Операторы и работники фронтовых киногрупп. Епифанов Георгий Кузьмич


Операторы и работники фронтовых киногрупп. Епифанов Георгий Кузьмич

16.05.2021

В. И. Фомин

Валерий Иванович Фомин (род. 18 апреля 1940 года в Татарстане (ТАССР), д. Ново-Шешминск) — киновед и историк кино. Доктор искусствоведения. Действительный член киноакадемий «Золотой орел» и «Ника». Лауреат 18 премий профессиональных премий. Автор книг, выставок и документальных фильмов по истории отечественного кино. В настоящее время сотрудник Государственного центрального музея кино, готовит интернет-публикацию полной коллекции сохранившихся монтажных листов советских фронтовых операторов 1942-1945 гг.

Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 758 — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). Фото г.К. Епифанова из архива В.И. Фомина (Музей кино).

Епифанов Георгий Кузьмич (1918–1997).

Оператор документального кино. Заслуженный деятель ис­кусств РСФСР (31.12.1976).

Родился в Москве. Русский. Социальное происхождение – из рабочих. Беспартийный.

В 1940 окончил операторский факультет ВГИКа. В октябре 1936 г. был призван на военную службу. С 22 июня 1941 г. – в действующей армии. Служил в звании фотолаборанта в подраз­делениях боевой авиации Западного, Ленинградского, Сталин­градского фронтов. Осенью 1944 г. откомандирован в распоря­жение Комитета по делам кинематографии СНК СССР для работы во фронтовой кинохронике. Направлен в состав киногруппы 1-го Белорусского фронта для съемок в авиационных частях по обеспечению работы узкопленочных аппаратов. Как следует из характеристики:

«Тов. Епифанов показал себя энергичным киноработни­ком. Несмотря на то, что в первое время у него на фронте были неудачи со съемками узкопленочными аппаратами, тов. Епифанов продолжал упорно экспериментировать с установкой аппаратов на самолетах, добиваясь положительных результатов. В целях кон­троля аппаратов сам сделал несколько боевых вылетов.

В мае 1945 т. Епифанов (единственный из всех операторов, работавших на узкой пленке) обе­спечил съемку боевого материала в количестве 150 метров, где отражена бомбежка немецкого автотранспорта, аэродрома, поезда, а также зафиксирован на пленке воздушный бой».

(РГАЛИ. Ф. 2944. Оп. 28. Д. 514. Л. 43.)

 Снял сюжеты «Познань в огне». «Штурмовик Мария Толстова», «Штурм Кюстрина», «Над Бер­лином», «Советские асы», «Сталинград – Берлин», «Воздушные бои и штурмовки 1-го Белорусского фронта» и др. Съемки Епифанова вошли в фильмы «Берлин» и «Разгром Японии» (оба в 1945).

Был мужем певицы Клавдии Шульженко (1906–1984)[1]. Он влюбился в нее еще до войны. С 1940 года посещал ее концерты. На войну ушел фронтовым корреспондентом и как величайшую реликвию возил с собой две пластинки своей любимой певицы. После войны, раздобыв ее адрес, начал посылать Клавдии Ивановне открытки ко всем праздни­кам, подписывая их инициалами Г.Е. Был представлен ей их общими знакомыми только 21 июля 1956 года после того, как брак Клавдии Ивановны и Владимира Коралли распался.

Кавалер трех орденов Красной Звезды, ордена Отечественной войны и медалей «За бое­вые заслуги», «За оборону Севастополя», «За оборону Кавказа», «За победу над Германи­ей в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и др.

После войны – на ЦСДФ.

Похоронен на Введенском кладбище в Москве.

______________________________________
1. Был мужем оператора Оттилии Болеславовны Рейзман (1914 — 1986); фронтовой кинооператор Великой Отечественной войны. Лауреат двух Сталинских (Государственных) премий (1949, 1951). Почетный гражданин Праги. - Прим. ред. сайта #МузейЦСДФ.