Последнее обновление: 25.06.2024.
Каспаров Юрий Сергеевич (род. 08 июня 1955 года в Москве) — композитор, музыкальный педагог, профессор Московской консерватории. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2007).
Музыкой стал заниматься с 5 лет. Окончил музыкальную школу.
В 1978 году окончил Московский энергетический институт (инженер-электрик).
1978 — 1980 — инженер Центрального научно-исследовательского института автоматики и гидравлики; параллельно учился в Московском областном музыкальном училище, которое окончил за два года.
В 1981 — 1984 — учился в Московской консерватории, поступив сразу на второй курс на теоретико-композиторский факультет. Инструментовке учился у Е. П. Макарова, композиции у М. И. Чулаки.
С 01 августа 1984 по 02 января 1990 — музыкальный редактор Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ). В период работы на ЦСДФ параллельно с созданием симфонических и камерных произведений активно работал как кинокомпозитор.
В 1989 — 1991 — аспирант Московской консерватории (научный руководитель — Э. В. Денисов).
В 1990 году Юрий Каспоров при непосредственном участии композитора Эдисона Денисова организовал Московский ансамбль современной музыки (MACM) и стал его художественным руководителем.
С 1992 — заместитель председателя исполнительного комитета Международной Ассоциации композиторских организаций.
В 1993 году на Французском радио создает своё первое интерактивное электроакустическое сочинение — «Чакону» для фагота, виолончели и лив — электроники.
Член правления РОО «Союз Московских Композиторов» и оргкомитета Международного музыкального фестиваля «Московская осень».
Один из организаторов и руководителей Российской ассоциации современной музыки, сопредседатель Российской секции Международного общества современной музыки (ISCM).
С 2005 года работает в Московской Государственной консерватории имени П.И. Чайковского, преподаёт композицию и инструментовку.
Произведения композитора часто исполняются на многих фестивалях современной музыки таких, как Фестиваль Радио Франции «Presences» (Франция), Frankfurt Fest (Германия), «Ensems» (Испания), «Pontino» (Италия), «Contemporary Music Festival in Basle» (Швейцария), «Lerchenborg Music Days» (Дания), «Warsaw Autumn» (Польша), «Melos-Ethos» (Италия), Tokyo Summer Festival (Япония) и многих других.
Многие музыкальные коллективы и организаторы фестивалей заказывают композитору произведения для своих программ. Среди них: «Ensemble Modern» (Германия), «2Е2М» (Франция), Радио Франции совместно с Французским институтом аудиовизуальных проблем, Международный фестиваль «Tage für Neue Musik Zürich» (Швейцария), Stavanger Symphony Orchestra (Норвегия), Симфонический оркестр г. Тура (Франция) и другие.
Произведения Юрия Каспарова исполнялись такими известными дирижёрами, как Поль Мефано, Пьер Рулье, Даниэль Кавка (Франция), Фридрих Гольдманн (Германия), Оливье Кюанде (Швейцария), Тадааки Отака (Япония), Дэвид Милнс (США), Эмин Хачатурян, Валерий Полянский, Владимир Зива, Сергей Скрипка, Василий Синайский, Александр Дмитриев (Россия).
Среди солистов, участвовавших в мировых премьерах новых сочинений композитора, такие как флейтист Пьер-Ив Арто (Франция), гобоист Дорин Глига (Румыния), кларнетисты Арман Ангстер (Франция) и Николас Кокс (Англия), фаготисты Валерий Попов (Россия) и Джонни Райнхард (США), баритоны Жак Бона и Вансан Ле Тесье (Франция), органист Эрве Дезарбр (Франция), скрипач Владислав Иголинский, пианист Михаил Дубов, виолончелисты Владимир Тонха, Сергей Судзиловский и Александр Загоринский (Россия).
Произведения Каспарова исполняются такими коллективами, как BBC — Wales Orchestra (Великобритания), Ensemble «Contrechamps» и «Ensemble Opera Nova Zürich» (Швейцария), «Schönberg-Ensemble» (Нидерланды), Ансамбль «Apostrophe» (Франция) и многими другими. Партитуры сочинений Юрия Каспарова издаются французскими издательствами «Le Chant du Monde», «Alphonse Leduc» и «Gérard Billaudot».
Данных нет.
