Источник: www.kirgizfilm.ru
Но начинать рассказ о зарождении кино в республике следует с более раннего времени, и в этой связи необходимо вспомнить тех, кто приезжал сюда на съёмки по заданиям других киностудий страны, использовал кыргызский материал и кыргызских актеров в своих картинах — О. Фрелих, В. Шнейдеров, Г. Сатарова, Ю. Васильчиков...
Приоритет в создании фильма, использовавшего национальный материал, пожалуй, надо отдать ленте режиссера В. Полевого "Черная смерть" ("В степях Киргизии") снятой в 1925 году. База — Саратовское отделение "Пролеткино", где, кстати, начинали свою творческую деятельность некоторые будущие сотрудники Фрунзенской студии кинохроники. На "Черной смерти", к примеру, работал помощником оператора Георгий Николаев, ставший впоследствии директором Фрунзенской студии...
И еще упомянем игровой фильм "Крытый фургон", снятый в 1927 году режиссером О. Фрелих на базе кинофабрики "Узбекгоскино".
В Кыргызстан периодически приезжали на съёмки кинематографисты различных кинофабрик страны, но особенно оживилась их деятельность на территории республики в конце 20-х - начале 30-х годов. Причиной тому было создание в 1928 году акционерного общества "Востоккино", куда вошёл наряду с другими автономными республиками и Кыргызстан.
Операторы хроники, откомандированные трестом, снимали в Киргизии сюжеты для киножурналов и эпизоды для больших документальных лет, в частности, для фильма "Далеко в Азии", сделанного В. Ерофеевым в 1933 году (в создании ленты принимал участие Роман Кармен).
Примерно с середины 30-х годов после расформирования акционерного общества "Востоккино", просуществовавшего около семи лет, работа по киноосвоению кыргызской действительности приобрела регулярный характер.
По решению руководителей Главного управления кинохроники в середине 30-х годов были приняты меры к созданию корпунктов в Душанбе, Алма-Ате и Фрунзе. С 1934 года в Киргизию из соседнего Узбекистана периодически приезжал молодой документалист Малик Каюмов, впоследствии известный узбекский режиссер, народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР.
А с января 1940 года на Ташкентской киностудии начал выходить киножурнал «Советская Киргизия», монтировавшийся режиссёрами Э. Василенко, В. Усовой, Б. Вейланд из сюжетов, которые снимали в Киргизстане узбекские кинооператоры.
Забегая вперед скажем, что первый киножурнал «Советская Киргизия», созданный на собственной производственной базе, вышел только в начале 1943 г. Обслуживала студию в то время небольшая группа специалистов: операторы М. Колсанов, Г. Николаев, А. Барковский, режиссеры Д. Эрдман, М. Варейкис, звукооператоры И. Гугнер, Л. Копытов и работники лаборатории: С. Иванов (руководитель), А. Корыткина, С. Колесников и другие.
До конца войны было выпущено более 100 номеров киножурнала «Советская Киогизия». Операторы Фрунзенской студии одновременно являлись корреспондентами киножурнала «Новости дня» и других всесоюзных киноизданий.
Упомянем также, что осенью 1940 г. прибыла во Фрунзе режиссер «Союза кинохроники» Марианна Варейкис для съёмок документального фильма «Поэма о высокой земле». Сценарий написал известный дунганский поэт Ясыр Шиваза. Режиссер — Марианна Варейкис. Операторы: Н. Самгин, И. Толчан, М. Каюмов.
В фильме, который смонтировала потом Марианна Варейкис, нет ни одного искусственного, поставленного кадра, все снималось хроникально. В марте 1941 года картина вышла в прокат. Название её немного изменили, она стала называться "На высокой земле". Слово "поэма" сняли, но фильм всё же стал именно поэмой, вдохновенной песней о республике. Известные композиторы В. Власов и В. Фере написали к нему красивую, раздольную музыку, и это ещё больше подчеркнуло эпическую суть небольшой ленты.
Возвращаясь к вопросам организации студии скажем, что к середине 1939 г. создание кинематографической базы во Фрунзе становится одной из важнейших задач культурного строительства в Кыргызстане, что прекрасно понимало руководство республики и 4 июня 1939 г. Правительство принимает постановление "Об организации в городе Фрунзе постоянного корреспондентского пункта Ташкентского отделения "Главкинохроники".
В конце лета 1940 года (10 августа) было принято очередное правительственное постановление, касающееся создания кинематографической базы в республике.
Постановление определило организацию самостоятельного отделения студии кинохроники во Фрунзе. Руководил работами звукооператор Центральной студии кинохроники И. Гунгер. К работе также подключились братья Герштейны: старший — Юз и младший — Изя, впоследствии известные режиссёры-документалисты.
Студия постепенно обретала опыт. Появлялось кое-что из техники, уходили одни люди, приходили другие. Уехали в Москву И. Гунгер, М. Варейкис, В. Шарапова. Поступили на студию оператор Г.Н. Николаев, назначенный директором вместо Г. Шулятина, его жена, ассистент оператора Н. Николаева, звукооператоры В. Копотев и К. Бак.
