Комитет спасения ЦСДФ действует

Газета «Известия» № 140 от 17 июня 1992 года.

Комитет спасения ЦСДФ действует

Фото: "Митинг сотрудников в вестибюле ЦСДФ. Лихов переулок, дом 6. 21 мая 1992 года". Автор фото: Ю. Барыкин.

В «Известиях» (№ 120) напечатана статья М. Мурзиной «Десять дней, которые потрясли ЦСДФ» с подзаголовком «О конфликте на крупнейшей студии кинодокументалистики». Основанием для публикации, очевидно, послужила пресс-конференция, проведённая Союзом кинематографистов и Комитетом кинематографии при правительстве Российской Федерации 21 мая 1992 г. И представленная как начало традиционных встреч руководства Союза и кинокомитета с журналистами.

На самом же деле пресс-конференция была задумана как трибуна для тех, кто в навязанном нам конфликте занимает позицию ликвидаторов студии. Конфликт возник в связи с приказом первого заместителя председателя комитета А. Проценко о ликвидации Центральной студии документальных фильмов. Готовили его за спиной коллектива при участии группы бывших руководителей творческих объединений ЦСДФ, а ныне независимых от ЦСДФ киновидеостудий. Реакция была, естественно, бурной. На нашем собрании А. Проценко признал  свою вину пред работниками студии. Вот подлинные его слова из стенограммы:

«Это не просто покаяние, это горестное покаяние, ошибка допущена, ошибка серьёзная, я уже отменил этот приказ. Должен честно признать — такого ляпа в моей жизни ещё не было».

На пресс-конференции же он попытался убедить всех, что речь в приказе шла о реорганизации студии. Тем самым А. Проценко явил нам два своих лика: один — кающегося чиновника, стремящегося сбить волну возмущения в коллективе и выиграть время, другой — амбициозного администратора, который не мытьём, так катаньем пытается протащить юридически несостоятельный приказ.

А теперь о наших отношениях с киновидеостудиями, о которых говорилось выше. В заметке они почему-то названы «вновь созданными творческими объединениями». При ком и на основании чего они созданы? На ЦСДФ таких объединений нет — есть существующие под её крышей малые предприятия, учрежденные в 1990 году бывшего Госкино СССР. Руководителям этих предприятий желательно представлять себя лицами, причастными к ЦСДФ. Иначе неизбежен вопрос: какое отношение независимые предприятия имеют к независимой от них ЦСДФ? Наша студия обладает тем же суверенным правом решать семой, без непрошенных советчиков, свои проблемы, как и они. Но если задаться этим вопросом, то станет ясной их истинная цель: ликвидировать творческую часть коллектива студии, и её производственную базу передать в полное распоряжение руководителей малых предприятий, не имеющих в настоящее время собственной производственной базы.

Вот где подлинные интересы «реорганизаторов» Центральной студии документальных фильмов. А всё, что они говорили на пресс-конференции и вне её, не более чем прикрытие этой цели. Чего, например, стоит их утверждение, будто они — за творческое и экономическое преобразование студии, а мы, работники ЦСДФ, все сплошь ретрограды… Всячески раздуваются внутренние противоречия, действительно существующие на студии. Мы о них знаем и сами, не случайно ещё до выхода приказа о ликвидации  был создан комитет по реорганизации, который разрабатывал новую структуру ЦСДФ и её устав. Студия уже начала реализовывать свой тематический план, одобренный Комитетом кинематографии. Нам были даже выделены средства под этот план. И вдруг, вопреки ранее принятым документам, выходит приказ Проценко.

Кстати, сегодня речь идёт не только о судьбе ЦСДФ, но и о судьбе российского кинодокументалистики. На пресс-конференции секретарь правления Союза кинематографистов К. Лаврентьев сообщил, что завтра могут оказаться закрытыми Ростовская, Иркутская, Хабаровская, Саратовская и другие студии. Вот насколько серьёзна ситуация и как важно позаботиться о сохранении творческого потенциала документального кино. Это о главном. Теперь и вещах «мелких». После выхода приказа Проценко, который коллектив расценил как вероломство со стороны существующих под нашей крышей студий, им было предписано освободить занимаемые помещения. Считаем, что ЦСДФ вправе так поступить, учитывая, что плату за аренду студия не получает. Представьте себе квартиранта, который не платит за квартиру и к тому же пытается выгнать из неё законного хозяина…

На пресс-конференции прозвучала мысль о необходимости круглого стола с участием представителей ЦСДФ и «других заинтересованных сторон». Мы заявляем, однако, что не сядем ни за круглый, ни за квадратный, ни за какой-либо другой стол с людьми, у которых наша студия вызывает лишь потребительские инстинкты и разрушительные намерения.

Сегодня злополучный приказ приостановлен, но не отменён. Нас пытаются взять измором. Поэтому комитет спасения студии свои функции не слагает. Нам придаёт силу уверенность в своей правоте.

У микрофона Адександр Опрышко, художественный руководитель ЦСДФ. Автор фото: Ю. Барыкин.

Комитет спасения студии:

Е. Вермишева, председатель, А. Опрышко, художественный руководитель ЦСДФ, А. Зимина, В. Забабурин, Б. Сарахатунов, Ю. Оганджанов, В. Трошкин, Г. Кулешова, Е. Геккер, всего более 300 подписей.


СПРАВКА

Из Приказа Комитета по делам кинематографии при Правительстве РФ от 12 мая 1992 года № 34 "О преобразовании ЦСДФ".
Один их пунктов приказа:
— Ликвидировать Центральную студию документальных фильмов, образовать на её базе Московскую государственную кинофабрику.

 1994 года. Лихов переулок, дом 6. Автор фото: Ю. Барыкин.

Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 07 октября 1993 года № 1015 было принято решение о ликвидации Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ) и создании на её базе новой Российской центральной киновидеостудии хроникально-документальных и учебных фильмов (РЦСДФ).


Материалы по теме