Ирина ЖУКОВСКАЯ

режиссёр, сценарист

Полное имя:
Ирина Алексеевна ЖУКОВСКАЯ

Дата рождения:
17 июня 1933
Москва, РСФСР, СССР

Дата смерти:
03 февраля 2015 (81 год)
Москва, Российская Федерация

Профессии:
режиссёр, сценарист

Краткая биография

Жуковская Ирина Алексеевна (17 июня 1933, Москва — 03 февраля 2015, Москва). Член СК СССР — СК России. 

В 1949 году вступила в ряды ВЛКСМ.
В 1950 году перешла в школу рабочей молодежи, которую окончила в 1953 году. Одновременно училась на курсах руководителей детских хореографических кружков при МОДХВД и работала руководителем детского хореографического кружка при Клубе имени Первого Мая.
С 1951 года работала в кружках клубов — 2-го Часового завода и п/я 1160. 

Илья Петрович Копалин со студентами — И. Жуковской, Х. Арая, Л. Файнциммером.

В 1963 году окончила режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Ильи Петровича Копалина).

С 1961 года — ассистента режиссера, затем режиссер Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).

Съемочная группа в Таллине. На фото (справа налево): директор картины Евгения Одинцова, режиссер Ирина Жуковская, оператор Леонид Сокольников. Фото из личного архива Е. Одинцовой.

Режиссер документальных фильмов и киножурналов — «Сутки в тайге», «Освоение Северного полюса», «Волгоград», «Как утро становится добрым», «Блаженны кроткие», «Елецкие кружева», «Свет Юнга», «Аленушка из Брюсселя», «Ошибка Королевой» и других.

На съемках фильма АЛЕНУШКА ИЗ БРЮССЕЛЯ (1989). На фото (справа налево): снимает оператор Геннадий Мякишев, режиссер Ирина Жуковская, директор картины Татьяна Кононова, асс. оператора Александр Жуковский (с фотоаппаратом). Фото из личного архива Ирины Кононовой (дочери Т. Кононовой).

В 1990-е годы — режиссер студий «Современник», «Юность», «Риск».

Первые демократические выборы директора ЦСДФ. 29 апреля 1987 года. На фото (слева направо): главный редактор киножурнала ХРОНИКА НАШИХ ДНЕЙ - Владимир Сергеев, режиссеры Павел Русанов и Ирина Жуковская. Автор фото: Юрий Барыкин.

СЕМЬЯ 

Отец — Масленников Алексей Г., работал ассистентом кафедры режиссуры во ВГИКе. В начале Великой Отечественной войны ушел на фронт добровольцем. Погиб на фронте в 1942 году.
Мать — Масленникова Т.В., руководитель заводского детского театрального кружка.
Двое сыновей: 
— от брака с Романом Жуковским — Жуковский Алексей Романович (род. в 1954 году в Москве);
— от брака с Юрием Брикером (директор картины, работал на ЦСДФ)  — Александр Жуковский, оператор ЦСДФ, позже работал на ТВ; в начале 90-х годов — оператор публицистической телепрограммы "Взгляд".
Внучка — Жуковская Елена.

