Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 779 — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). Фото: "У памятника кайзеру Вильгельму. Кёнигсберг (в районе королевского замка). Весна 1945 года". На фото (слева направо): начальник киногруппы А. Медведкин, режиссер Ф. Киселев, кинооператор И. Панов. Фото из архива В.И. Фомина (Музей кино).
Панов Иван Васильевич (1909–1972).
Оператор документального кино, один из ведущих мастеров советского фронтового кинорепортажа. Русский. Родился в Москве. Социальное происхождение – из рабочих. Член ВКП(б).
В 1935 окончил операторский факультет ВГИКа[1]. В 1932–1933 – ассистент оператора, оператор Московской фабрики «Росфильм» / к/ст «Мосфильм». На войну командирован киностудией «Мосфильм» (работал ассистентом оператора на картинах «Летчики», «Партийный билет», «Волга-Волга», «Минин и Пожарский», «Суворов», «Машенька» и других). С 1942 снимал на Калининском, 1-м Прибалтийском и 1-м Белорусском фронтах.
Основные съемки: «Бой за Ржев», «Бой за Великие Луки» (1941); «Битва за Смоленск», «Бои за Духовщину» (1942); «К переговорам с Финляндией», «В логове зверя», «Восточная Пруссия» (1944); «Кёнигсберг», «Знамя победы над Берлином», «Берлин», «Парад Победы» (1945).
Дважды контужен: под г. Ржевом в 1942 г. и под г. Витебском в 1944 г.
Лауреат Сталинских премий (1946, 1952).
Награжден двумя орденами Красной Звезды (1942, 1943) и орденом Великой Отечественной войны II степени (1944).
В 1954–1959 – оператор ЦСДФ. В 1960–1964 – представитель «Совэкспортфильма» в Италии.
(РГАЛИ. Ф. 2944. Оп. 28. Д. 1121. Л. 3–7.)
«ГВАРДИИ СТАРШИНА САНИНСТРУКТОР ПРОНСКИЙ»
Киногруппа Калининского фронта
Монтажный лист № 937
Оператор: Панов, асс. оператора: Писарев
В боях за Руль в 16-й гвардейской дивизии 44-го арт. полка прославился санинструктор Пронский. Это мастер на все руки. За рулем трактора он заменяет раненого тракториста, и снаряды доставлены вовремя. Когда нужно срочно приготовить бойцам пищу, за это дело берется санинструктор Пронский.
Заботливо следит Пронский за своими бойцами: сам вовремя их пострижет, вовремя накормит вкусным обедом собственного приготовления. А когда идет бой, он не только оказывает помощь раненому бойцу, но и заменяет его в расчете у орудия.
Так живет и воюет гвардии старшина санинструктор Пронский. В боях за Руль Пронский, как достойный сын Родины, был принят в ряды ВКП(б). Пронскому мало этих 4-х профессий: его мечта стать комиссаром.
Снято:
а) Трактор. Заменив раненого тракториста, Пронский привез боеприпасы.
б) Пронский докладывает комиссару батареи гвардии политруку Голавиускому А.И. и комиссару дивизиона гвардии политруку Нуждину П.В.: снаряды доставлены.
Эпизод 2.
а) Руки режут капусту.
б) Пронский готовит обед.
в) Дымящийся котел.
г) Бойцы с котелками идут за обедом.
д) Пронский раздает пищу.
е) «Борщ удался на славу». Крупные планы кушающих бойцов.
Эпизод 3.
По вихрам чьей-то головы гуляет машинка: Пронский – парикмахер.
Эпизод 4.
а) Ранен один из расчета орудия. Пронский оказывает первую помощь.
Эпизод 5.
а) Отсутствует один из расчета орудия. Пронский становится на его место заряжающим.
б) Команда: «Огонь!», – и бьет орудие (орудийные выстрелы взять из предыдущего материала, посланного вам – орудия в Рули).
в) Пронский смотрит в бинокль на родной город Руль, где у него дом, где у него осталась семья.
Переход от эпизода к эпизоду надо осуществить короткими вытеснениями.
Материал в коробках №№ 1, 2, 3, 4.
В коробке № 3 один ролик, снято – сбитый немецкий бомбардировщик, горящий, а также трупы немецких летчиков.
