Опубликовано в газете “РОСТОКИНСКАЯ ПАНОРАМА” № 2, февраль 2011
НЕИЗВЕСТНАЯ ВОЙНА
А самая известная киноработа, в которой он принимал участие, — документальная киноэпопея «Великая Отечественная. Неизвестная война» (20 фильмов по 50 мин. каждый; производство: ЦСДФ при участии Всесоюзного объединения "Совинфильм" по заказу "Эйр Тайм Интернейшнл"; выпуск 1978 г.; — прим. ред. #МузейЦСДФ), получившая Ленинскую премию. Сериал снимался в конце 70 х совместно с США — 14 режиссеров во главе с Романом Карменом, 20 фильмов. Игорь Гелейн снял два из них — «Освобождение Белоруссии» и «От Балкан до Вены». — По тем временам это был беспрецедентный проект, — вспоминает режиссер.— Впервые войну показывали так подробно и масштабно, зритель увидел, какими тяжелыми и кровавыми были военные годы. Достали из архивов многочасовую военную хронику. Я просто зрение посадил, просматривая километры старой пленки. Американцы серьезно вложились в этот сериал — они хотели показать его по всему миру. Но в декабре 79-го Советский Союз ввел танки в Афганистан и никто не стал покупать наш фильм. Американцы понесли большие убытки. Но у нас «Неизвестную войну» показывали — и часто.
С ЗАХОДОМ В ГЕОЛОГИЮ
Кажется, дорога в кино ему была предопределена от рождения. Отец — тоже Игорь, известный кинооператор — снял популярные в начале 50-х фильмы «Поезд идет на восток», «Смелые люди». Мама — актриса кино Наталья Алифанова — играла еще в немых картинах «Тем ное царство», «Моряки защи щают Родину». Но сын мечтал стать геологом. Но не добрал балл в Институт цветных металлов и золота — был такой в Москве, позже его перевели в Красноярск. И ушел служить радистом, подводником на Тихий океан. Во флотской библиотеке книжек было немного, но зато лежал журнал «Искусство кино». Радист Гелейн приносил его в кубрик и с интересом читал. А закончив службу, подумал: а почему бы не попробовать себя в кино? Шел 57-й год, во ВГИКе объявили набор на только что организованный факультет документального кино. Поступил туда с лету. Учился с интересом. Дипломная картина получилась острой — о беспризорниках. На Центральной студии документальных фильмов, где фильм снимался, его еле-еле пропустили.
ОСТРЫЕ ТЕМЫ
За полвека в кинодокументалистике Игорь Гелейн не изменил себе: все его фильмы злободневны. А организованная им в 1989 году первая в стране хозрасчетная документальная киностудия так и называлась — «Нерв». Они первыми рассказали в документальном кино о советско-финской войне, о последствиях чернобыльской катастрофы, о том, что режиссер Михоэлс был убит агентами НКВД. Сегодня студия «Нерв» преобразована в «Алканост». А Игорь Гелейн снова обращается к военной теме. Последняя его работа «Нашествие» — о первых месяцах Великой Отечественной — в прошлом году отмечена специальным дипломом на фестивале «Окно в Европу». — В июле сентябре 41 года было захвачено в плен очень много наших солдат и офицеров. Немцам некуда было их девать, поэтому посреди чистого поля натягивали квадрат из колючей проволоки и ставили автоматчиков. Наши сидели там без еды и воды и там же умирали.
ВУАЛЬ ИЗ СПЕЦЭФФЕКТОВ
По мнению Игоря Игоревича, хорошего документального кино о войне сегодня не делают. — Да и художественные картины на эту тему в большинстве своем — костюмированный бал, далекий от исторической реальности. Спецэффекты вуалируют плохую игру актеров. А продолжать раскрывать правду о войне просто необходимо.