Поёт Ив Монтан

Полнометражный фильм, 1957 год

Фильм:
Поёт Ив Монтан
(год выпуска – 1957)

Тип фильма:
Полнометражный фильм
(7 частей, хронометраж – 01:04:06)

Правообладатель:
РГАКФДСО

Категории:
архитектура, город, живопись, искусство, колхоз, КПСС, культура, личность, музыка, театр, цирк

Ссылка на РГАКФД (19314)
Страница фильма на сайте net-film.ru

О фильме

В Советском Союзе визиту знаменитых французов предавали большое значение (контракт с агентством Жоржа Сориа на вытупление в СССР Ив Монтан подписал в конце октября 1956 года[1]. Французкие гости в ходе гастролей посетили Москву, Ленинград и Киев. И везде их сопровождала съёмочная группа ЦСДФ. Фильм режиссёров Сергея Юткевича и Михаила Слуцкого о гастролях в СССР французского певца Ива Монтана и актрисы Симоны Синьоре вышел на ЦСДФ в начале 1957 года. 

Ив Монтан и Симона Синьоре во время визита в СССР. Москва, Третьяковска галерея. Декабрь 1956 года. Автор фото: С. Васин. Источнки: МАММ / МДФ.

В фильм вошли кадры: общий вид Парижа; кадры из фильма «Под крышами Парижа»; Ив Монтан и Симона Синьоре в самолете; встречающие у самолета; Ив Монтан говорит у микрофона (синхронно);
Малый театр, сцена из комедии Мольера «Тартюф», исполняют артисты «Comédie-Française» (синхронно); сцены из спектакля «Дон Жуан» (синхронно); репитиция Ива Монтана в концертном зале имени П. И. Чайковского; Ив Монтан и Симона Синьоре в зале Дворца спорта; кадры из кинофильма «Свет и тень» (Ombre et lumière) с Симоной Синьоре в заглавной роли; афишы фильмов «Тереза Ракен» и «Большие маневры»; МГУ, среди студентов Жерар Филипп, Рене Клер; Париж. Встреча советских артистов, прибывших на «Неделю советских фильмов», Беседуют Жерар Филипп, режиссер Васильев, С. Бондарчук, Ив Монтан, А. Ларионова и другие; Ив Монтан исполняет песни «Большие бульвары» (синхронно),  «Бродячие комедианты» (синхронно); Ив Монтан, Симона Синьоре в Кремле; Концертный зал имени П. И. Чайковского, Ив Монтанисполняет песни: «Опавшие листья» (синхронно), «Фанатик джаза» (синхронно), «Мари Визон» (синхронно); студенты МГУ преподносят Иву Монтану подарки. Встреча французских гостей в Доме культуры трудовых резервов; хор мальчиков исполняет песню «Далекий друг» (синхронно); кадр из фильма «Плата за страх» с Ивом Монтаном в главной роли; Ив Монтан у мемориальной доски в память летчиков эскадрильи «Нормандия»; кадры кинохроники воздушного боя; французские гости в Центральном Доме работников Искусств; поет Марк Бернес (синхронно); выступает Сергей Образцов (синхронно); Ив Монтан исполняет песню о Париже; Большой зал консерватории; Галина Уланова танцует адажио из балета «Жизель»; выступление в Париже артистов советского балета, артистов цирка; на манеже Филатов с медведями, Олег Попов, выступает ансамбль Игоря Моисеева; Ив Монтан и Симона Синьоре в зрительном зале Большого театра; отрывок из балета «Лебединое озеро»; французские гости с участниками спектакля; Ив Монтан и Симона Синьоре в Ленинграде; посещение Двореца пионеров, завода «Электросила»; Ив Монтан поет песню «Я тебя люблю» (синхронно); французские гости в залах Эрмитажа; посещение  Государственного музея изобразительных искусств в Москве на выставке французского искусства, выставке французской книги; в Клубе «Промкооперация» Ив Монтан поет песни: о чистильщике с Бродвея (синхронно), «Это так хорошо»; французские гости в Киеве; Ив Монтан на сцене Киевского театра оперы и балета исполняет песни: «Девушка на качелях» (синхронно), «На рассвете» (синхронно); поездака в колхоз; Ив Монтан и Симона Синьоре в гостях у колхозника Василия Петровича Богдана; в Колхозном клубе исполняется украинская пляска.

Ив Монтан и Симона Синьоре во время визита в СССР. Москва, ЦДЛ. Декабрь 1956 года. На фото (стоят слева направо): Аркадий Райкин, Сергей Юткевич, Леонид Утесов. Автор фото: С. Васин. Источник: МАММ / МДФ.

СОЗДАТЕЛИ ФИЛЬМА:
Авторы фильма: С. Юткевич, М. Слуцкий
Режиссер М. Слуцкий 
Операторы: И. Бессарабов, А. Кричевский, Р. Халушаков, Г. Захарова (в титрах не указана)
Ассистент режиссёра: С. Пумпянская
Комбинированные съёмки И. Нижник 
Текст читает Л. Хмара     
Редактор Л. Перцова 
Звукооператоры: Е. Уманский, Д. Овсяников
Директор картины Б. Вайнштейн

_________________________________
1. В конце октября 1956 года Ив Монтан подписал контракт с агентством Жоржа Сориа на вытупление в СССР, а в начале ноября советские танки вошли в Будапешт... Симона вспоминала, что сразу образовалось два лагеря: одни убеждали, что гастроли должны состояться, другие — что их надо во что бы то ни стало отменить. Газета "Фигаро" вышла с карикатурой на первой полосе — Хрущёв звонит в Кремль и отдаёт приказ: "Пошлите танки в Париж, чтобы Ив Монтан мог у нас петь"... (Источник: Журнал Сноб № 12 (77), декабрь 2014-январь 2015 гг.)


