Николай РЯПОЛОВ

главный редактор, режиссёр

Полное имя:
Николай Филиппович РЯПОЛОВ

Профессии:
главный редактор, режиссёр

Краткая биография

Ряполов Николай Филиппович (1938, село Климовое, Борисовского района, Белгородской области  — 28 февраля 2009). Заслуженный работник культуры РФ. Лауреат премии имени Александра Довженко. Лауреат премии «Прохоровское поле». Трижды отмечался высшими призами международного кинофорума «Золотой Витязь». Член Союза кинематографистов РФ, Союза журналистов РФ и Союза писателей России.

Трудовую деятельность начал в 15 лет: работал трактористом, слесарем, библиотекарем.

После службы в армии Николай Ряполов поступил и окончил летную школу ДОСААФ. 

Позже окончил педагогический институт. Работал журналистом Белгородской радиостанции «Колос». 

После судьбоносной встречи с земляком — выдающимся русским скульптором и общественным деятелем В.М. Клыковым,  поступает в ГИТИС на режиссерский факультет.

В кино с 1982 года.

В 1988 —1990 — главный редактор Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).

Один из основателей, главный редактор, художественный руководитель киновидеостудии «Отечество» (1990 — 2004). Один из основателей документального православного кинематографа. Работал с известные документалистами — Павлом Русановым и Борисом  Карповым.

Автор и режиссер более 30 документальных фильмов, основное содержание которых — народная жизнь в глубинных деревнях России, одухотворенная светом подвига и памяти Великой Отечественной войны, православной верой, трудом и самобытным творчеством. 

Фильм «Огненная дуга» был признан лучшим документальным фильмом о Курской битве. Фильм постоянно демонстрируется в Белгороде в диораме, посвященной Курской битве.

Широко известны ленты «Вселиственный венок», «На земле опаленной», «Поле под Прохоровкой», «Непокоренная Россия», «Вот вспыхнуло утро». 

«Мать сыра земля» — фильм-размышление о драматической судьбе русского крестьянства в ХХ веке. Картина поднимает сложные и острые вопросы бытования на земле главного кормильца нашего Отечества — пахаря и сеятеля.

Один из последних фильмов Николая Ряполова — телефильма в шести новеллах — «Музыка и душа. Георгий Свиридов: избранные произведения и изречения».

Последняя работа Николая Филипповича осталась незаконченной. Это фильм о его друге и соратнике — Вячеславе Михайловиче Клыкове.

СЕМЬЯ

Во время Великой Отечественной войны остался круглым сиротой (отец погиб на фронте, мать и шестеро сестёр умерли от непосильных невзгод военной и послевоенной поры, дед с бабушкой были заживо погребены во время «раскулачивания»). Из детского дома Николай Филиппович был усыновлен казахской семьей. В 17 лет Ряполов уезжает в Россию на поиски родных в Белгородской области.

УВЕКОВЕЧИВАНИЕ ПАМЯТИ

Источник фото: www.31md.ru.

26 февраля 2016 года в  Белгородском государственном историко-художественном музее-диораме «Курская битва. Белгородское направление» (ГУК)  состоялась презентация фильма «Поле Николая Ряполова и выставки «Мир Николая Ряполова».

Источник фото: www.31md.ru.

