Орехов Вячеслав Васильевич (род. 20 февраля 1940 года в деревне Коломенка, Тамбовской области) — режиссер документального кино, сценарист, оператор, композитор. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2002). Призер отечественных и международных кинофестивалей. Академик Российской Академии Кинематографических искусств «Ника».
В 1945 году семья переехала в подмосковную Ивантеевку. В 1957 году окончил ивантеевскую среднюю школу № 2. В школьные годы увлекался рисованием, фотографией, но особенно — музыкой. Играл на домре, с одиннадцати лет стал обучаться игре на скрипке.
В 1961 году окончил факультет культурно-просветительной работы Московского государственного института культуры. Параллельно с учёбой в институте В. Орехов занимался на курсах при музыкальной школе имени Дунаевского в Москве у педагога Августы Вольфовны Яголковской.
В 1961 году поступил на 1-й курс музыкального училища в Южно-Сахалинске. Педагог — скрипач, воспитанник знаменитой школы Столярова и одесской консерватории — Станислав Фёдорович Грдличка. Был вынужден отказаться от музыкальной карьеры в результате травмы, полученной в автомобильной аварии.
После возвращения в Москву в конце 1964 года, освоив игру на контрабасе, подрабатывал на танцплощадках. Выступал на городских концертах — играл на скрипке, на рояле. Сочинял музыкальные пьесы.
В середине 60-х годов увлёкся кинолюбительством, начал снимать на 16-ти миллиметровую камеру «Сименс», которую приобрёл в комиссионном магазине.
Окончив двухгодичные курсы кинолюбителей в Москве в 1967 году, организованные ЦК профсоюзов и ВГИКом (занятия вели известные режиссёры и операторы), поступил ассистентом режиссёра на киностудию Министерства обороны СССР.
Имея литературный опыт, писал небольшие рассказы.
В 1971 году окончил Высшие двухгодичные курсы сценаристов и режиссёров Госкино СССР — мастерская неигрового кино режиссёра-документалиста Екатерины Ивановны Вермишевой. Диплом с отличием за фильм «Поздний восход» о художнике-примитивисте Иване Никифорове из подмосковного города Пушкино. Фильм был отмечен 1-й премией на МКФ в Чехословакии.
Сокурсники Орехова — Ансис Эпнерс из Риги, Николай Обухович и Валентина Матвеева из Ленинграда ныне Сантк-Петербург), Андрей Добровольский из Эстонии, Клим Лаврентьев из Ростова, Галина Антонова, Галина Бурашева и Елена Геккер из Москвы, позже стали авторитетными режиссёрами.
По окончании учёбы вернулся на киностудию Министерства обороны. Несколько лет работал на головной базе студии в Москве, позже в её филиале в Болшево, где сложилась группа энтузиастов-единомышленников: операторы Сергей Стариков, Александр Щурий, Виталий Дуплич, Александр Игнатенко, звукооператор Гюльчехра Чистякова, музыкальный оформитель Людмила Климова, Галина Бартенева из цеха обработки плёнки.
В 1988 — 2000 — режиссёр Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ) / РЦСДФ.
Первый фильм, сделанный на ЦСДФ, «Тропа» о детях трудной судьбы. Режиссер документальных фильмов — о генерале-диссиденте Петре Григоренко, о писателе Андрее Платонове, о Марисе Лиепа и другие.
Параллельно работал в «Центре кино и телевидения для детей и юношества» Ролана Быкова, где также сделал несколько фильмов: «Чудак», «Возвращение» и другие. Помогал Ролану Быкову на первоначальных съёмках задуманного им большого документального фильма «Портрет неизвестного солдата». По его заданию снимал следы танкового сражения под Прохоровкой.
С середины 90-х годов сотрудничатетс киновидеостудией «Юность», а также с православным телеканалом «Радость моя». За свою жизнь сделал десятки фильмов. В основном это характеры и судьбы людей на фоне России.
С 2005 по 2021 – художественный руководитель киновидеостудии «Цветной Бульвар».
В семье два брата и четыре сестры.
Отец — Василий Михайлович Орехов, агроном.
Мать — Серафима Артёмовна, работала в колхозе.
Жена — Орехова Нина Алексеевна (умерла 31 октября 2018 года).
