Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 659-660 — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). Фото из архива автора.
Амиров Гильван Гильмутдинович (1916–1991).
Оператор документального кино. Первый кинооператор Башкортостана, Заслуженный работник культуры РСФСР (1977), Заслуженный деятель искусств БАССР (1948).
Родился в г. Уфе. Пятнадцатилетним подростком поступил на фабрично-технические курсы при Ялтинской киностудии «Востоккино», которые успешно закончил в 1934 году. Работал помощником, ассистентом кинооператора Уфимской студии кинохроники. Снял такие кинофильмы как «Цветущая Башкирия», «Второе Баку», «Песни о Башкирии», «Славный юбилей» и другие. Впервые в республике им был снят звуковой (синхронный) фильм о пребывании в Башкирии легендарного папанинца Эрнеста Кренкеля. Снимал сюжеты для киножурналов о тружениках и хлеборобах, рабочих заводов, о проводах земляков на фронт в 1941 году.
Письмо заместителя начальника Главного управления по производству хроникально-документальных фильмов Комитета по делам кинематографии Романа Кацмана оператору Уфимской студии кинохроники Г. Амирову по поводу его просьбы о переводе на другую киностудию. Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ № 17290466 (ГЦМК КП-18397/384).
В годы Великой Отечественной войны Амиров был фронтовым кинооператором на 2-м Украинском фронте в составе съемочной группы под руководством известного кинематографиста Романа Кармена. Запечатлел эпизоды сражений на территории Румынии, Венгрии, Болгарии, Югославии. Последние военные кадры – об освобождении Венгерского парламента от фашистов.
«После взятия Будапешта, – вспоминал оператор, – (здесь я заснял штурм здания парламента) мне предоставили краткосрочный отпуск в Уфу. Приехал к семье в конце апреля, здесь и встретил день Победы. Со мной повсюду и всегда было мое боевое оружие – кинокамера. Я снимал в Уфе этот незабываемый день. Разве забудется всеобщая радость! Эти кадры были затем показаны в киножурнале "Поволжье" и на всесоюзном экране».
Сюжеты фронтовых съемок Амирова вошли в многосерийную киноэпопею «Великая Отечественная» (производство СССР – США, 1979).
После войны работал начальником и оператором Уфимского корпункта Куйбышевской студии кинохроники, а в 1955–1965 работал на Свердловской киностудии.
«Подготавливается большая сокрушительная операция на подступах к столице Венгрии – Будапешту...»
«НА ПОДСТУПАХ К БУДАПЕШТУ»
Ноябрь – декабрь 1944 г.
2-й Украинский фронт
Монтажный лист № 1657
Оператор: Амиров Гильван
Аппарат: СК-1. Пленка СЧС-2. Метраж – 500 м
Содержание сюжета:
Наши войска продолжают наступательные операции в центральной части Венгрии.
Бесконечной вереницей идут наши артиллерия и танки к передовому краю.
Подготавливается большая сокрушительная операция на подступах к столице Венгрии – Будапешту. Подтягивается наша боевая техника. Нужно уничтожить плацдарм немцев на подступах к Будапешту.
Начинается артиллерийская подготовка. Наша замечательная артиллерия бьет из всех калибров. Вот расчеты двухмиллиметровых большой мощности орудий в течение двух-трех минут выпускают снаряды, сокрушающие доты и дзоты немцев. Один расчет за другим дают залпы по немецкой обороне. Огромные стволы, подымаясь ввысь, дают точную цель своей работы. Тут же работают противотанковые орудия, они поражают танки и пехоту противника, работают интенсивно, точно и без промаха.
Вот начали работать 76-миллиметровые пушки, а за ними вслед начали крошить пехоту противника наши минометчики. Здесь успели подъехать и тачанки. Они крошат немцев и мадьяр у ворот Будапешта.
Наши герои – танки – пошли в наступление после тщательной артиллерийской обработки переднего края противника.
Несмотря на мощный противотанковый огонь противника, наши танки идут все вперед и вперед.
Нашим танкам нет никаких препятствий. За танками в атаку идет наша славная пехота, преодолевая все препятствия. Противник оставил на «своем» аэродроме десятки сожженных самолетов, тысячи бомб. Безвыходное положение у мадьяр, они пачками сдаются в плен.
10/XII–44 г.
Оператор Амиров.
Незаверенная копия. Машинопись.
«Танк подходит вплотную к очагу сопротивления и в упор стреляет по амбразуре одного из домов... Угол дома обваливается, и обломки засыпают танк...»
«В БУДАПЕШТЕ»[1]
Монтажный лист № 85
Оператор: Г. Амиров
Снято 420 м
В жестоких уличных боях советские войска овладевают квартал за кварталом. Сражение идет за каждый дом. Впереди идут артиллеристы и танкисты. Батарея гвардии лейтенанта Героя Советского Союза Яровикова.
Солдаты выкатывают орудие на прямую наводку. Немцы отстреливаются из автоматического оружия и минометов. На помощь артиллеристам приходят танкисты. Танк подходит вплотную к очагу сопротивления и в упор стреляет по амбразуре одного из домов, превращенных гитлеровцами в огневую точку. Угол дома обваливается, и обломки засыпают танк. В облаках дыма и пыли танк продолжает вести огонь. Сопротивление сломлено. В пролом устремляется пехота.
19 января 1945 года восточная часть города, Пешт, была освобождена от немецких войск. Гитлеровцы, взорвав мосты, продолжали сопротивление в западной части – Буде.
Подлинник. Машинопись.
________________________
1. В ходе боев за Будапешт войска 2-го Украинского фронта взяли в плен 110 000 солдат и офицеров противника во главе с немецким командующим будапештской группой войск генерал-полковником Карлом Пфеффер-Вильденбрухом и его штабом. (Из сообщения Совинформбюро 14 февраля 1945 г.)