В октябре 1944 года киножурнал "Советская Киргизия" впервые вышел на двух языках — русском и кыргызском. Надо сказать, что "переводные", то есть дублированные картины производства других киностудий появились в Кыргызстане еще в 1941 году. Тогда, к очередному юбилею республики, были подготовлены три ленты на кыргызском языке - "Чапаев", "Ленин в Октябре", "Тринадцать". "Чапаев" и "Ленин в Октябре" были дублированы Б. Евгеньевым, "Тринадцать" — его ассистенткой О. Улицкой. Работа по дублированию этих картин была трудной и интересной. В ней принимала участие группа кыргызских актеров.
В конце войны было принято решение об организации в Кыргызстане собственной дубляжной базы. Главным действующим лицом среди тех, кто ее создавал, был режиссёр Ю. Калитиевский. К 1947 г. на кыргызский язык было дублировано более двух десятков картин. Дело налаживалось, появились люди, которым Ю. Калитиевский передал свой опыт, свои знания. Одним из первых его учеников стал режиссёр Борис Васильевич Новиков, которого перевели со студии «Союзмультфильм» (Москва) режиссером по дублированию худ. фильмов на кыргызский язык. (1951 — 1968)
1953 год стал годом появления цвета на Фрунзенской киностудии — именно тогда здесь был создан первый цветной документальный фильм под названием "Пик Дружбы". Режиссером картины был И. Гутман, приехавший из Москвы, снимал её кинооператор С. Авлошенко. Впоследствии, в творческом содружестве с режиссерами братских республик местные кинематографисты выпускают короткометражные цветные фильмы — «На берегах озера Иссык-Куль» (1954), «В лесах Южной Киргизии» (1954), «Курорты в горах Тянь-Шаня» (1955).
Кыргызские кинодокументалисты Д. Эрдман, Н. Жданова, М. Варейкис, С. Авлошенко, И. Герштейн, А. Кочетков и другие, обогащенные опытом совместной работы с киномастерами братских республик, начали на базе студии самостоятельно создавать документальные ленты.
В конце 1956 г. ранее существовавшая Фрунзенская киностудия хроникально-документальных фильмов реорганизуется в киностудию документально-художественных фильмов. Была создана необходимая материально-техническая база для производства художественных картин. Первый киргизский цветной художественный фильм «Салтанат» в конце 1955 года в содружестве с к/студией «Мосфильм» выпустил Василий Маркелович Пронин. В нем просто, без прикрас и сглаживания острых углов рассказывалось о судьбе киргизской женщины.
В середине 50-х годов в документальном кино Киргизии наметился перелом. На студию пришла способная молодежь, получившая специальное образование. В это время в кыргызском документальном кино работали режиссеры А. Токарев, И. Кокеев, Ф. Мамуралиева, Л. Турусбекова, звукооператор Т. Океев (будущий режиссер), операторы К. Кыдыралиев, М. Туратбеков и другие.
Симптоматичен для среднеазиатской республики тот факт, что первыми дипломированными режиссерами, которые сняли картины, обратившими на себя внимание критики и широкого зрителя, были женщины.
В 1953 г. после окончания режиссерского факультета ВГИКа начала работать на Фрунзенской киностудии Фатима Мамуралиева. Вначале она участвовала в выпуске киножурнала «Советская Киргизия», работала над дублированием фильмов на родной язык. В 1956 г. Ф. Мамуралиева по сценарию В. Валовой создает свой первый киноочерк «В добрый путь». Кадры киноленты подробно рассказывали о передовом механизаторе Кеминского района Исмаиле Матказиеве, его жизни и трудовой деятельности.
Л. Турусбекова в 1955 г. окончила режиссерский факультет ВГИКа. Ее дебют в документальном кино — небольшой фильм «Серебряная вода» — рассказывал о тружениках Хайдарканского рудника, добывающих редкий металл — ртуть. Вторая ее работа — «Они родились на Тянь-Шане» — была посвящена 40-летию Советской власти и рассказывала об огромных переменах, происшедших в жизни кыргызского народа. Между прологом и эпилогом картины перед зрителями проходит жизнь учителя О. Кыштобаева, академика А. Мамытова, героев Социалистического Труда А. Анаровой, К. Шопоковой, Т. Эрматовой, народной артистки СССР Б. Бейшеналиевой, чабана У. Джаркимбаева. Их человеческие судьбы представлены образно, точно и конкретно. И это в значительной мере заслуга авторов сценария А. Салиева, М. Аксакова и операторов, снимавших картину. Фильм «Они родились на Тянь-Шане» побывал на экранах многих стран мира.
В 1960 г. Фрунзенская студия, помимо ежедекадного киножурнала «Советская Киргизия» начала выпускать сатирический журнал «Люби свой город». Создатели его, активно вторгаясь в жизнь, показывали новое, передовое, остро разоблачали негативные явления прошлого.
А с января 1974 г. начали выпускать ежеквартальный сатирический киножурнал «Керегеч» («Зоркий глаз») на кыргызском и русском языках со своими позывными и мультипликационной заставкой, изображающей статного джигита на коне, с камчой и подзорной трубой в руках.