1988 — Очарованные жизнью (посвящается создателю хора русской подмосковной песни П.Г. Яркову (1875 — 1945))
1989 — Тропа (духовное воспитание "трудный детей" из неблагополучных семей и детских домов)
1989 — Не умирай никогда (философское размышление о жизни и творческой судьбе писателя Андрея Платонова, построенное на отрывках из его произведений, писем, дневников); полнометражный
1989 — Рыцарский этюд (о творчестве самодеятельного художника, мастера скульптурной миниатюры, создателя уникальной коллекции средневекового вооружения прапорщика В. И. Евстратова)
1990 — Я пришел в этот мир, чтобы… (фильм о художнике А. И. Морозове); полнометражный; Производство: ТО "Юность (ЦСДФ)
1990 — В дремучий лес с таинственной луной... (фильм посвящен художнику Шевченко); реж. и автор сценария
1990 — …И все это мне охота (фильм о 72-летнем слепом чудо-мастере В. И. Емельянове из села Солдатского Липецкой области); реж. и автор сценария
1990 — Поздний восход (фильм о И. М. Никифорове (1897 — 1971), который после тяжёлой физической травмы остался инвалидом, а в возрасте 63 лет начал рисовать)
1991 — Свет его звезды (фильм посвящен артисту солисту Большого театра СССР М. Лиепе); полнометражный; производство: КВС "Отечество"
1991 — Птица небесная (фильм посвящен самобытному художнику В. И. Губину, который входил в 20-е годы в группу художников "Путь живописи", руководимой Л. Ф. Жегиным); производство: КВС "Юность"
1991 — Монолог в Мытищах (фильм знакомит с новым общественным фондом "Попковские премии", созданным группой энтузиастов во главе с писателем С. Шаповаловым); реж. и автор сценария; производство: "Хроника" (ЦСДФ)
1992 — Звезды России. Киноальманах №7 (о ветеранах хора русской подмосковной песни, созданного П. Т. Ярковым); реж. и автор сценария
1992 — Звезды России. Киноальманах № 8 (о стороже-экскурсоводе церкви Иоанна Богослова на Ишне Н.А. Коныженкове); реж. и автор сценария совместно с Н. Очаковской
1992 — Чудак (фильм об одном из старейших жителей г. Ростова Ярославской области Михаиле Дмитриевиче Королёве)
1992 — Отчего непрестанен ветер... (фильм рассказывает о жизни и творческой судьбе 90-летнего московского художника А. И. Морозова); реж. и автор сценария
1993 — Звезды России. Киноальманах №11 (фильм рассказывает об узнике сталинских лагерей, художнике Б. А. Смирнове-Русецком, которого судьба в 20-е годы свела с Н. Рерихом); реж. и автор сценария
1994 — Высший подвиг цветка (фильм о художнице и человеке Любе Михайловой из Симферополя, которую в 11 лет настигла трагедия неподвижности)
1994 — Бомжонок (о проблемах детской беспризорности в России); производство: КВС "Юность"
1995 — Восхождение (о самобытном художнике И. М. Никифорове, который начал рисовать в возрасте 63 лет); производство: КВС "Юность"
1995 — Чудаки из деревни Огрызки (режиссер-мультипликатор В. Караваев рассказывает о своих односельчанах, много лет назад волею властей выселенных из родной деревни; фрагменты из мультфильмов, эскизы, рисунки); Производство: КВС "Юность"
1996 — Очарованный странник (фильм о верующем, православном христианине А. С. Канышеве, прошедшем от Дивеевского монастыря до Троице-Сергиевой лавры на коленях); производство: РЦСДФ; режиссер; Приз Международного кинофестиваля «Золотой витязь»; Первая премия Второго Евразийского фестиваля
1997 — Сумасшедший генерал или Рыцарь Рыжих (фильм посвящен памяти генерал-майора вооруженных сил СССР, участника диссидентского движения, правозащитника, основателя Украинской Хельсинской группы, члена Московской Хельсинской группы Петра Григрьевича Григоренко (1907 — 1987); полнометражный; Производство: КВС "Юность"; автор сценария и режиссер В. Орехов; оператор И. Кузнецов
1998 — Очарованние жизнью; триптих: «И загоралась душа…» (о ветеранах хора подмосковной песни, созданного П. Г. Яровым (1987-1945), «Хранитель» (о стороже деревянной церкви 16-го века), «Идущий» (о художнике-космисте Борисе Смирнове-Русецком); производство: РЦСДФ; автор сценария и режиссер В. Орехов; оператор И. Кузнецов
2001 — Я прошел всю эту школу; режиссер
2002 — Выхожу один я на дорогу... (фильм о московском режиссёре музыкального театра Дмитрии Арсеньеве, уехавшем более десяти лет назад вместе с семьёй жить в деревню Октябрьскую Тверской обасти); Производство: КВС "Юность"
2003 — Жизнь прекрасна; режиссер
2004 — И живопись и молитва (фильм, состоящий из трех новелл, рассказывает о современных русских иконописцах Алексее Вронском, Ильгизе Ханове, Елене Лыковой. Автор сценария искусствовед и реставратор Савелий Ямщиков рассказывает о возрождении русского иконописания, о творческом пути А. Вронского); производство: КВС "Отечество"; автор сценария С. Ямщиков; режиссер; оператор Г. Мякишев
