31.07.2018

Людмила Варшавская-Енисеева

Автор:
Людмила Варшавская-Енисеева

Варшавская (Енисеева) Людмила Филипповна (1940 — 2015), журналист, автор сценариев более 30 документальных и научно-популярных кино- и телефильмов. Заведовала литературной частью Государственного корейского музыкально-драматического театра. Лауреат премии фонда «Сорос-Казахстан».
В 1962 году окончила филологический факультет Казахского государственного университета им. С. Кирова. Работала в Казахском телеграфном агентстве (КазТАГ), журнале «Новый фильм», газетах «Ленинская смена», «Вечерняя Алма-Ата», «Аргументы и факты – Казахстан», «Столица», «Известия – Казахстан», «Давар», в литературно-драматической редакции Казахского радио.
Печаталась в журналах «Новый фильм», «Простор», «Нива», «Искусство кино», «Советский экран», «Советский фильм», «Театр», «Огонек», «Рандеву», «Байтерек», «Мысль» и других. Прошла курс сценарной мастерской при киностудии «Казахфильм», после чего несколько лет была редактором и сценаристом кинохроники «Казахфильма».

Окончание. Начало в СК-НОВОСТИ № 10 (336). Впервые материал был опубликован в 1995 году. Источник: www.unikino.ru/газета-ск-новости№ 12 (338) 21 декабря 2015 года.
Фото: кинооператор Иван Запорожский (на фото в центре) в партизанском отряде; Крым, 1943 год; Фото из семейного архива Александра Тарасова (племянника И.А. Запорожского).

Геннадий Николаевич Новожилов (1910 — 1996) — старейший оператор «Казахфильма». В годы войны его оставили на ЦОКС для съемок того, как и чем живет тыл. Заслуженный деятель искусств Казахской ССР, бывший ленфильмовец, он до конца жизни работал на «Казахфильме».

— Тогда много сюжетов снимали для «Союзкиножурнала» (теперь это «Новости дня»). Здесь были работники Центральной объединенной киностудии и Киевской студии документальных фильмов, которые выпускали этот журнал, а также «Советское искусство», «Пионерию», «Советский Казахстан». В те годы «Союзкиножурнал» делался в трех местах — в Алма-Ате, Куйбышеве и Москве. Целый ряд фронтовых операторов был прикреплен к Алма-Ате.

Снятые ими сюжеты мы получали здесь, первыми смотрели их на экране и помещали в «Союзкиножурнал». Из операторов Алма-Атинской студии кинохроники в тылу был оставлен я один. Всех остальных забрали на фронт — Якова Смирнова, Бориса Маневича, Бориса Пумпянского (он приехал из Баку в Алма-Ату сразу же после меня, и мы все четверо работали вместе, пока не началась война). Таким образом, трое моих коллег-операторов уехали, а я, четвертый, остался здесь. Смирнов первым ушел на фронт, со своим киноаппаратом дошел до Берлина и снимал подписание Акта о капитуляции. Маневич после войны вернулся в Алма-Ату, но вскоре уехал в родной Ростов-на-Дону. Пумпянский ушел на фронт в 1943 году и в 1944-м погиб. После возвращения домой москвичей и ленинградцев в 1944-45 годах ЦОКС само собой перестал существовать, а вместо него появилась Алма-Атинская студия художественных и хроникальных фильмов.

Эмир Ибрагимович Файк — заслуженный деятель искусств Казахской ССР. Шесть лет проработав на Ташкентской студии кинохроники, в 1944-м попал в фронтовую киногруппу. С 1946 года — режиссер киностудии «Казахфильм».

— Да что там обо мне писать! Скажите: сидит на пенсии и занимается литературным рукоделием.
Ничего себе рукоделие! Две книги военных воспоминаний, повести, романы, обширная переписка с фронтовыми друзьями, переводы… Вот и сейчас он что-то диктует своей жене Татьяне Владимировне, выполняющей обязанности его секретаря-машинистки. Впрочем, Эмир Ибрагимович Файк всегда не прочь пошутить.

Тем временем мы рассматриваем ма- териалы его архива. Как истинный документалист, он тщательно хранит все, что, по его мнению, может составить ценность для завтрашнего дня, для истории. И он прав. Ведь прожита такая большая, такая сложная и интересная жизнь! Выпускник режиссерского отделения ВГИК, Эмир Ибрагимович успел до войны поработать ассистентом у таких прославленных кинорежиссеров, как Марк Донской и Лев Кулешов, а потом прошел нелегкий, с двумя ранениями, боевой путь — сначала как простой солдат, сержант, капитан, а затем как заместитель начальника и начальник группы кинооператоров III Украинского фронта. От берегов Днестра, через Румынию, Болгарию, Венгрию, Югославию, Чехословакию и Австрию шли вместе с нашими воинскими частями работники самого боевого и действенного вида искусства — кино. Они оставили бесценные для нас и будущих поколений документы. После демобилизации в 1946 году Эмир Ибрагимович пришел режиссером на киностудию «Казахфильм», где создал несколько художественных, десятки документальных картин, множество номеров киножурнала «Советский Казахстан». Все это отражено в его личном архиве.

