Обсуждение итогов работы «Союзинторгкино» за 1942 год

26 июня 1943

Обсуждение итогов работы «Союзинторгкино» за 1942 год

Документ опубликован в книге В.И. Фомина «Кино на войне: Док. и свидетельства» (— М.: Материк, 2005; с. 571-573). Источник: www.docs.historyrussia.org. Фото: "Микоша, Халушаков, Бригаднов («Союзинторгкино») и Лыткин в Лондоне. 1942-1943 гг.". Источник фото: www.russiainphoto.ru (МАММ / МДФ).

ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА ПО ДЕЛАМ КИНЕМАТОГРАФИИ И.Г. БОЛЬШАКОВА НА ЗАСЕДАНИИ КОМИТЕТА ПО ОБСУЖДЕНИЮ ИТОГОВ РАБОТЫ «СОЮЗИНТОРГКИНО» ЗА 1942 г.

26 июня 1943 г.

<...> Если говорить о работе Инторгкино за последнее время, с момента прихода тов. Андриевского[1], следует отметить оживление этой работы.

От чисто коммерческого характера деятельности работа Инторгкино стала развиваться в направлении политической пропаганды наших фильмов. Это, несомненно, является достижением Инторгкино, что она стала организацией, продающей идеологическую продукцию, а не просто коммерческим предприятием.

Но есть другая опасность, которая проскользнула, например, в Предложениях, представленных сегодня Инторгкино — о переименовании Инторгкино во «Всесоюзную ассоциацию производственно-творческих и деловых связей с заграничной кинематографией» с сокращенным наименованием «Совинформфильм».

Это уже перегиб. Вы должны понять, что вы остаетесь организацией торгующей.

Когда я в беседе с вами подчеркнул, что вы — организация политическая, — это значило, что вы торгуете не гвоздями, не нефтью и т.д., а идеологической продукцией, с этой точки зрения вы политическая организация.

Вот почему скатываться вам на одну коммерческую позицию было бы неправильно, так же, как, например, «Международной книге».

Но все же вы коммерческая организация и судить о вашей работе мы будем в конечном итоге по вырученным вами деньгам. А вы даже как-то стыдливо говорите о доходах вашей организации, что вот, мол, может быть, это и нехорошо, но мы получили столько-то дохода. Вы хотите превратиться в какой-то кинематографический Наркоминдел, иметь своих представителей во всех странах мира и т.д. Это чепуха. Вы должны торговать, но не только торговать, но помнить, что вы продаете идеологическую продукцию. Вот почему мы вам сказали, что вы должны повернуть весь аппарат.

Надо условиться, что вы остаетесь в «Союзинторгкино», продаете фильмы, культурно продаете, что это организация, которая представляет лицо советской кинематографии за границей, в смысле ее творческой продукции.

Второе — это в отношении информации. Информация у вас страдает, очень незначительно улучшилась. Мы до сих пор не знаем точно, что делается за границей.

Ваши референты, консультанты в этом отношении ничего не делают.

Вот, например, сидит тов. Бельский, а он знает, сколько фильмов выпускается, какие фильмы, кто ставит, в Америке, в Англии, какие фильмы выходят на экран, ставят ли фильмы на русские темы, и т.д., и т.п.? Мы узнаем обо всем этом урывками, случайно в других организаций, как ВОКС и др.

Ваши консультанты обязаны точно знать все это, получать сведения всякими путями, через
ваших постоянных работников за границей — Бригаднова[2], Антонова[3].

У вас все еще силен деляческий дух в аппарате. Мы укрепляем ваш аппарат новыми работниками; тех, кто не понял стоящих перед Инторгкино задач, мы будем заменять. Есть люди, имеющие широкий горизонт, широкий кругозор, который можно использовать на работе в Инторгкино, а вы держитесь за закостенелых людей.

Вы наладили часть работы идеологической, политической, просмотры, связи с атташе установили, разворачиваете таким путем пропаганду наших фильмов, а в материально-технических вопросах отстали, получилась явная диспропорция.

У вас просто позорно получается: два месяца лежит невывезенная продукция. Мне звонил тов. Микоян, говорит: неужели вы не можете достать бензина для своих машин, неужели это проблема и из-за этого фильмы 2 месяца лежат. Конечно, это нелепость. Неужели мы такие бедные, что не могли бы достать бензина, чтобы перевезти фильмы? В свое время, зимой тов. Пономарев не делал из этого проблемы, положение было хуже, но он брал санки и сам вез на вокзал фильмы, чтобы не простаивали они лишнее время.

А вы своим письмом к тов. Микояну расписались в собственном бессилии, беспомощности. Мы должны добиваться, чтобы фильмы отправлялись не через 10 дней, а на следующий день — самолетами на Иран и Америку. А у вас какое-то прохладное отношение к этим вопросам первостепенной важности.

Получился перекос в этом деле в другую сторону. Вы принимаете послов, атташе, сами к ним ходите, это может быть хорошо, но это далеко не главное.

Что до того, что у вас хорошие отношения со Стэндли и Янгом, если фильмы наши не будут идти на заграничных экранах? Надо по-настоящему взяться за это дело. Мы вам дали Петренко в заместители, и каждый должен отвечать за порученное дело.