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

1984 — Жила-была на свете бабка Варвара (фильм о жизни села Малобыково Белгородской области и  судьбе Варвары Петровны Харыбеной, воспитавшей шестерых детей); режиссер-оператор автор сценария совместно с Н. Ряполовым — А. Кочетков (младший)
1986 — Берёзовый свет (Они со мной - рассветы лета) (фильм рассказывает о пастухе совхоза "Ленинский путь" Белгородской области, поэте, авторе поэтических сборников, члене Союза писателей СССР В. В. Михалеве); режиссер: Б. Карпов; оператор: А. Колобродов; автор сценария: Н. Ряполов; звукооператор: Ю. Котов
1987 — На земле опаленной (фильм посвящен величайшему сражению Великой Отечественной войны — Курской битве); режиссер: Б. Карпов; авторы сценария: Карпов Б., Ряполов Н.; оператор: А. Колобродов; Серебряная медаль на фестивале документальных фильмов им. Довженко (1987) 
1987 — И стоят деревеньки (о сохранении народных обычаев и традиций жителями трех белгородских сел, отметивших свое 350-летие в 1987 году); реж.: Н. Ряполов; звукооператор: П. Пивоваров
1991 — Вселиственный венок. Белгородские певцы (фильм о русской народной песне); ТПО Отечество (ЦСДФ); реж.: Н. Ряполов; оператор: В. Ступин
1991 — О чем плачет жалейка; ТПО Отечество (ЦСДФ); реж.: Ю. Ряполов; оператор: В. Ступин; звукооператор: Ю. Зорин
1992 — Тимоня; Производство: КВС "Отечество"; реж.: Н. Ряполов; оператор: В. Маев
1992 — В душе природа (рассказ о своем творчестве, выставках, работе, жизни художницы из г. Обнинска Калужской области А. Д. Левашовой, специализирующейся на объемной вышивке по холсту); Производство: КВС "Отечество"; реж.: Н. Ряполов; оператор: В. Маев
1994  Вот вспыхнуло утро (фильм рассказывает о Петре Романовиче Сырцове, который уже 20 лет живет на маленьком островке, омываемом рекой Кшень, что в Курской области. В хозяйстве у него хата-развалюха, 7 коз, собака, 15 соток огорода и 700 картин на чердаке, написанных им самим); Производство: КВС "Отечество"; реж.: Н. Ряполов; оператор: В. Маев
2000 — Мой рожной жаворонок; полнометражный; Производство: Студия "Отечество"; режиссер: Н. Ряполов; главный оператор: оператор: Ю. Страхов; монтаж: Г. Зинченко; звукооператор: Ю. Котов; асс. оператора: С. Ширманов; музоформитель: А. Корниенко; осветитель: Я. Левитин; художники: М. Армамонов, М. Морозова; текст читают:  И. Шатова и Н. Бурляев; диреткор картины: И. Пахомова
2000 — Мой рожной жаворонок; полнометражный; Производство: Студия "Отечество"; режиссер: Н. Ряполов; главный оператор: оператор: Ю. Страхов; монтаж: Г. Зинченко; звукооператор: Ю. Котов; асс. оператора: С. Ширманов; музоформитель: А. Корниенко; осветитель: Я. Левитин; художники: М. Армамонов, М. Морозова; текст читают:  И. Шатова и Н. Бурляев; диреткор картины: И. Пахомова
1993 — Избяные песни (Фильм о народном хоре села Фощеватое Белгородской области, посвященный памяти доктора искусствоведения А. В. Рудневой; реж.: Н. Ряполов; оператор: В. Маев; сКиностудия Отечество
2000 — Мой родной жаворонок (Фильм посвящен Н.В. Плевицкой; полнометражный; реж.: Н. Ряполов; Операторы: В. Маев, Ю. Страхов; Киностудия Отечество
2002 — Страна Варламова; автор сценария и режиссер: Т. Карпова; оператор: Е. Давыдов; звукооператор: Ю. Котов; монтажер: И. Дядина; музоформитель: Л. Волкова; редактор: Н. Ряполов; директор картины: Г. Сергеева

2003 — Мать сыра земля (Фильм рассказывает о драматической судьбе российского крестьянства в 20 веке; реж.: Н. Ряполов; оператор: В. Маев; Киностудия Отечество
2004 — Миссионерские письма (документальный цикл из 22 короткометражных фильмов по мотивам литературного сборника «Миссионерские письма» сербского Златоуста, владыки Николая (Велимировича)); автор цикла: Н. Ряполов
2006 — Музыка и душа. Георгий Свиридов: избранные произведения и изречения; полнометражный; автор: Н. Ряполов

___________________________________
При подготовке материала использована информация и фотографии из открытых источников, в том числе сайта www.rv.ru. Фильмография  — электронный каталог РГАКФД.

Цитаты

[...]Мы познакомились с Клыковым в 1986 г. Вячеслав Михайлович тогда приехал в Белгород, где я жил и работал журналистом на радиостанции «Колос». У меня была своя программа. Прошел слух, что город посетит известный талантливый скульптор, что он человек патриотического духа (о вере в Бога, Православии тогда еще не говорили).
Клыков приехал сюда для того, чтобы договориться с руководством о работе над одним памятником. По вечерам они вместе с нашим местным скульптором Анатолием Шишковым, который был моим товарищем, обсуждали в мастерской макет будущего памятника, а я иногда забегал к ним. Это было начало нашего общения. Поначалу, его непривычные, по тем временам острые суждения и взгляды, настораживали. Все-таки провинция жила умеренно и спокойно реагировала на всякие общественные всплески. Но с первого раза я Славу все же не воспринял, и именно из-за его своеобразной оригинальности. Его патриотический дух, его взгляды на основы русской государственности, Самодержавия, Монархии были неожиданными для нас, провинциалов.
Уже позже, когда мы подружились, я стал внимательно изучать эту тему и глубоко проникся ею, она вошла в мою жизнь. Я всегда, когда бывал в Москве, заходил к нему в мастерскую. Кого там только не было - все лучшие писатели, ученые, музыканты собирались у Клыкова: и Распутин, и Белов, и Куняев[...]

Николай Ряполов, Источник

[ Страница дополняется материалами ]