Литвинов Александр Аркадьевич (03 (15) июля 1898, Баку — 06 мая 1977, Свердловск (ныне Екатеринбург)) — режиссер документального и научно-популярного кино. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1959). Член ВКП(б) — КПСС с 1944 года. Член СК СССР с 1957 года.
В 1918–1920 учился на медицинском факультете Бакинского университета.
Впервые выступил в кино как сценарист фильма "Член парламента" (1918). Затем работал помощником режиссера, ассистентом, снимался в эпизодических ролях, писал сценарии.
В 1920–1927 – заведующий кинофабрикой АФКУ, заведующий киноателье и помощник режиссера Петроградского фотокиноотдела, кинофабрики «Севзапкино», режиссер «Азгоскино» (Баку).
В 1927–1937 – режиссер Московской кинофабрики «Совкино» / к/с «Мосфильм».
В годы Великой Отечественной войны — начальником фронтовой киногруппы 2-го Белорусского фронта.
Награжден орденом Октябрьской революции и медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
А.А. Литвинов – основоположник советского этнографического фильма. Прославился своими фильмами о народах и природе Дальнего Востока и Сибири – «Лесные люди» и «В дебрях Уссурийской тайги», созданными в содружестве с замечательным русским ученым-этнографом, путешественником и литератором В.К. Арсеньевым.
Награжден орденом Октябрьской революции и медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Позволим себе на этот счет маленький комментарий. На наш взгляд, Советская Родина явно недооценила огромные заслуги своего верного и отважного сына. По идее, на его груди должен был красоваться более впечатляющий набор государственных наград.
«ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 749-750).
После войны – режиссер Сибирской киностудии научных и учебно-технических фильмов («Сибтехфильм») / Новосибирской киностудии учебных фильмов.
С 1948 года – режиссер Свердловской студии хроникально-документальных фильмов.
В 1958–1967 – первый секретарь правления Свердловского отделения Союза кинематографистов.
В 1956 году стал лауреатом премия Ф. Ф. Буссе за создание 12 документальных фильмов о Дальнем Востоке и за книгу «В Уссурийской тайге».
В 1958 — 1967 — первый секретарь правления Свердловского отделения Союза кинематографистов СССР.
Являлся действительным членом Приморского филиала Географического общества СССР.
Автор книг «Скачок через столетия» (в соавт. с М. Л. Поляновским) (1931), «По следам Арсеньева» (1959), «В краю огнедышащих гор» (1963), «Путешествия с кинокамерой».
Александру Литвинову посвящены документальные фильмы «Александр Литвинов. Успех и драма советского режиссера» (1996; режиссер Борис Урицкий) и «Режиссер А. А. Литвинов» (1999; режиссер Лидия Котельникова).
В 2018 году Институтом этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая (ИЭА РАН) при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований по проекту №18-19-00078 издана монография И. Головнева «Феномен советского этнографического кино (творчество А.А. Литвинова)». В монографии, на примере творчества режиссера, рассматривается советское этнографическое кино, как феномен, формировавшийся в связи с параллельными процессами в этнографической науке и национальной политике СССР на рубеже 1920-х – 1930-х гг. прошлого века. Издание предназначено для историков, этнографов, антропологов, социологов, философов, политологов, культурологов, киноведов, кинорежиссеров, деятелей этнокультурных организаций, преподавателей и студентов университетов.
Племянник — Александр Литвинов (род. в 1950 году) — член правления Гильдии продюсеров России, Заслуженный работник культуры РФ.