О ваших представителях за границей. Я уже говорил, что ваши представители отбились от рук, они чувствуют себя за границей очень уж независимо, делают, что хотят. Бригаднов, Антонов, Беляев вместо отчетов присылают какие-то филькины грамоты, ничего не дающие. А вы либеральничаете. Надо строго поставить вопрос о них. Отъезжающим товарищам вы дали инструкции, надо такую же послать находящимся за границей товарищам. Бригаднову
надо просто послать предупреждение, что если он будет впредь допускать промахи, подобные тем, о которых хотя бы сегодня вы говорили, мы его отзовем. И это не просто промахи, а такие, которые говорят о недостаточной культуре, а это уже никуда не годится. Держать за границей такого человека незачем, и его придется отозвать. Предупредим его телеграммой об этом.

Тов. Кузнецова говорила о том, что посылаются неграмотные представители.

Это не совсем так. Например, Бобров[4], которого вы направили, вы с человеком занимались, они здесь по три месяца у вас сидят. Он пришел ко мне поговорить, я спрашиваю его о фильмах, взял ли он, а он как-то беспомощно мне отвечал, я пожалел, что мы его посылаем. Нам трудно судить, мы берем материал — человек кончил ВГИК, оператор, был на фронте, о нем дают очень хорошие отзывы — а на деле он оказался мало подходящим, нерасторопным. Сейчас у вас сидят Альцев[5], Калатозов[6], Медведкин[7]. Вы три месяца с ними занимаетесь, можете определить, что это за товарищи, и если вы видите, что человек не подходит — не посылайте. Мы сигнализировали
вам, что это малоподходящий человек, а вы все же послали. Надо людей инструктировать, учить, но если он мало подходит, посылать его нечего. Надо, чтобы ваши люди чувствовали, что за ними есть наблюдение, контроль.

Белый, например, не успел приехать, уже начались злоупотребления денежные и т.д. А вы либерально к этому относитесь. Надо было сразу предупредить, что он будет снят за это с работы. За границей много соблазнов, люди нестойкие быстро портятся. А если они будут знать, что за ними есть строгий контроль, если их предупредить, что в случае чего они не только будут отозваны из-за границы, но и уволены из кинематографии вообще — они лучше будут себя держать.

Что касается представленных вами предложений, надо сказать, что они сыроваты. Есть бесспорные пункты, но есть сыроватые, которые нужно подработать, есть и много лишнего. Надо переговорить по отдельным вопросам с начальниками главков и еще раз представить.

Насчет журналов — правильно, надо будет их посылать за границу. Не нужно выдумывать новые сюжеты, выбирайте из СКЖ и если у вас по вопросам об отборе сюжетов и т.д. будут разногласия — приходите ко мне, разберемся.

Тов. Васильченко[8] лучше понимает, что надо посылать.

Тов. Андриевский поставил вопрос о ряде новых сюжетов. Надо быть в работе напористым человеком, у вас слишком много интеллигентности — в дурном смысле этого слова. В этом ваш недостаток, вы слишком пассивны и слишком большое значение придаете бумажкам: напишем письмо, напишем бумажку... А ведь бумажка сама не двигается, она может попасть на стол и
пролежать там, ее надо проталкивать, продвигать. А для этого надо быть расторопным,
оперативным. <...>

РГАЛИ. Ф. 2456. On. 1. Д. 830. Л. 15-17.


__________________________________
Примечание (ред. #МузейЦСДФ)

1. Андриевский Александр Николаевич (1899 — 1983) — режиссер, сценарист, редактор; один из создателей (вместе с С.П. Ивановым) стереоскопического кинематографа в СССР, автор изобретений в области стереокино и звукооформления; в 1942 — 1944 — управляющий «Союзинторгкино» Комитета по делам кинематографии при СНК СССР.
2. Бригаднов Г.П. — представлял интересы «Союзинторгкино» в Англии.
3. Антонов Дмитрий Константинович (1911 — ), сценарист и режиссёр научно-популярного кино; представлял интересы «Союзинторгкино» в США.
4. Бобров Георгий Макарович (1905 — 1981), кинооператор; лауреат Сталинской премии 1942 года за съемки документального фильм «Разгром немецких войск под Москвой»; в 1942 году был отозван из фронтовой киногруппы для работы по линии «Союзинторгкино» (с мая 1943 до июля 1945 — представлял «Союзинторгкино» в Австралии).
5. Альцев Леонид Петрович (1905 — 1955), режиссер; в 1936 году окончил ГИК (мастерская С.М. Эйзенштейна); в 1936 — 1943, 1946 — 1947 — ассистент режиссера, затем режиссер киностудии «Союздетфильм»; с 1947 — директор Ашхабадской киностудии; в 1943 — 1945 — представлял интересы «Союзинторгкино» в Канаде.
6. Калатозов Михаил Константинович (1903 — 1973), кинорежиссёр, кинооператор, сценарист; в 1943 — 1945 — представлял интересы «Союзинторгкино» в США; в 1945 — 1948 — начальник Главного управления по производству художественных фильмов Комитета по делам кинематографии при Совнаркоме СССР (с 1946 года Министерства кинематографии СССР); в 1946—1948 — заместителем министра кинематографии СССР.
7. Медведкин Александр Иванович (1900 — 1989), как написал В.И. Фомин, режиссер Медведкин являлся «одиним из самых самобытных мастеров русско­го кино, изобретатель и первопроходец новых художественных, организационных и технических форм кино»; в 1943 году Кинокомитетом рассматривался вопрос о командировании Медведкина за границу для работы по линии «Союзинторгкино».
8. Васильченко Федор Михайлович (1904 — не ранее 1953), организатор кинопроизводства; с ноября 1939 по май 1944 — начальник Главного управления по производству хроникально-документальных фильмов Комитета по делам кинематографии при СНК СССР; с
 1944 — инструктор культпросветотдела Главного политического управления ВМФ.