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

1961 — К жизни большой (фильм о 112-ой и 544-ой московских школах); реж.: И. Жуковская; оператор: А. Кочетков
1962 — Юные ленинцы (фильм о прошлом и настоящем пионерской организации); полнометражный; реж.: В. Катанян, И. Жуковская; операторы: А. Кочетков, Г. Серов, И. Грачев
1962 — Человек начинает жить (фильм рассказывает о жизни маленьких детей с момента рождения и до школы); реж.: И. Жуковская; оператор: А. Кочетков
1966 — Дубна - город дружбы ученых; реж.: И. Жуковская; оператор: Е. Лозовский
1968 — Советской внешней торговле 50 лет; реж.: И. Жуковская; оператор: В. Воронцов
1969 — Парламентарии Иордании в СССР; реж.: И. Жуковская; операторы: М. Ошурков, И. Филатов 
1969 — Парламентарии Колумбии в СССР; реж. И. Жуковская; операторы:  А. Крылов, Л. Максимов
1971 — Волгоград; По заказу: ГУ по иностранному туризму СССР; режиссер: Жуковская И.; автор текста: Г. Шергова; оператор: Шмаков Н.
1972 — Дворец пионеровпо заказу ССОД; реж.: Жуковская И.; операторы: Аккуратов Е., Воинов О.
1977 — Горны над миром (о международном детском фестивале "Пусть всегда будет солнце", проходившем в Артеке); автор текста: Г. Шергова; режиссер: Жуковская И.; операторы: Кондаков С., Сокольников Л.; диктор: Королева Е.; редактор: Л. Яковлева; звукооператоры: И. Воскрресенская, Ю. Оганджанов; директор: Т. Салеева
1977 — Объединение «Большевичка» (о Московской швейной фабрике «Большевичка»); реж.: И. Жуковская; оператор: Л. Сокольников; автор сценария: В. Московский; диреткор картины: Е. Одинцова
1978 — Экспе­римент на себе (об экспериментальном молодежном жилищном комплексе, построенном в совокупности жилого фонда со службами быта, досуга, отдыха для взрослых и детей); режиссер: И. жуковская; оператор; автор сценария: Л. Гуревич; звукооператор: Ю. Игнатов; музыка Г. Савельев
1980 — И плывет пароход (путешествие по Волге); реж.: И. Жуковская; операторы: Л. Сокольников, Г. Фере; автор сценария: Г. Слуцкая; звукооператор: К. Никитин; директор картины: Е. Одинцова
1980 — Срочно требуются единомышленники (фильм рассказывает о проблемах внешкольного воспитания детей); режиссер: И. Жуковская; оператор: Л. Сокольников
1981 — Мы за мир и сотрудничество (о международных отношениях); реж.: И. Жуковская; оператор; автор сценария: Л. Тарнорудер; звукооператор: В. Котов
1981 — Академическая гребря. Олимпиада-80 (Открытие Олимпиады. Академическая гребля на искусственном гребном канале в Крылатском); реж.: Жуковская И.; автор сценария: Прок И.; операторы: Бочков Ф., Воинов О., Епифанов Г., Шатров Г.; композиторы: Савельев Г.; диктор: Колычев Ю.
1982 — Дела снабженческие (фильм о проблемах снабжения промышленных предприятий неоходимым сырьем и о людях, занимающихся вопросами снабжения.); режиссер: И. Жуковская; оператор
1982 — Единство цели; Производство: ЦСДФ, Монголкино; режиссеры: Б. Дашдорк, И. Жуковская; операторы: Р. Занабазар, Ч. Ценджав, Л. Сокольников
1983 — Приглашение на свадьбу (фильм о текстильныом комбинате в г. Камышин, где работают в основном женщины, проблемах замужества и жилья); реж.: И. Жуковская; оператор: Л. Сокольников
1984 — Дела базарные (продажа сельскохозяйственной продукции на рынках городов: Омска, Саки (Крым), Симферополе, Перовском, Пятницком рынках г. Москвы; о необходимости регулирования цен на сельскохозяйственные продукты на рынке); реж.: И. Жуковская; операторы: Л. Сокольников, Н. Кузьменков
1984 — Слово газеты "Правда"; реж.: И. Жуковская; оператор: А. Кочетков (младший)

На фото (слева направо): режиссер Ирина Жуковская, оператор Константин Арцеулов и директор картины Виктор Шабунин. Омская область, 1986 год. Фото из личного архива К. Арцеулова.

1986 — Всегда с хлебом (фильм посвящен проблеме выращивания хлеба по интенсивной технологии в зоне рискованного земледелия на примере нескольких хозяйств Омской области); реж.: И. Жуковская; оператор: К. Арцеулов
1986 — Парламентарии Бенина в СССРрежиссер: Жуковская И.; операторы: Забабурин В., Лебедев А.
1987 — Если не мы, то кто же? (фильм рассказывает о лучших совхозах и агропромышленных комплексах Омской области, о руководителях с новым "перестроечным" мышлением, сумевших преодолеть чиновничьи препоны и вывести свои хозяйства на передовой уровень); полнометражный; реж.: И. Жуковская; оператор; директор картины: В. Шабунин1987 — Взгляд (фильм рассказывает о чемпионате Европы по лёгкой атлетике и плаванию среди слепых); По заказу Всероссийское общество слепых; реж.: И. Жуковская; оператор: А. Кочетков; редактор: А. Овакимян; монтажер: Г. Зинченко; диретор картины: Ю. Зельдич
1987 — Брызги на том берегу (о проблемах массового оздоровительного плавания, о необходимости научить плавать детей и подростков); реж.: И. Жуковская; оператор: А. Кочетков (младший)
1988 — Власть земли (фильм о IV Всесоюзном съезде колхозников); полнометражный; По заказу Госагропрома СССР; реж.: И. Жуковская; оператор: А. Кочетков  

