На странице предсталена одна из трех частей документального фильма Вячеслава Орехова «ОЧАРОВАННЫЕ ЖИЗНЬЮ» — «ИДУЩИЙ» — о художнике-космисте Борисе Смирнове-Русецком, о драме его жизни.
Б.А. Смирнов-Русецкий родился в 1905 году. Учился на графическом факультете ВХУТЕМАСа.
В 20-е годы входил в группу художников-космистов «АМАРАВЕЛЛА» («НЕСУЩИЙ СВЕТ»).
Известен как ученый в области металловедения.
Провел 10 лет в сталинских лагерях и 5 лет в ссылке. Реабилитирован.(Цитируется с экрана)
Из воспоминаний Бориса Смирнова-Русецкого:
«Нередко мне снится один и тот же сон: я нахожусь в заключении, срок кончился, а меня не выпускают...
Увы, сколько уже прошло времени, но до сих пор в малейших подробностях я вспоминаю эти моменты.
Это был вечер, пришли люди в штатском, поcадили меня в обычную машину и повезли.
Был яркий... яркий закат, пересекали Крымский мост. И так запала в память эта красота вечера, Москва-река, Нескучный парк...
И дальше началась тяжелая, однообразная пора. Я превратился из человека в безличную фигуру - зэка, номер...
Постепенно слабели связи с внешним миром; забывались лица; люди умершие и люди живые воспринимались одинаково условно, одинаково далеко...
Особенно это проявилось после семи лет заключения...
Лагеря сменялись. Самое тяжелое — переезды, этапы... В купе набиралось — десять, пятнадцать, двадцать человек. Сутками иногда не давали еды.
А потом направили на высылку без срока. Очень хотелось увидеть мать. И так не пришлось... меня отправили прежде чем она смогла прийти в тюрьму.
А когда я вернулся из ссылки, за несколько месяцев до этого она умерла...»
(Цитируется с экрана)
Смирнов-Русецкий читает стихотворение Николая Рериха:
«... с сердечной печалью ты сказал мне, что стал день короче, что становится снова темнее,
Это затем, чтобы новая радость возникла: ликованье рождению света...
Но теперь, как день станет короче, всегда непонятно тоскливо провожаем мы свет».
(Цитируется с экрана)
Смирнов-Русецкий Борис Алексеевич (21 января 1905, Санкт-Петербург — 7 августа 1993, Санкт-Петербург) — русский художник, учёный, писатель, общественный деятель. Кандидат технических наук. С февраля 1931 года и до своего ареста 24 июня 1941 года — преподаватель металловедения автогенно-сварочного техникума, в 1933 году ставшего факультетом Московского высшего технического училища им. Н. Э. Баумана.
ПРОИЗВОДСТВО: РЦСДФ
СОЗДАТЕЛИ ФИЛЬМА:
Авторы сценария и режиссер В. Орехов
Оператор И. Кузнецов
Звукооператор Ю. Зорин
Редактор С. Плюснина
Директора картины: Е. Громова, Н. Легат
____________________________________
Фотографии для публикации предоставены режиссером В. Ореховым.
Одуванчика космические блики
Стихи Елены Куракиной (по одноименным фильмам Вячеслава Орехова)
Среди звёзд, ведущих зыбкий хоровод,
Отдаляют безвозвратно стоны – крики
И по – новому минут ведут отсчёт.
Крон деревьев неземные очертанья,
Вскинув руки многопалые ветвей,
Ищут в месяце белёсом состраданья,
Пряча страх под балахонами теней.
Мамин голос, сладкозвучный и далёкий,
Так и не успевший рассказать,
Гладит нежно берег невысокий
Речки… Мне опять приснилась мать…
Я иду, застенчивый прохожий,
С красками, разбрызганными ввысь,
На мальчишку бритого похожий…
Детство, где ты? Молчаливо отзовись…
[...]Чистое искусство — достоверное сообщение лучезарного явления Духа. Через искусство имеете свет". Это свет духовной интуиции, озаряющий каждого, кто сумеет избавить свой внутренний мир от сиюминутных, корыстных и эгоистических интересов. В каждом гениальном творении — будь то живопись Леонардо да Винчи, Рембрандта, Рублева и Дионисия, или же изумительные шедевры Египта, Индии и Древнего Китая — заключено вдохновенное озарение мастера, сумевшего очистить, подготовить себя для восприятия великого проявления Духа.
Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий, Источник
И от зрителя прежде всего требуется такое же внутреннее горение и раскрытие своей души для сопереживания творчеству художника. В последние годы я замечаю, как зритель духовно растет и все более тонко и глубоко постигает искусство "Амаравеллы": затронувшее одну из важнейших идей гуманизма — идею великого единства мироздания, — оно становится все более понятным современникам. Оно как мост перекинулось от первых духовных исканий и открытий начала столетия к концу его, когда те же искания возрождаются в новой, более совершенной форме, обогащенные огромными сдвигами науки, социального и философского мышления.
Конец века — это и начало нового тысячелетия, которое, согласно всем предвидениям, наконец приблизит человечество к объединению и взаимопонимаю, к торжеству обновленного сознания, в воспитании которого искусство играет очень большую роль. "Сознание красоты спасет мир", — говорил Н. Рерих.
На моем долгом творческом пути, охватившем более семидесяти лет, было немало трудностей, страданий, даже безысходности. И лишь радость ожидания великого будущего, которое потенциально уже живет в нас, вера в безграничную гармонию Космоса укрепляли мой дух и не позволяли сдаваться.
Теперь, в конце жизни, я чувствую, что и творил, и одолевал невзгоды не напрасно![...]