Источник: ГЦМК КП-18397/218. Очерк для «Совинформбюро» о работе оператора Марии Суховой в Белоруссии в партизанском отряде весной 1943 года. Фотография Марии Суховой из семейного архива предоставлена режиссером Георгием Молодцовым.
Мария Сухова стояла в тени пальмовых аллей знойного Ирана.
Жительница снежной Москвы, она не могла не быть взволнованной.
Испытанный кинооператор, она старалась быть хладнокровной и наблюдательной.
Завертелась ручка киноаппарата...
У северных границ Ирана Сухова снимала прилепившиеся к горам сакли древнего племени курдов. Затем советская женщина-кинохроникер увековечила на пленке некоторые моменты жизни и работы Шаха Ирана Мухаммеда Реза Пехлеви.
Когда эти съемки для документального фильма «Иран» (режиссёр Иосиф Посельский, операторы: В. Штатланд, М. Сухова, И. Сокольников; автор текста: Борис Агапов. -Прим. ред. #МузейЦСДФ) разбирались на монтажных столах, Сухова была дома, в Москве, и снова собиралась уезжать. Сейчас путь предстоял в край, отрезанный от родины огненной линией фронта. Центральная студия Кинохроники готовила документальную картину о партизанской борьбе в тылу немецких оккупантов...
Как добиралась Сухова до партизан в глубь окровавленной Белоруссии об этом рано рассказывать. Война имеет много секретов!
И путь из Москвы до партизанского костра — один из них.
Свое путешествие Мария Сухова совершала поездом, самолетом, на автомобиле, верхом. В одном месте вражеские наблюдатели залегли в трех километрах на берегу озера. Оператор сидел нагнувшись над бортами маленькой лодки. Лодка медленно плыла во мраке ночи. На корме притаился пулемет. Марии удалось бесшумно проплыть опасную зону.
По весеннему бездорожью шла Сухова от одного партизанского стена к другому, стремясь догнать командира бригады, которого необходимо было заснять. Ночуя в лесных земляках, она разговаривала с командиром по телефону.
Холмы и овраги, ели и березы, избы и шалаши, были здесь абонентами оживленной телефонной сети. У них имелись не номера, а имена: "Лондон", "Нью-Йорк", "Швейцария", "Гренада".
Недалеко от шоссе, протянувшегося между двумя большими городами, Мария догнала командира.
Партизаны почти трое суток подстерегали в этом месте немецкий транспорт и наконец немецкая грузовая машина налетела таки на добрую партизанскую мину и взлетела в воздух.
Мария Сухова, снимавшая до войны детей, Сельскохозяйственную выставку, сюжеты для журнала "Искусство", зафиксировала на пленке этот боевой партизанский налет. Мария сама стала похожей не партизанку. Она была вооружена револьвером, училась стрелять из автомата.
Ночью оружие лежало под боком, изголовьем служил киноаппарат.
Днем это был очень солидный груз. Киносъемочная камера с подставками, кассетами и пленкой весила почти два пуда.
Однажды Сухова приехала для съемок в новый отряд. Только начала знакомиться с людьми, как объявили тревогу. Разведчики заметили наступающих немцев.
Был дан приказ — занять боевые позиции.
Мария с трудом поспевала за бегущими к окопам партизанами. И тут кто-то сказал ей:
— Понесем вместе. Или — давайте все мне. Мы, кажется, знакомы.
Сухова всмотрелась в говорившего, но сразу ничего не могла вспомнить.
В траншее‚ прислушиваясь к звукам далекого боя, они продолжали беседу. Он живописец. В павильонах Всесоюзной Сельскохозяйственной выставки Сухова снимала его фрески. В мирное время художник бороды не носил. Именно поэтому Мария не узнала его. Здесь — в тылу у немцев он тоже рисует. Краски — трофейные, кисти — самодельные, холст — домотканый крестьянский.
Написаны портреты многих партизан, композиция "Так хозяйничали немцы". В отряде художника зовут Николай.
В другой партизанской группе Сухова встретила земляка – москвича, бывшего электрозавода. Четыре года назад в ламповом цехе Сухова снимала его за работой.
Командир третьего отряда оказался тоже москвичом и тоже героем довоенного кинорепортажа Марии Суховой. В те далекие времена он прославился как директор первоклассного универмага.
И вот эти люди вновь перед объективом киноаппарата. Современники и потомки увидят их новые дела, их подвиги в тылу у врага...
Проведя у партизана три с половиной месяца, Сухова засняла тысячи кадров. В Москву она привезла пленку, картины художника Николая, и дар партизан в Фонд обороны — мешок с деньгами.
Дома Сухову ждала посылка из Тегерана. Шах подарил ей за отличную операторскую работу для кинофильма "Иран" большую пудреницу из серебра.
А затем был вознагражден самоотверженный труд оператора во вражеском тылу: фильм "Народные мстители" вышел на экран и вызвал благодарность сотен тысяч зрителей.
Совсем недавно кинооператор Мария Сухова снова стала готовиться к отъезду, опять к партизанам. Пожелаем ей счастливого пути.