Съемочная группа документального фильма «Аленушка из Брюсселя» (1990). На фото (слева направо): операторы Геннадий Мякишев и Леонид Сокольников, режиссер Ирина Жуковская, Татьяна Кононова, звукооператор Петр Пиповаров. Фото из семейного архива Ирины Кононовой.1990 — Аленушка из Брюсселя (фильм рассказывает о судьбе советских женщин, оставшихся в Бельгии после освобождения из фашистского плена); полнометражный; авторы фильма: И. Жуковская, Л. Сокольников; оператор: Г. Мякишев; звукооператор: П. Пивоваров; директор картины: Т. Кононова
1988 —  Блаженны кроткие (фильм рассказывает о многодетных семьях села Волое Калужской области); полнометражный; режиссер: И. Жуковская; автор сценария: Т. Карпова; оператор: Алексей Кочетков; звукооператор: А. Напалков; редактор: Е. Крамарский; монтажеры: Д. Ломакина, Э. Котова; директор картины В. Шабунан и Густав Кнесс
1988 — Власть земли (о 4-м Всесоюзном съезде колхозников); режиссер: Жуковская И.; авторы сценария: Жуковская И., Карпов Б.; операторы: Кочетков А.
1989 — Мир оставляю вам (о короткой судьбе медсестры из Белоруссии Аси Денисенко, погибшей в горах Дагестана по дороге к больным); Производство: ЦСДФ, Человек и время; режиссер: И. Жуковская; операторы: Г. Мякишев, Л. Сокольников
1991 — Чтобы не каяться потом (фильм рассказывает о настоятеле Русской Православной церкви в Гааге отце Никоне и его прихожанах); полнометаржный; Производство: КВС Современник; реж.: И. Жуковская; оператор: Г. Мякишев
1992 — Ошибка Королевой (фильм о народной артистке РСФСР Елене Королёвой); Производство: ТПО Юность (ЦСДФ); режиссер: И. Жуковская; оператор: А. Жуковский

КИНОПЕРИОДИКА (выборочно)

Режиссер киножурналов: "Пионерия", "Советский спорт", "Ровесник", "Новости дня" и др..

1980 — Москва 1980 № 45 Когда наступает вечерКинообозрение (о вечернем досуге москвичей и гостей столицы); оператор: Ю. Оржеховский; реж.: И. Жуковская
1984 — По Советскому Союзу № 195 (Интернациональный студенческий фестиваль); режиссер: И. Жуковская; оператор: Л. Сокольников

____________________________________
При подготовке материала использована информация открытых источников. Фильмография  — электронный каталог РГАКФД. Фотографии из частных архивов.

Цитаты

«Илья Петрович Копалин руководил и экспериментировал, нащупывал пути преподавания, поскольку наш курс был первым. До нас студентов мастерской режиссуры документального фильма еще не было.
Многие не понимали, почему необходимо актерское мастерство. А Илья Петрович требовал, чтобы его преподавали так же глубоко, как преподают будущим актерам, режиссерам художественного фильма. Только спустя годы мы поняли его настойчивость. Режиссер-документалист должен уметь играть. Его игра остается за кадром, но чтобы разговорить собеседника, режиссер должен подстроиться, принять правила его игры. И хотя актерами мы не стали, но Усков, Краснопольский, Квинихидзе ушли в игровое кино.
Илья Петрович пригласил Микаэла Таривердиева преподавать нам музыкальное оформление. В документальном кино нет актеров, поэтому такую важную роль играет столкновение изображения и звука, ведь без музыки исчезает драматургия. И здесь Илья Петрович оказался прав.
Это был очень мягкий, но требовательный человек. В отличие от других руководителей мастерских Илья Петрович выводил нас в жизнь. Большинство из нас делали учебные работы как плановые на производстве, работали на студиях.
У Ильи Петровича была хорошая семья. Жил он не шумно, без помпезности и показухи. Этот скромный человек был одним из основателей документального кино».

Ирина Жуковская, режиссер-документалист, Источник

[ Страница дополняется материалами ]