Актёр
1922 — Нет счастья на земле
1924 — Око за око, газ за газ
Сценарист
1918 — Член парламента
1923 — За власть Советов (совместно с Д. Гессеном, В. Карцевым)
Режиссер
1924 — Горняк-механик на отдыхе и лечении; автор сценария совместно с П. Бельским; режиссер
1924 — Око за око, газ за газ (Один из многих); автор сценария совместно с П. Бельским, С. Троицким; режиссер
1925 — Красные Пинкертоны
1926 — Борьба за жизнь
1926 — На разных берегах (Схватка); автор сценария совместно с П. Вейнштейном, И. Тартаковским; режиссер
1927 — Нефть (совместно с Н. Лебедевым)
1928 — В дебрях Уссурийского края
1928 — Лесные люди (Удэ)
1930 — Оленный всадник; автор сценария и режиссер
1931 — За шесть миллионов
1931 — Неведомая земля (Камчатка); автор сценария совместно с Н. Венделиным; режиссер
1931 — Тумгу (Тымгу); автор сценария и режиссер
1932 — Эмигранты из цветущей страны; автор сценария и режиссер
1934 — Джоу (Сын хозяина земли)
1934 — У берегов Чукотского моря (совместно с Ю. Смирнитским)
1934 — Хочу жить (На далеком севере); автор сценария совместно с Г. Павлюченко, Ю. Смирнитским; режиссер
1935 — Хижина старого Лувена (На далеком севере)
1937 — Девушка с Камчатки
1940 — Сибирь Советская
1940 — Якутия
1942 — Марш зимой
1942 — Стреляй метко (совместно с В. Григорьевым)
1943 — Сибирь в дни войны (совместно с М. Кауфманом)
1947 — Удэге (СССР)
1948 — В горах Алтая (Горный Алтай)
1949 — Новаторы Уралмаша
1957 — По Чусовой
1957 — По дорогам Приморья
1960 — Автоматика рождается в цехе
1961 — СИП
1962 — Сокровища наших недр
1964 — Иван Ползунов
1964 — Наш верный друг
1964 — Так будет
1966 — Когда устают металлы
1966 — Разведка очага ядерного поражения
1968 — Урал – земля золотая
1970 — Мускулы века
1972 — Производство бесшовных труб горячей прокаткой
1972 — Курорт Усть-Качка
_____________________________
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД. Биография: cправочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 501-502); «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 749-750). Монография И. Головнева «Феномен советского этнографического кино (творчество А.А. Литвинова)» (Изд.: — Москва: ИЭА РАН).
Дядя Саша — это кинорежиссер, создатель этнографического направления в отечественном научно-популярном кино Александр Аркадьевич Литвинов. В юности он учился на медицинском факультете Бакинского университета, но после случайной встречи с Яковом Протазановым и Иваном Мозжухиным бросил медицину и посвятил себя кино.
Шеваров Дмитрий, Источник
В 1928 году Александр Литвинов вместе с оператором П.Мершиным совершил первую в истории нашего кино экспедицию по уссурийской тайге с кинокамерой. А готовить эту экспедицию (от разработки маршрута до снаряжения) помогал сам В.К.Арсеньев. Результатом этого творческого союза стали два фильма, которые вошли в историю мирового кинематографа: «Лесные люди» и «По дебрям Уссурийского края».
Мои дед и бабушка, кинорежиссеры Леонид Иванович Рымаренко и Вера Елисеевна Волянская, подружились с Литвиновым и его женой Ниной Платоновной во время войны, в работе над учебными фильмами для фронта. Долго были соседями по студийному дому в Свердловске. Дядя Саша был деликатнейшим, изумительно интеллигентным человеком. Представить его отважным путешественником в тайге, среди медведей и тигров, было невозможно.
Мы очень любили этого доброго человека, который даже среди близких людей стремился задвинуться куда-нибудь в тень. По малости лет мы, конечно, совершенно не понимали, что имеем дело с выдающимся человеком. Вот и в моем читательском дневнике, на обратной стороне обложки, рядом с телефонами одноклассников написано просто: «дядя Саша и тетя Нина…»
У дедушки было два близких друга - два Шуры. Шурка Литвинов, ровесник, с которым он учился в гимназии и Шура Лев - его "старший товарищ", советчик и наставник.
Наталья Портнова, Источник
Дед рассказывал, что они с Шуркой Литвиновым, как он его называл, обменивались шуточными стихами, которые всегда начинались строчкой общего характера для всех стихов: "Шура, Юра, Вольдемар - все ходили на бульвар". Речь идет о большой перемене в гимназии, во время которой бегали на бульвар, и их времяпрепровождении и прогулках.На всю жизнь сохранились теплые, дружеские отношения, была переписка, иногда Литвинов приезжал в Баку, хотя жил далеко на Севере. Мама вспоминает его с большой нежностью, он был очень щедр к ним с Никой и подарил им в очередной свой приезд очаровательных щенков. Дедушка пережил Александра Литвинова на четыре года, очень горевал, когда его не стало. Страшно радовался, когда видел в кино, в документальной хронике, его репортажи.