Мастера воздушных съёмок

Беседа корреспондента «Сталинского сокола» с лауреатом Сталинской премии кинорежиссёром Владимиром Бойковым.

Мастера воздушных съёмок

05.11.2020

Опубликовано в газете «Сталинский сокол» № 79 (993) от 03 апреля 1948 года. На фото режиссер Владимир Бойков с Мариной Расковой. Конец 30-х годов. Фото из семейного архива Елены Владимировны Бойковой (дочери В.Н. Бойкова).

Беседа корреспондента «Сталинского сокола» с лауреатом Сталинской премии кинорежиссёром В. Бойковым.

Вчера было опубликовано постановление Совета Министров о присуждении Сталинских премий за выдающиеся работы в области литературы и кинематографии за 1947 год.

В числе нового отряда лауреатов – мастера советской хроникально-документальной кинематографии, с работами которых знакомы миллионы зрителей в Советском Союзе и за границей. Такие цветные кинокартины, как «День победившей страны», «Советская Украина», «День Воздушного Флота СССР», «Всесоюзный парад физкультурников 1947 года», а также фильмы «Москва – столица СССР», «Советская Латвия», пользуются у нашего народа большой популярностью.

Корреспондент «Сталинского сокола» обратился к лауреату Сталинской премии режиссёру цветной кинокартины «День Воздушного Флота СССР» тов. В. Бойкову с просьбой рассказать о людях, снимавших этот фильм, а также о дальнейших планах кинооператоров – лауреатов Сталинской премии, работающих над авиационной тематикой.

— Кинооператоров Центральной ордена Красного Знамени студии документальных фильмов Б. Макасеева, М. Ошуркова, А. Щекутьева и Н. Вихирева, которым присуждена Сталинская премия за съёмки цветной кинокартины «День Воздушного Флота СССР», хорошо знают широкие круги авиационной общественности, а также в частях и соединениях Военно-Воздушных Сил, – сказал тов. Бойков.

— 15 лет тому назад все они, будучи ещё молодыми операторами, снимали первый полёт советских стратонавтов Прокофьева, Годунова и Бирнбаума. Впоследствии каждый из названных кинооператоров специализировался на съёмке авиационных сюжетов. Они запечатлели на киноплёнке исторические перелёты В. Чкалова, М. Громова, Вл. Коккинаки, В. Гризодубовой, П. Осипенко, М. Расковой, полёты на спасенье челюскинцев.

Н.А. Вихирев заснял исторический момент первой встречи товарища Сталина с великим лётчиком нашего времени В.П. Чкаловым 2 мая 1935 года на Центральном аэродроме им. М.В. Фрунзе. Тов. Вихирев производил также воздушные съёмки фильма «Мужество». Он же снимал действия авиации во время манёвров войск Советской Армии.

Особенно ярко проявились талант и смелость мастеров воздушных съёмок в годы Великой Отечественной войны. Тысячи метров плёнки были засняты ими во время бомбёжек, штурмовок, разведывательных полётов и воздушных боёв. В июле 1941 года тов. Вихирев, находясь в подразделениях офицера Богородецкого, совершил первый боевой вылет (на самолёте «Пе-2») на бомбёжку танковой колонны немцев в районе Белой Церкви. Заснятый им материал вошёл в специальный киновыпуск «На линии огня», демонстрировавшийся на экранах страны. Тов. Вихирев совершил в годы войны 21 боевой вылет, в каждом из них проявлял смелость и отвагу советского человека, мастерство и зрелость кинооператора. Ряд заснятых им сюжетов был передан в те части, где производилась съёмка, и сейчас эти кадры используются там как замечательное средство пропаганды боевых традиций.

Большую работу по показу боевой деятельности сталинских соколов в годы войны провели также операторы Макасеев, Ошурков и Щекутьев.

После победоносного окончания войны советские операторы-хроникёры, проявившие в воздушных съёмках высокое мастерство, переключились на освещение мирной учёбы и жизни авиаторов. Первой такой крупной работой и был цветной фильм «День Воздушного Флота СССР».

— Работа над этим фильмом, – сказал далее тов. Бойков, – доставляла всей нашей группе большое удовлетворение и радость. Мы хорошо сознавали, что это будет кинокартина о людях советского Воздушного Флота, чья доблесть и мужество золотой страницей вписаны в историю нашей Родины. Одновременно каждый из создателей картины чувствовал большую ответственность, так как это была первая цветная съёмка в области авиации; кроме того, нам предстояло снимать новую авиационную технику – реактивные самолёты, которые до этого советский зритель в кино не видел.

Одни операторы находились в самолётах, которые пролетали над Тушино, другие товарищи – на аэродромах, откуда отправились в полёт машины, третьи – у правительственной трибуны, на которой находились руководители партии и правительства во главе с товарищем Сталиным. Операторов, так же как и зрителей, захватывало исключительно высокое лётное мастерство, показанное участниками воздушного парада.

— Присуждение Сталинской премии создателям фильма «День Воздушного Флота СССР», – сказал в заключение тов. Бойков, – яркий пример отеческой заботы большевистской партии, советского правительства и лично товарища Сталина о творцах советского киноискусства. Каждый из нас, вдохновлённый этой высокой оценкой, приложит весь свой опыт, мастерство и умение, чтобы создать новые кинопроизведения, отражающие замечательные события сталинской эпохи, созидательный труд советского народа, жизнь и учёбу наших Вооружённых Сил.

Наша группа готовится к съёмкам в День Воздушного Флота в этом году. Мы желаем создать фильм, в котором будет показан не только воздушный парад, но и будничная боевая учёба советских авиаторов, их жизнь и быт.