Юрий КАСПАРОВ

композитор, музыкальный редактор, педагог

Полное имя:
Юрий Сергеевич КАСПАРОВ

Дата рождения:
08 июня 1955

Возраст:
62 года

Профессии:
композитор, музыкальный редактор, педагог

Краткая биография

Российский композитор, музыкальный педагог, профессор Московской консерватории.

Музыкой стал заниматься с 5 лет. Окончил музыкальную школу.
В 1978 году окончил Московский энергетический институт.
1978 — 1980 — инженер Центрального научно-исследовательского института автоматики и гидравлики; параллельно учился в Московском областном музыкальном училище, которое окончил за два года.
В 1980 — 1984 — учился в Московской консерватории, поступив сразу на второй курс на композиторский факультет. Инструментовке учился у Е. П. Макарова, композиции у М. И. Чулаки.
В 1989 — 1991 — аспирант Московской консерватории (научный руководитель — Э. В. Денисов).
В 1985 — 1989 — музыкальный редактор Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ)В этот период параллельно с созданием симфонических и камерных произведений активно работал как кинокомпозитор.

В 1990 организовал Московский ансамбль современной музыки  и стал его художественным руководителем.


С 1992  — заместитель председателя исполнительного комитета Международной Ассоциации композиторских организаций.
В 1993 году на Французском радио создает своё первое интерактивное электроакустическое сочинение — «Чакону» для фагота, виолончели и лив — электроники.
Член правления РОО «Союз Московских Композиторов» и оргкомитета Международного музыкального фестиваля «Московская осень».
Один из организаторов и руководителей Российской ассоциации современной музыки, сопредседатель Российской секции Международного общества современной музыки (ISCM).
С 2005 года работает в Московской Государственной консерватории имени П.И. Чайковского, преподаёт композицию и инструментовку.

Произведения Каспарова часто исполняются на многих фестивалях современной музыки таких, как Фестиваль Радио Франции «Presences» (Франция), Frankfurt Fest (Германия), «Ensems» (Испания), «Pontino» (Италия), «Contemporary Music Festival in Basle» (Швейцария), «Lerchenborg Music Days» (Дания), «Warsaw Autumn» (Польша), «Melos-Ethos» (Италия), Tokyo Summer Festival (Япония) и многих других.

Многие музыкальные коллективы и организаторы фестивалей заказывают композитору произведения для своих программ. Среди них: «Ensemble Modern» (Германия), «2Е2М» (Франция), Радио Франции совместно с Французским институтом аудиовизуальных проблем, Международный фестиваль «Tage für Neue Musik Zürich» (Швейцария), Stavanger Symphony Orchestra (Норвегия), Симфонический оркестр г. Тура (Франция) и другие.

Произведения Юрия Каспарова исполнялись такими известными дирижёрами, как Поль Мефано, Пьер Рулье, Даниэль Кавка (Франция), Фридрих Гольдманн (Германия), Оливье Кюанде (Швейцария), Тадааки Отака (Япония), Дэвид Милнс (США), Эмин Хачатурян, Валерий Полянский, Владимир Зива, Сергей Скрипка, Василий Синайский, Александр Дмитриев (Россия).

Среди солистов, участвовавших в мировых премьерах новых сочинений композитора, такие как флейтист Пьер-Ив Арто (Франция), гобоист Дорин Глига (Румыния), кларнетисты Арман Ангстер (Франция) и Николас Кокс (Англия), фаготисты Валерий Попов (Россия) и Джонни Райнхард (США), баритоны Жак Бона и Вансан Ле Тесье (Франция), органист Эрве Дезарбр (Франция), скрипач Владислав Иголинский, пианист Михаил Дубов, виолончелисты Владимир Тонха, Сергей Судзиловский и Александр Загоринский (Россия).

Произведения Каспарова исполняются такими коллективами, как BBC — Wales Orchestra (Великобритания), Ensemble «Contrechamps» и «Ensemble Opera Nova Zürich» (Швейцария), «Schönberg-Ensemble» (Нидерланды), Ансамбль «Apostrophe» (Франция) и многими другими.
Партитуры сочинений Юрия Каспарова издаются французскими издательствами «Le Chant du Monde», «Alphonse Leduc» и «Gérard Billaudot».

ФИЛЬМОГРАФИЯ ЦСДФ:

1985 — Советы 1905 года; реж.: Г. Распопов; музыка: Ю. Каспаров
1985 Москва — Париж: конструктивный диалог (фильм рассказывает о визите М.С. Горбачёва в Париж); реж.: В. Коновалов; музыка: Ю. Каспаров
1985 — Михаил Фрунзе — революционер и полководец; реж.: Г. Распопов; музыка: Ю. Каспаров
1985 — Покушение на будущее; полнометражный; реж.: Д. Фирсова; музыка: Ю. Каспаров
1986 — Город (о работе председателей исполкомов городских Советов народных депутатов пяти городов, о проблемах этих городов); полнометражный; реж.: Дербышева Л.; музыка: Ю. Каспаров
1986 Нюрнберг: 40 лет спустя; полнометражный; реж.: И. Гутман;  музыка: Ю. Каспаров
1986 — Поединок с высотой (фильм о  выдающийся спортсмене Сергее Бубке); реж.: В. Коновалов;  музыка: Ю. Каспаров
1986Московский Кремль; реж.: И. Гутман; музыка: Ю. Каспаров
1987 — Хранители (Живая тайна мастерства); реж.: Г. Распопов; музыка: Ю. Каспаров 
1988 — Увидеть себя екламный фильм об алкоголизме и клинике врача-нарколога А.Р. Довженко); реж.: В. Рябцев; музыка: Ю. Каспаров
1988 — Дети войны (о трудной судьбе детей в годы Великой Отечественной войны); полнометражный; реж.: В. Скитович; музыка: Ю. Каспаров
1990 — Пробуждение золотой богини (фильм посвящен индийскому религиозному учению сахаджа-йога); Производство: ТО "Человек и время" (ЦСДФ) и ПТО "Русское видео"; реж.: Т. Чубакова; музыка: Ю. Каспаров