Цитаты

Л. Брик: «Жорж Сориа должен был их (Ив Монтан и Симона Синьоре; — прим. ред.) везти в СССР с концертами в начале ноября 1956 года, когда наши танки вошли в Будапешт. Монтаны, как вся левая интеллигенция, настроенная прокоммунистически, были в сильном шоке, рвали и метали. Они были резко настроены против этой нашей акции. Французские газеты писали, что, если они поедут к нам на гастроли, значит, они одобряют политику СССР, и называли их предателями. Не поехать они не могли, у них не было денег заплатить Госконцерту огромную неустойку. Француз-продюсер грозил в случае поездки не подписывать контракт с ними на какой-то фильм. Обстановка была сложная, в это время Москва отменила все зарубежные гастроли наших артистов, так как за рубежом им устраивали обструкцию. На прием 7 ноября в наше посольство в Париже в знак протеста почти никто не пришел. Арагон и Эльза были подавлены и мрачны, они тоже осуждали нашу политику, но в печати пока не выступали, это будет позднее. Симона просила Арагона поговорить с послом Виноградовым, объяснить их положение и сделать все возможное, чтобы русские под любым предлогом отменили контракт. Тогда Монтан не будет платить неустойку, не поедет в Москву и не будет выглядеть предателем. Но у Арагона отношения с Виноградовым из-за той же Венгрии уже были на грани разрыва, он не мог его ни о чем просить, зная, что посол на это не пойдет. Я видела, что у Симоны буквально кровь отлила от щек. Она чуть не плакала, она так надеялась на Арагона.
Мне хотелось ее утешить, я позвонила ей на другой день, и она пригласила меня к себе.
Что я там выслушала! «Если б мы знали, что СССР такая страшная держава, то ни за что не согласились бы на гастроли» — это было самое безобидное. Я просто не знала, куда девать глаза, хотя — сам понимаешь — была не при чем. Они подписали протест деятелей французской культуры против нашего вмешательства и теперь опасались, что наша публика устроит им обструкцию и освищет Монтана. Я им сказала — чем, мол, виновата наша публика? Вечно нас за что-то наказывают — то лишают Шаляпина, то Рахманинова. «Вы хотите, чтобы теперь мы и вас не услышали?» Просила их не путать публику с вождями, что их очень ждут, что Монтана знают по записям Образцова, что Синьоре любят за ее фильмы, что их будут носить на руках и успех будет огромный. Словом — старалась. Да так оно и вышло.
— Выходит, это вы уговорили их приехать?
— Я, не я, но они немного успокоились. Думаю, что кое-что им, стало яснее после нашего разговора. В Москве она пригласила нас на концерт, и на следующий день Монтан прислал мне целую… копну цветов, другого слова не подберу. Наверно, большую половину того, что ему накидали на сцену.
Мне он крайне понравился. И симпатичный. И она очень талантливая. Умная».

Василий Катанян (из книги “Прикосновение к идолам” (1997)), Источник

[…]Советские власти благожелательно относились к Монтану — бывшему рабочему и сыну рабочего-коммуниста. А тут еще знаменитый Образцов , влюбившись во время парижских гастролей своего театра в песни Монтана, познакомил с ними огромную аудиторию советских слушателей. Так, в 1956 году Ива Монтана пригласили СССР на серию концертов.
За пару месяцев до запланированного визита они с Симоной отправились в столицу ГДР Берлин на съемки фильма по “Салемским колдуньям” Миллера. В пьесе речь шла не столько о знаменитом салемском процессе, как о Комиссии по антиамериканской деятельности (“охота на ведьм”). Это еще больше понрявилось советским руководителям, которые почувствовали в Монтане и Синьоре “своих”. После съемок они вернулись в Париж и стали вместе со своими музыкантами готовиться к поездке в Москву.
Но тут случилось непредвиденное. В Венгрии народ выступил против промосковской политики своего правительства, и это выступление было жестоко подавлено советскими войсками. Монтан и Синьоре задумались, не отменять ли им гастроли, ведь их приезд в Москву может быть истолкован как одобрение политики Кремля? Их многочисленные знакомые, французские деятели культуры и искусства, — настаивали на отмене гастролей. А член ЦК французской компартии, знаменитый писатель Луи Арагон вел себя “двойственно”: в глаза говорил, что ехать нужно, а за глаза — что поездка несвоевременна...
Никто не знает, чем в действительности руководствовались Монтан и Синьоре, но в декабре 1956 года они все же в Москву отправились. Концерты проходили с большим успехом. В отснятом в ходе их поездки документальном фильме можно было увидеть стоящую за кулисами зала им. Чайковского Симону, которая со слезами на глазах слушала песню “Когда поет далекий друг” Марка Бернеса.[…]

Людмила Вайнер (Журнал "Чайка" № 13 (24) от 2 июля 2004 г.), Источник