Оператор Панов.[1]
Подлинник. Автограф. Монтажный лист написан карандашом.
_______________________________
1. Руководство Главкинохроники очень жестко отреагировало на этот сюжет. В редакторском заключении (5.10.1942) на эту съемку говорилось:
«Оператор и его ассистент взялись за хорошую тему: они решили показать человека, владеющего различными воинскими специальностями и знаниями, причем показать его в действии, в боевой обстановке. При умелом решении такой темы должен был возникнуть портрет бойца-патриота, обладающего многосторонними способностями, которые он умело применяет в борьбе с врагом, в сложной обстановке фронта.
Начало сюжета находится в резком противоречии с этим замыслом. В сюжете нет ни одного кадра, правдиво передающего обстановку фронта, нет верных наблюдений и деталей. Совершенно очевидно, что съемка была от начала и до конца организована, причем организована неумело и частью небрежно.
Действие до крайности схематизировано. В первом эпизоде герой помогает раненому; во втором – заменяя шофера, подвозит боеприпасы; в третьем – заменяет бойца в расчете орудия; в четвертом – готовит обед для своего подразделения; в пятом – смотрит в бинокль на родной город.
Все эпизоды сюжета не имеют мотивировок, действие не вытекает из обстановки и обстоятельства. Эпизод намазывается на эпизод по авторской прихоти. Поэтому тенденция сюжета обнажена, имеет непрерывный рекламный характер.
Усиленно выпячивая одного человека на первый план, оператор не только не сумел достойно передать его образ, но и попросту тщательно показать его сноровку в различных военных делах. Искусство санинструктора в его основном деле показано плохо. Перевязка раненого проводится небрежно, бинт роняется, повязка ложится на гимнастерку раненого.
В работе у замка орудия, при подаче снарядов, тоже нет необходимой уверенности. Снаряд застревает в казенной части орудия и его подправляют.
Недопустимо плохо снят простой момент – раздача обеда бойцам.
В движении и мимике бойцов видны скованность и принужденность. Остается совершенно непонятным, для чего понадобилось инсценировать раздачу обеда, в то время как можно было заснять такой же, но подлинный конкретный момент.
Операторы проявили полную неспособность в работе над сложной интересной темой.
В сюжете нет технического брака. Качество фотографии как у т. Панова, так и у т. Писарева – удовлетворительное. Но работа в целом остается разительным примером брака творческого.
Колоссальный расход пленки, который выражается цифрой 371 м, граничит с преступлением.
Делаем последнее предупреждение. Операторы будут в дальнейшем нести материальную ответственность за бесхозяйственный расход пленки.
Тов. Панов, учтите и относитесь серьезно к делу, не думайте по-прежнему: "шапками закидаем", – дело не так просто, как Вам казалось.
Начальник Главкинохроники Васильченко
Заведующий редакцией Вакс».
(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 83. Л. 69–69 об.)
«Это был бой рядовой, таких много прошло за время Отечественной войны, и о которых Совинформбюро не обмолвилось ни строчкой...»
«В БОЯХ НА СМОЛЕНСКОМ НАПРАВЛЕНИИ». «БОЙ ЗА РОЩУ»
Калининский фронт
Монтажный лист № 1252
Кинооператор: Панов
Асс. оператора: Фельдман
Это была не битва за Сталинград, это также не было сражение за Орловский плацдарм. Бой шел не за железнодорожный узел и даже не за населенный пункт. Был бой рядовой, таких много прошло за время Отечественной войны, и о которых Совинформбюро не обмолвилось ни строчкой.
Бой шел за маленькую рощу, что севернее Смоленска. Никак не отмеченную на карте, но это была русская земля и на ней немцы.
Роща была маленькая, тенистая, но стояла она на высотке, и немцы далеко окрест просматривали местность. И поставлена была задача – взять эту рощу. Отнять глаза у фрицев. Перед боем в подразделении майора Петрачука с большим подъемом прошел митинг. Бойцы перед полковым знаменем поклялись выполнить боевую задачу. После короткой, но мощной артподготовки стремительным броском наши автоматчики выбили немцев из занимаемых рубежей. И роща была взята.