Использована информация открытых интернет-источников, в том числе: сайта mosconsv.ru; фильмография: РГАКФД.

Фильмография других студий

1987 — Марк Шагал – художник из России (документальный) (композитор) — Центрнаучфильм
1987 — Подданные революции (игровой) (композитор) — Свердловская киностудия
1989 — Другая "кровь" (научно-популярный) (композитор) — Центрнаучфильм
1990 — Вспоминая Бориса Пастернака (полнометражный; документальный) (композитор) — Центрнаучфильм
1990 — Живодер (След медведя) (игровой) (композитор) — Киностудия "Актуальный фильм"
1990 — Убийца (совместно со студией "Катарсис"; игровой) (композитор) — Свердловская киностудия
1991 — Глухомань (игровой) (композитор) — Киностудия "Ментор Синема"
1991 — Чужая сторона (игровой) (композитор) — СОЮЗТЕЛЕФИЛЬМ
1992 — Он своё получит (игровой) (композитор) — Студия "Парус"
1993 — Ваши пальцы пахнут ладаном (совместно с АО "Дизайн"; игровой) (композитор) — Студия "Зов"
1993 — И вечно возвращаться (композитор) — Студия "Зов"
1997 — Победитель (композитор) — Союзмультфильм
2004 — Щелкунчик (совместно с MCOne GmbH (Германия)) (композитор) — Аргус Интернейшнл

Библиография

2014 — «… и я – композитор!» (изд.: —М.; «Музиздат»)

Звания

2007 — Заслуженный деятель искусств Российской Федерации
2008 — Кавалер Ордена литературы и искусств (Франция)
2015 — Деятель культуры «Мәдениет саласының үздігі» Республики Казахстан

Награды

1985 — Первая премия Всесоюзного конкурса композиторов (за симфонию № 1 «Герника» для симфонического оркестра; Москва)
1989 — Первая премия на Международном конкурсе композиторов им. Гвидо д'Ареццо (за «Ave Maria» для 12 голосов и 3 инструменталистов; Италия)
1996 — Гран-при Международного конкурса «Henri Dutilleux» (за «Effet de Nuit» для бас-баритона и 5 исполнителей на стихи П. Верлена; Франция)
1999 — Похвальная грамота Академии музыки Пескары (за «Реминисценцию» для рояля и «рояля»; Италия)

Цитаты

С радостью сообщаю, что в свет вышла моя книга «… и я – композитор!» (2014). Она выпущена издательством «Музиздат» (http://muzizdat-art.ru/), и все, кого книга заинтересует, могут обратиться в Издательство (все контакты на сайте указаны) и купить её. Издательство, конечно, высылает книги и во все российские регионы, и за пределы страны.
Прежде всего, эта книга будет очень полезна молодым композиторам – студентам музыкальных ВУЗов и их недавним выпускникам. Я не просто пишу о том, что и как изменилось в музыкальном мире со времён Артюра Онеггера, но и объясняю, как могут выжить композиторы сегодня, какие шаги надо предпринимать, чтобы состоялась карьера, что следует делать и что нельзя делать ни при каких обстоятельствах, какая реклама работает, а какая нет и пр.
В России мало кто имеет представление о существующих институтах поддержки современной музыки на Западе, а такое знание жизненно необходимо! Все знают, что у современных композиторов не бывает агентов, то есть, иными словами, импресарио, но далеко не всем известно, кто на Западе берёт на себя их функции, кто может продвигать композитора и его сочинения и как это вообще происходит!
Кроме этого я пишу о музыке, о том, как с моей точки зрения следует сочинять. К примеру, что в работе должно быть интуитивным, а что рациональным, и как оба метода должны сочетаться.
Касаюсь, в частности, определений гармонии и формы – не музыковедческих, а «рабочих», композиторских.
Пишу о том, что представляет собой музыка сегодня и пытаюсь внести ясность в расхожие, очень привычные уху, но на самом деле далеко не всем понятные термины, такие как «постмодернизм» или «поставангардизм» и другие…
В этой книге, поверьте, много всякого разного полезного! Даже автобиографическая глава, которую меня попросили включить, и та написана таким образом, чтобы дать нужную информацию молодым коллегам. Очень надеюсь, что эта книга многим поможет и в творческом, и в карьерном отношениях!

Юрий Каспаров, Источник