); полнометражный; Л. Данилов - режиссер и автор сценария совместно с А. Уваровым; операторы: И. Двойников, С. Воронцов; консультант фильма: профессор, д.и.н., генерал-майор В. Ларионов; директор картины В. Шабунин
1990 — Путь (о колхозе "12-ый Октябрь" Костромской области и его руководителе Прасковье Андреевне Малининой, дважды Герое Социалистического Труда); полнометражный; режиссер Т. Скабард; оператор
1991 — Мегаполис; полнометражный
1992 — Несколько бесед ни о чем
1994 — Апология огня
1994 — Ой, бог ты мой! (фильм в гротесковой, игровой манере поднимает проблему пьянства в Росси); режиссер Т. Скабард
1995 — Об агрофирме «Белая дача»
1996 — Мень; полнометражный
1996 — Реквием
1996 — Успенский собор (видео)
Снимал сюжеты для кинопериодики.
[…]На съёмках Глухаря возникла проблема с режиссером, на проекте работало их два, один снимал две серии, другой монтировал свои две серии отснятые и готовился к следующим.
Максим Аверин, актёр театра, кино и телевидения, режиссёр, телеведущий. Заслуженный артист РФ, Источник
Такой производственный поток. Две серии снимались в девять дней. Очень сложный и напряжённый график. Работали мы по двенадцать, четырнадцать часов. Группа катастрофически уставала. В каждой серии новые персонажи, локации. Нужен новый реквизит, оборудование.
За три года было снято около 166 серий и полный метр "глухарь в кино". Режиссёры менялись, а герои оставались. Возникла заминка с приходом нового режиссёра. А к тому времени уже я о себе заявил на площадке, что мне интересно себя попробовать в новом качестве. Оператор - постановщик Сергей Александрович Воронцов, человек удивительного характера, но сложного, точнее он был просто очень прямолинейным, говорил открыто, выражал свои мысли чётко, иногда жёстко, а это не всегда всем может понравится. Ещё на пробах он поверил в меня, подошёл, поддержал.
Мы могли с ним во время работы поспорить и даже обидеть, и обидеться друг на друга. Это нормально в творческом процессе, я уверен, что это даже правильно. Спокойно, уныло и плавно плавает только (сами знаете что).
Но в спорах мы придумывали наше кино. Нам хотелось делать свою работу интересной. А если нам интересно, значит и зрителю тоже. Воронцов был удивительным оператором. Думаю, что из-за своего характера он сильно пострадал и мог бы добиться много большего в профессии. И его нерастраченная энергия часто выплёскивалась в прекрасные кадры. […]
Когда три года назад Дяди Сережи не стало, я познакомился с его прежней семьёй, с его удивительной дочерью Александрой. Так многое совершенно нового, интересного открылось об этом человеке.
⁃ Саша, я очень хочу написать об отце.
⁃ знаешь, - кино... Это действительно была его болезнь. И я помню его очень счастливым, когда вы работали вместе, когда он мне рассказывал про то, что ты теперь режиссер, про то как он тихо, но радостно сообщил, что вы получили тэфи...
Он был великим критиканом, под его разнос попадали многие, может быть практически все, но если он рассказывал что-то про тебя, он помню как-то раз замолчал и сказал что-то вроде просто "талантливый парень, у него получится"...
Ах, мой дорогой Сергей Александрович! Как часто я вспоминаю Вас! Как мне была бы необходима Ваша поддержка!
Именно дядя Серёжа и подтолкнул к режиссуре.
⁃ чего ты сидишь, начинай сам снимать! Я тебя поддержу!
Сейчас как раз то время! Продюсер тебе не откажет, ты в материале.
⁃ Сергей Александрович, одно дело быть в кадре, тут я уже знаю чего и как, а другое дело сочинять раскадровку, придумывать планы, крупность и т.д.
⁃ если ты сумеешь убедить двоих человек, значит и больше за собой поведёшь!
И группа пошла за мной! И это благодаря Сергею Александровичу!
Началась работа! Ох, какое это было удивительное время!
С Воронцовым мы придумывали кадры, я рассказывал о том, как вижу и что хотел видеть в этой истории. Мы хотели уйти от шаблонов производства сериала. Работа кипела у нас. В съёмках были задействованы скайлифты, стедикамы. Каждую серию мы продумывали, как полнометражный фильм. Удивляли внимание деталям, выбирали натуру.
Дядя Серёжа по отечески относился к моим новым амбициям. Наверняка он был снисходителен, но в этом было столько доверия. И вполне возможно, что этот эксперимент ему дался большой кровью, даже большей, чем мне. Во мне бурлила кровь и авантюризм, а в нём опыт и ответственность.
Я помню, как сильно он переживал, что не он снимает полный метр "Глухарь в кино". Ведь он знал, как никто, как передать эту историю на широкий экран. Он бы не допустил тех ошибок, которые сейчас я вижу в этой картине спустя много лет. В кино не может быть равнодушных людей! Любая деталь, случайно оказавшееся в кадре, выпирает на передний план и нарушает органику. И в этом искусство оператора, который выстраивая кадр, движение камеры, её дыхание, своим визиром, открывает нам эту прекрасную атмосферу фильма, погружает нас, заставляет быть соучастником.[…]
Хотя он и при жизни не был открытым человеком. Но за всей этой баррикадой я почувствовал очень трепетного человека. Неравнодушного к своей профессии. Настоящего мастера!
Использована информация открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД; Справочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель: Вадим Горбатский, Изд.: — М.; НИИ Киноискусства, 2005; с. 41).