Женщина из стали и слёз

Короткометражный фильм, 1992 год

Фильм:
Женщина из стали и слёз
(год выпуска – 1992)

Тип фильма:
Короткометражный фильм
(3 части, хронометраж – 00:36:56)

Категории:
история, кино, личность, пионерия

О фильме

23 декабря 2021 года исполняется 115 лет со дня рождения Арши Ованесовой — создателя первого советского детского киножурнала «Пионерия». 

Документальный фильм о жизни и творчестве Арши Ованесовой был снят на Киновидеостудии "Человек и время".

В фильме об Арше Амбарцумовне рассказывает её муж — киноопертор, фронтовой оператор Семён Шейнин. Отрывки из дневника Ованесовой читает  заслуженная артистка России Инна Алабина.

Над фильмом работали:

Автор сценария Лев Рошаль

Режиссёр Сэда Пумпянская

Оператор Юрий Орлов

Звукооператор Валентина Георгиевская  

Редактор Мария Рябова

Редактор кинолетописи Мария Потолова

Оператор комбинированных съёмок Галина Маякова

Музыкальное оформление Алла Корниенко

Звукооформитель Ирина Цатурова

Монтажёр Наталья Глухова

Директора картины: Валентина Сафрайтэр, Светлана Картовещенко

В фильме использованы кадры кинохроники РГАКФД.

Цитаты

[...]«Комсомол выдвинул меня в пионервожатые и научил работать с детьми. Четыре года общения с пионерами, множество вечеров и дней, проведенных с ними, позволили мне изучить психологию детей и их запросы... С большим трудом давались мне первые номера «Пио­нерии». Режиссеры, делавшие большие фильмы для детей, знали, что они должны делать. В большом художествен­ном произведении можно поставить проблемы, волнующие детей, создать интересные образы. Мой же журнал демон­стрируется лишь 10 минут. Как же это делать и что пока­зывать?»[...]

Арша Ованесова (из сборника «Летописцы нашего времени», М. «Искусство», 1987 г. стр. 215-234 (составители: Г. Прожико, Д. Фирсова), Источник

[...]Работая с детьми и для детей, Арша Ованесова первой из режиссеров советского документального кино должна была обратиться в первую очередь к человеку — и только к человеку. И, хотя человек этот был еще маленьким, это не мог быть, как у других, «обобщающий образ», «символ» колхозницы или рабочего, интеллигента или пролетария. Это должен быть живой московский школьник Коля Калиновский со своей милой, застенчивой улыбкой, со своим чуть кар­тавым «р», со своей судьбой, которую Арша проследит до того времени, когда у Коли Калиновского и его одно­классницы Ксаны Горбачевской уже вырастут собственные дети. Это должна быть Аля Пахмутова — никому тогда не ведомый юный композитор, отважно отстаивающий свой первый фортепьянный концерт, исполнить который ей не так-то просто: ноги не дотягиваются до педали, а крошеч­ные ручки не в состоянии «ухватить» нужное количество клавиш. Это Ксана Горбачевская, забывшая, что она на экза­мене,— так захватил ее Пушкин: «Осенняя пора, очей очарованье...».
И это принципиально, что для Арши Ованесовой важно было запечатлеть не официальное мероприятие — сбор дружины, слет отличников, награждение победителей и т. д., а будни школы, чисто бытовые зарисовки. Это принципиаль­но в работе художника, который первым в кинодокументалистике открыл поэзию будничных дел, красоту и значительность обычного— из толпы — человека. И это еще за­долго до Мостового, Галантера или Когана.
Да, оказалось, что запечатлеть будни жизни так же важ­но, а может быть, более важно, чем торжественные события. Они оставляют образ времени, дыхание эпохи, характеры людей. На своем материале Ованесова решала принципи­альные вопросы будущей кинодокументалистики.
Если говорить об Ованесовой, то начинался этот процесс скромно — на «Пионерии», а завершился ярко и самобытно в ее фильмах «Повесть о наших детях», «Школьные годы», «Необыкновенные встречи».[...]

Джемма Фирсова, актриса, режиссёр, писатель (из сборника «Летописцы нашего времени», М. «Искусство», 1987 г. стр. 215-234 (составители: Г. Прожико, Д. Фирсова), Источник