Среди множества снимков — фотографии со Львом Кулешовым, у которого Файк был ассистентом на фильмах «Великий утешитель» и «Кража зрения», студенческие этюды, эпизоды из ученических постановок. А вот рабочий момент кинокартины «Песня о счастье» Донского, съемочная группа фильма «Детство Горького». Кстати, в дневнике военных лет Эмир Ибрагимович пишет, как пригодился ему, политруку артдивизиона, кинематографический опыт: «Опять попросили рассказать про кино. Рассказал, как делал киножурналы, документальные фильмы. Потом о «Детстве Горького», на котором мне посчастливилось работать у Марка Семеновича Донского. Выяснилось, что его видели почти все. Посыпались вопросы. Я вспомнил, как мы искали по Москве мальчика на роль Алеши и нашли его совершенно случайно. Это был Алеша Лярский. Рассказал еще и о разных подробностях нашей работы. Слушали с большим удовольствием».

Любознательность, общительность, умение оценить в людях и окружающей обстановке характерное, чуткость и наблюдательность — все эти качества, свойственные его профессии, помогали Файку в службе.

«Именно таким вспоминается мне наш комиссар, — читаем мы недавно опубликованный в газете «За Родину» рассказ старшего преподавателя Казанского высшего военно-инженерного училища, подполковника Владислава Андриановича Токина. — Тогда, в 1942-м, я был еще подростком и считался сыном полка. И в мое мальчишеское сердце глубоко запал образ нашего духовного наставника — Эмира Ибрагимовича Файка. С утра до позднего вечера раздавались команды: «К бою!», «Танки слева!», «Танки с тыла!». Тренировались до седьмого пота, и вместе с нами всегда был комиссар. «Мы — истребители танков, — говорил он бойцам. — Мы первыми вступаем в бой с бронированными чудовищами. Кто скорее выстрелит, тот и победит. Поэтому тренировки, тренировки, тренировки!».

«Незадолго до первого боя, — вспоминает далее Эмир Ибрагимович, — я был в расчетах первого взвода. Дивизия наша находилась в обороне близ станицы Вешенской, родины Михаила Шолохова. Наша задача была не дать противнику переправиться через Дон. С упоением бойцы читали книгу «Поднятая целина». Я же ее знал более чем хорошо, потому что снимал по ней дипломную работу. Рассказал бойцам, как работал над ней, все им очень понравилось».

«И вот в середине декабря 1942 года, — пишет дальше Токин, — мы вступили в бой. Два итальянских батальона наступали на нас с трех сторон. И вдруг от орудия к орудию разнеслась весть: «Файк убит!». Кто-то крикнул: «Отомстим за комиссара! Отомстим за Шолохова!». А минут через пять с облегчением слышим: «Жив я, братцы, жив! Мы еще повоюем! Подпускать врага поближе и стрелять картечью!». Бой длился больше двух часов. Противник потерял более пятисот человек. После боя раненый, но счастливый комиссар сказал: «Ну что ж, не так страшен черт, как его малюют!».

Среди рукописей и фотографий Эмира Ибрагимовича есть красивая именная папка. В ней — золотым тиснением слова:
«Пос. Меловое, 8 мая 1981 г. Стотысячному посетителю музея-монумента «Украина — освободителям».
Уважаемый Э.И. Файк! Правление Меловской районной организации общества охраны памятников истории и культуры и Совет музея горячо поздравляют Вас с праздником Победы и благодарят за посещение музея в канун торжества».

Стотысячный посетитель... Для кого-нибудь этот памятный документ был бы просто приятным сюрпризом. А для Эмира Ибрагимовича каждое слово его наполнено совершенно конкретным смыслом. Именно здесь, в районе поселка, шли ожесточенные бои, о которых пишет подполковник Токин. Именно здесь была разгромлена итальянская армия и немецкие батальоны. Тут смертью храбрых пали отважные бой- цы, с которыми шел в бой комиссар Файк. Здесь он получил первое ранение и первую боевую награду — орден Красной Звезды. Вот и фотография, сделанная в поселке Меловое. Она имеет особую историю.

