Юбилейный вечер, посвященный 105-летию со дня рождения А.И. Райкина, основателя театра «Сатирикон», прошёл 23 октября на сцене «Планеты КВН».
В программе — два отделения с антрактом: поэтическая часть «Константин РАЙКИН – Аркадию РАЙКИНУ» и и одноактный спектакль «Лекарь поневоле» по пьесе Мольера в постановке Константина РАЙКИНА. В Спектакле три артиста играют все роли. Спектакль сделан по райкинским принципу мгновенного перевоплащения.
Райкин родился 24 октября 1911 года в Риге, окончил Ленинградский театральный техникум. В 1930-х годах совмещал работу в театре со съемками в кино.
Первое признание пришло к Райкину в ноябре 1939 года, когда он победил на первом конкурсе артистов эстрады в Москве. Через три года стал художественным руководителем Ленинградского театра эстрады и миниатюр, который позже переименовывает в «Сатирикон».
Во время Великой Отечественной войны Аркадий Райкин ездил с концертами по фронтам. После войны огромной популярностью пользуются выступления Райкина на радио и телевидении. Выпускаются аудиозаписи его миниатюр.
В 1957 году Аркадию Райкину было присвоено звание Народный артист РСФСР, а в 1968 году Народный артист СССР. Также он был награжден многими наградами и премиями.
В 1942 году на Центральной студии Кинохроники (с 1944 — ЦСДФ) вышел полнометражный фильм
"Концерт фронту".
Киноконцерт, предназначенный прежде всего для демонстрации бойцам действующей армии, снимался в ноябре 1942 года в Москве. Принять участие в нём пригласили лучших, любимейших артистов, среди них: И. С. Козловский, Л. Русланова, Н. Емельянова, Л. О. Утесов. Концертные номера объединены сюжетом: киномеханик — актёр Аркадий Райкин в землянке показывает бойцам фильм, объявляя исполнителей и комментируя концертные номера.
В Москве планируют возвести памятник советскому эстрадному и театральному актёру, Народном артисту СССР Аркадию Райкину сообщил ТАСС в марте 2016 года руководитель театра «Сатирикон» и сын Аркадия Райкина — Константин Райкин .«Мы установим памятник возле нашего театра в Москве, — рассказал артист, — Проекта пока нет, но есть проект того строительства, которое будет длиться два года. Мы его завершим, и тогда перед нашим новым зданием поставим памятник».
Из выступления Константина Райкина 24 октября на VII Съезде СТД РФ (аудиозапись была опубликована Ассоциацией театральных критиков в социальной сети facebook) : «...сегодня 24 октября — и 105 лет со дня рождения Аркадия Райкина, я вас всех поздравляю с этим событием, с этой датой. И, вы знаете, я вам так скажу. Папа, когда понял, что я стану артистом, учил меня одной вещи; он как-то в мое сознание вложил одну такую вещь, он называл это — цеховая солидарность. Это некая этика по отношению к занимающимся одним делом вместе с тобой. И, мне кажется, сейчас время про это вспомнить всем.
Потому что меня очень тревожат — я думаю, как и вас всех — те явления, которые происходят в нашей жизни. Эти, так сказать, наезды на искусство, на театр, в частности. Эти совершенно беззаконные, экстремистские, наглые, агрессивные, прикрывающиеся словами о нравственности, о морали, и вообще всяческими, так сказать, благими и высокими словами: «патриотизм», «Родина» и «высокая нравственность»...
Потому что с нами разговаривают наши начальники непосредственные таким лексиконом сталинским, такими сталинскими установками, что просто ушам своим не веришь! Это говорят представители власти, мои непосредственные начальники, господин Аристархов так разговаривает. Хотя его вообще надо переводить с аристархского на русский, потому что он говорит языком, которым просто стыдно, что от имени министерства культуры так человек разговаривает. Мы сидим и слушаем это. Мы чего — не можем как-то высказаться все вместе?.."
Расшифровка речи Константина Райкина на сайте: www.meduza.io
КРУГ ЗАМКНУЛСЯ...
Отрывок из книги кинорежиссёра-документалиста, сценариста, писателя, Лауреата Ленинской премии Василия Катаняна “Прикосновение к идолам” (из серии “Мой 20 век”;, 1997; Издательство: Вагриус) — "Аркадий Райкин кидает кости".
Пантюхов в спектакле Театра Райкина шестидесятых годов «Волшебники живут рядом». Пьеса Жванецкого. Это был собирательный образ номенклатурщика, тупого и самонадеянного чинуши с хорошей анкетой («родители умерли, сестра утонула».) Пантюхов был наш современник, мы таких встречали на каждом шагу и хорошо знали им цену.
Спектакль этот лег в основу большого фильма, который я снимал о творчестве обожаемого мною Аркадия Исааковича. «Я рано понял — зачем мне учиться, когда я могу других учить? — вещал Пантюхов. — Мне всю жизнь нравились неконкретные специальности — уполномоченный, инструктор, культурник. Я работал и на парфюмерном фронте, выпустил духи под названием «Вот солдаты идут»; затем на стадионе, придумал праздники с народными артистами и лошадьми; потом меня бросили в биологию, там я написал статью «Генетика — продажная девка империализма»; читал доклад на семинаре: «С каждым годом наши слабые токи становятся все сильнее и сильнее».
В те годы такие рассуждения были достаточно смелы, эпизод в картине получился острый и смешной. И хотя сатира, смех и документальное кино — три вещи несовместные, фильм приняли без поправок. Мы удивились, но облегченно вздохнули. И, как вскоре выяснилось, рано: позвонили из Главка и сказали, что нужно сократить эпизоды с Пантюховым...
Информация из открытых источников, а также сайта: www.kino-teatr.ru