1985 — Советы 1905 года; режиссер Г. Распопов; музыка Ю. Каспаров
1985 — Москва — Париж: конструктивный диалог (фильм рассказывает о визите М.С. Горбачёва в Париж); режиссер В. Коновалов; музыка Ю. Каспаров
1985 — Михаил Фрунзе — революционер и полководец; реж.: Г. Распопов; музыка: Ю. Каспаров
1985 — Покушение на будущее; полнометражный; режиссер Д. Фирсова; музыка: Ю. Каспаров
1986 — Город (о работе председателей исполкомов городских Советов народных депутатов пяти городов, о проблемах этих городов); полнометражный; режиссер Дербышева Л.; музыка Ю. Каспаров
1986 — Нюрнберг: 40 лет спустя; полнометражный; режиссер И. Гутман; музыка Ю. Каспаров
1986 — Поединок с высотой (фильм о выдающийся спортсмене Сергее Бубке); режиссер В. Коновалов; музыка Ю. Каспаров
1986 — Московский Кремль; реж.: И. Гутман; музыка: Ю. Каспаров
1987 — Хранители (Живая тайна мастерства); режиссер Г. Распопов; музыка Ю. Каспаров
1988 — Увидеть себя (рекламный фильм об алкоголизме и клинике врача-нарколога А.Р. Довженко); режиссер В. Рябцев; музыка Ю. Каспаров
1988 — Дети войны (о трудной судьбе детей в годы Великой Отечественной войны); полнометражный; режиссер В. Скитович; музыка Ю. Каспаров
1990 — Пробуждение золотой богини (фильм посвящен индийскому религиозному учению сахаджа-йога); Производство: ТО "Человек и время" (ЦСДФ) и ПТО "Русское видео"; режиссер Т. Чубакова; музыка Ю. Каспаров
С радостью сообщаю, что в свет вышла моя книга «… и я – композитор!» (2014). Она выпущена издательством «Музиздат» (http://muzizdat-art.ru/), и все, кого книга заинтересует, могут обратиться в Издательство (все контакты на сайте указаны) и купить её. Издательство, конечно, высылает книги и во все российские регионы, и за пределы страны.
Юрий Каспаров, Источник
Прежде всего, эта книга будет очень полезна молодым композиторам – студентам музыкальных ВУЗов и их недавним выпускникам. Я не просто пишу о том, что и как изменилось в музыкальном мире со времён Артюра Онеггера, но и объясняю, как могут выжить композиторы сегодня, какие шаги надо предпринимать, чтобы состоялась карьера, что следует делать и что нельзя делать ни при каких обстоятельствах, какая реклама работает, а какая нет и пр.
В России мало кто имеет представление о существующих институтах поддержки современной музыки на Западе, а такое знание жизненно необходимо! Все знают, что у современных композиторов не бывает агентов, то есть, иными словами, импресарио, но далеко не всем известно, кто на Западе берёт на себя их функции, кто может продвигать композитора и его сочинения и как это вообще происходит!
Кроме этого я пишу о музыке, о том, как с моей точки зрения следует сочинять. К примеру, что в работе должно быть интуитивным, а что рациональным, и как оба метода должны сочетаться.
Касаюсь, в частности, определений гармонии и формы – не музыковедческих, а «рабочих», композиторских.
Пишу о том, что представляет собой музыка сегодня и пытаюсь внести ясность в расхожие, очень привычные уху, но на самом деле далеко не всем понятные термины, такие как «постмодернизм» или «поставангардизм» и другие…
В этой книге, поверьте, много всякого разного полезного! Даже автобиографическая глава, которую меня попросили включить, и та написана таким образом, чтобы дать нужную информацию молодым коллегам. Очень надеюсь, что эта книга многим поможет и в творческом, и в карьерном отношениях!
Мне кажется, что многие уже и забыли, какие разнообразные функции выполняла киномузыка в кинематографе в недалеком прошлом. Такое понятие, как контрапункт, уже давно сдано в архив, и о нем даже не вспоминают. Говорить об историческом подходе, определяемом сохранением и развитием важных культурных традиций, тоже не приходится. Своеобразие текущего момента точнее многих определил уругвайский писатель и журналист Эдуардо Галеано, сказав, что сегодня мы живем в культуре упаковки, презирающей содержимое..
Юрий Каспаров, Источник
При подготовки материала использована информация открытых источников, в том числе сайта: mosconsv.ru. Фильмография: электронный каталог РГАКФД. Фото: персональная страница Ю. Каспарова в facebook (в марте 2022 года деятельность компании Meta, которой принадлежит соцсеть facebook, в России признана экстремистской и запрещена).