— Блистательная победа нашей дивизии под командованием генерала Карнова, – рассказывает Эмир Ибрагимович, — вызвала всеобщую радость. Съехались журналисты, фотографы. С самолетов сбрасывали листовки: «Слава карновцам!». Представленных к награде 25 человек, в том числе и меня, вызвали с передовой в Меловое, где находился наш штаб. Прибыл к нам и фронтовой оператор. Вызывают всех по очереди. Оператор снимает. А мне не терпится увидеть, кто же это с камерой. Ведь я знаю многих хроникеров. Но он в шубе и в опущенной ушанке. Мороз такой сильный, что аппарат отказал. Наконец, дошла моя очередь. Подхожу к столику. Командир дивизии Карнов вручает мне орден, поздравляет, и вдруг оператор бросается мне на шею. Да это же Иван Грачев! Нарушена военная дисциплина, все устав- ные нормы. «Простите, товарищ генерал, — смущается Грачев. — Друг по институту. Пять лет не виделись». — «Ничего, — усмехается Карнов, — бывает». — «Нет, — тут же смелеет Иван, — поздравьте его еще раз, а я сниму на память». И, поскольку кинокамера замерзла и не работает, он щелкает нас «Лейкой».

Кстати, с Иваном Грачевым судьба столкнула меня еще раз. В июле 1944 года после тяжелого ранения и госпиталя я был прикомандирован во фронтовую киносъемочную группу, где вместе с ним были и другие мои друзья-операторы — Асланов, ПетросянЗапорожскийСологубов, Дупленский. Под разрывы снарядов и бомб они снимали боевые действия и фронтовую жизнь наших войск для журнала «Советский экран», документальных фильмов. Работал с нами и мой будущий коллега по «Казахфильму» — Иван Александрович Чикноверов.

Семен Стояновский

Перебрав снимки, Эмир Ибрагимович находит тот, где Чикноверов со своим другом Семеном Стояновским, который погиб за два дня до Победы.

— Находясь в резерве, — поясняет Файк, — они ходили на самые ответственные оперативные задания. Многие кадры послужили свидетельством на обвинительном процессе в Нюрнберге. Вот тот самый памятный снимок, где Иван Александрович Чикноверов у памятника только что погибшему Стояновскому. Вообще, снимков той поры было сделано много. Не знаю, сохранилась ли у кого, скажем, такая карточка — наша съемочная группа с братьями Васильевыми. Незадолго до этого они закончили в Алма-Ате свой очередной фильм «Фронт» и приехали к нам на передовую в поисках нового материала. Ну, а если говорить о фронтовых операторах, имеющих отношение к Казахстану, не надо забывать о Пумпянском. Опытный хроникер, Борис Яковлевич к моменту войны снял с десяток документальных и игровых фильмов. В 1942-м же году в Алма-Ате, на Центральной объединенной киностудии он вместе с Дзигой Вертовым создал художественно-документальную ленту «Тебе, фронт!». В 1944 году выпросился в военные операторы, но вскоре погиб. За участие в фильме «Освобожденная Чехословакия» посмертно отмечен Государственной премией СССР.

В создании кинолетописи Великой Отечественной принимал участие также казахстанец Александр Иванович Фролов. Дважды лауреат Государственной премии СССР, он до того, как взять кинокамеру в руки, воевал под Москвой. В апреле 1944 года заменил у белорусских партизан в брянских лесах погибшую коллегу-оператора Марию Сухову. После войны был одним из ведущих документалистов «Казахфильма». 

Фотографии, фотографии... И тут же папки с рукописями. Того, что написал о войне Эмир Ибрагимович — очевидец, обладающий режиссерским видением и образным мышлением, не узнаешь ни от кого. Многие эпизоды его дневников и послевоенных воспоминаний глубоко врезаются в память. Есть среди них бытописательные, драматические, иногда смешные и забавные, иногда страшные — на войне все бывает. Но больше героических. И одним из них мы завершим рассказ о заслуженном деятеле искусств Казахской ССР, ветеране войны Эмире Ибрагимовиче Файке.

Речь идет о форсировании Днепра. А накануне этой грандиозной операции к бойцам дивизии в село Вороново приезжала труппа Киевского театра оперы и балета имени Т.Г. Шевченко. Файк пишет, вернее, создает настоящую достойную экрана картину: «…Уже работали моторные лодки, которые буксировали плоты. Мы успешно прошли участок залива. Когда подошли к краю реки, начался форменный ад. Там и тут рвались снаряды, взметая алые столбы водяных султанов. От сильных взрывов поднимались на дыбы и переворачивались лодки, гибли люди.

Взрывы, взрывы… И вдруг я слышу песню «О, Днепро, Днепро!». Это поют мои артиллеристы. Три дня тому назад мы услышали ее на концерте в исполнении прекрасного солиста. Да, действительно, в нашей второй батарее интересные, музыкальные люди — Висков, Демин, Кравченко, Максименко. Жаль, что гармошки остались на том берегу. Сейчас Висков растянул бы меха! Но нет, нельзя поднимать лишнего шума. Когда же они успели выучить слова? Это все Висков. Вполголоса песню подхватывают все. Старик Просвиркин говорит: «Слышите, товарищ комиссар, какой у нас народ!». — «Да, народ у нас славный. Конечно, условия для концертов не очень подходящие, но пусть поют. Назло врагам!».

Бойцы пели. Во имя Победы. И она совпала с днем рождения Эмира Ибрагимовича Файка.

1995


Материалы по теме