Мужественно действовали красноармейцы Сухов, Джусенбеков[1] и другие.
Героически дрался и погиб в этом бою смертью отважных сын тульских оружейников рядовой Уваров Михаил. Он в первые минуты боя пленил радиста-корректировщика, дезорганизовав этим сильное артиллерийское сопротивление немцев. Он все время был в первых рядах атакующей роты. Уже была форсирована речушка, уже перевалили за гребень высотки, охранявшей подступы к роще, уже ворвались в окраину рощи, когда вражеская пуля смертельно ранила Михаила Уварова.
Он не был коммунистом, он не был даже гвардейцем, он был простым русским солдатом, ничем не отмеченным в жизни; но он твердо знал, что впереди русская земля и на ней немцы…
Короткий митинг перед боем.
Смерть за смерть. Кровь за кровь.
50, 51, 52. В этот день на вечерней перекличке на вызов «Уваров» правофланговый ответил: «Погиб смертью храбрых».
1) Саперы с собаками проходят по роще.
2) Бойцы на фрицевских квартирах вычерпывают из траншей касками воду. Связист тянет линию.
3) Тянут связь по роще.
4) Легкораненые у костров.
5) Минута отдыха автоматчиков перед новым боем. Гармошка… у костра боец штопает гимнастерку… Газета: «К награде отважных». «Среди четырех фамилий, посмертно награжден Уваров».
Подлинник. Машинопись. Без даты.
_________________________________
1. Возможно, это Жусупбеков Амарбек.
2. Имеется в виду Франчук Алексей Захарович.
«Кто из слабости сил работал медленно, того забивали до смерти...»
«В ВОСТОЧНУЮ ПРУССИЮ!» (Событийный репортаж)
Монтажный лист № 1416
Оператор: Панов И.В.
Пленка СЧС-2 – 1030 метров. «Дюпон Панхром» – 85 метров
а) дважды Герой Советского Союза генерал армии Черняховский[1];
б) Герой Советского Союза генерал-лейтенант Лютников;
в) Герой Советского Союза генерал-майор Бойко;
г) генерал-полковник авиации Хрюкин;
д) генерал-полковник артиллерии Барсуков.
а) генерал-лейтенант Безуглый;
б) генерал-майор Квашнин (в траншеях).
а) Космодемьянский управляет огнем своей машины;
б) заряжающий гвардеец – Дударев М.;
в) наводчик – Аксанов В.;
г) замковый – Ресиков А.;
д) водитель – Рубцов А.
Панов.
Документальность указанных киносъемок подтверждаю,
представитель 5-го гв. корпуса,
39-я армия, майор Черных.
Полевая почта № 92526.
Подлинник. Машинопись. Дата не указана.
На документе сохранилась отметка: «Летопись».
__________________________________
1. Генерал армии, дважды Герой Советского Союза Иван Данилович Черняховский (1906–1945) погиб в боях за освобождение Восточной Пруссии. Одному из самых молодых и талантливейших советских военачальников было 38 лет. В память о нем бывший немецкий город Инстенбург (до 1946 г.) переименован в город Черняховск (Калининградская область).
2. Александр Космодемьянский погиб на поле боя 16 апреля 1945 г.
Взят первый немецкий город Ширвиндт[1]...
«ВОСТОЧНАЯ ПРУССИЯ» (Событийный репортаж)
3-й Белорусский фронт
Монтажный лист № 1409
Оператор: Панов И.В.
Дополнение к основному монтажному листу.
Около памятника генерал Городовиков.
Все остальные сведения смотрите в основном монтажном листе.
Панов.
Незаверенная копия. Машинопись. Без даты
На документе есть отметка цензора: «Летопись».
_____________________________
1. Ширвиндт – первый г ерманский н аселенный п ункт, в зятый К расной Армией после ожесточенных боев 17 октября 1944 г., и единственный город в Европе, который был полностью разрушен в ходе боев и не восстановлен. После войны Восточная Пруссия отошла к СССР, и городок Ширвиндт, вернее, то, что от него осталось, был переименован в поселок Кутузово. Сегодня здесь постоянных жителей нет. На этом месте раньше был военный полигон стран Варшавского договора.