2007 — Вера и Верность; режиссер
2008 — Мир на кончиках пальцев; режиссер
2010 — Коснувшиеся неба; режиссер
2012 — Святители; режиссер
2012 — Хочу жить; режиссер
2014 — Тринадцатый; режиссер
2016 — Крестьянин (на фоне драматичной судьбы русского крестьянства фильм рассказывает о тернистом пути псковского фермера — отшельника Станислава Кучинского, человека труда и немножко поэта); полнометражный; производство: ООО «Киновидеостудия «Цветной бульвар» при финансовой поддержке Министерства культуры РФ; автор сценария, режиссер и оператор Вячеслав Орехов; звукорежиссер Виктор Брус; монтаж Алексея Лепегова; продюсер Сергей Гусев. Фильм — лауреат в номинации "Русский собор" IX-го Открытого всероссийского фестиваля документальных фильмов "Соль земли" (г. Самара, 2016); Главный приз "За лучший короткометражный фильм" Кинофестиваля духовно – нравственного и семейного фильма "Святой Владимир" (г. Севастополь, 2016); Диплом XII-го Кубанского международного православного кинофестиваля "Вечевой колокол" (г. Краснодар, 2016); Приз председателя жюри XXI-го Международного фестиваля кинофильмов и телепрограмм "Радонеж" (2016)
2018 — Путь (фильм рассказывает о священнике с Верхневолжского острова "Божье дело" о. Валентине Цвелёве (17.06.1950 - 23. 07.2020) и его миссионерском подвиге); производство: киновидеостудия "Цветной бульвар"; автор сценария, режиссёр и оператор В. Орехов; операторы: С. Стариков, А. Лепегов. Грамота 14 - го Международного Сретенского кинофестиваля "Встреча" "За сохранение традиций и вклад в развитие современного православного искусства" (2018)
2019 — Монолог (фильм о литературном критике, прозаике, богослове, члене Академии Русской современной словесности, лауреате многих литературных премий Валентине Яковлевиче Курбатове); режиссер и оператор В. Орехов; оператор С. Стариков; монтаж А. Лепегова
2021 — Между Небом и Землёй (Светлой памяти Павла Захарова посвящается); авторы сценария: Вячеслав Орехов, Елена Куракина; режиссёр Вячеслав Орехов; оператор и монтажёр Елена Куракина. Специальный дипломом жюри МКФ «Радонеж»
[...]Откуда у меня возникла тяга к музыке, я сам не знаю, ведь в семье и близко не было музыкантов. Правда, мать хорошо пела душевные русские песни (в детстве она со своей сестрой, кажется, участвовала в церковном хоре), да ещё старший брать Владимир, в котором интерес к музыке проснулся раньше, старался приобщить меня к высокой классике. Уткнувшись в старенький приёмник, мы ловили музыкальную волну и с трепетом в душе слушали то «Лунную» Бетховена, то «Мазурку» Венявского, а то и скрипичный концерт Чайковского.
Вячеслав Орехов
С большим огорчением я сознавал, что слишком поздно взял в руки такой сложный инструмент как скрипку. В том моём отроческом возрасте дети уже играли виртуозные вещи. Но брат внушал, что не обязательно быть скрипачом, а важно стать музыкантом в широком смысле, и приводил пример Соловьёва-Седого, ещё кого-то, кто поздно начал заниматься музыкой, но стал выдающимся композитором.[...]
[...]Думается, Господь, одобряя мой кинематографический выбор, посылал мне время от времени в поддержку выдающихся кинематографистов (о героях своих фильмов уже молчу!), которые укрепляли в профессии. Так было с самого начала. Никогда не забуду, как после просмотра фильма «Поздний восход» в Болшевском Доме творчества меня обнял Геннадий Шпаликов. Мы дружили да самой его кончины. Хотели вместе сделать игровой фильм. Несколько его сценариев лежало тогда у Георгия Данелия. До сих пор помню содержание записки Шпаликова, с которой я пришёл к Данелии в квартиру на Чистых прудах: «Дорогой Гиви, если ты не пропил и не уронил в колодезь мои сценарии, то отдай их Славе Орехову». Благодарен Господу и за Маргариту Терехову, с которой сблизился во многих совместных поездках и монтаже её фильма «Чайка». Моя особенная признательность уникальной, неповторимой Валентине Теличкиной, которая одарила меня не только благодарным вниманием к моим фильмам, но и чудесной, преданной дружбой.[...]
Вячеслав Орехов
[...]Меня всегда привлекали люди земли, люди труда, творчества, чудаки и праведники, часто с драматическими изломами судьбы, со взлётами и падениями, но в которых всегда побеждает свет. Я давно смотрю в сторону деревни, приглядываясь к людям, живущим на земле, снимал их и наконец, по примеру своего героя из фильма «Выхожу один я на дорогу», сам решил уехать в псковскую деревню, где обрёл красоту, волю и внутреннюю свободу. Последний свой фильм «Крестьянин» сделал о нынешнем земляке Станиславе Кучинском, воплотившем в себе многие черты разных моих героев – чудака и праведника, человека труда и человека творчества.[...]
Вячеслав Орехов
[...]Родился Иван Никифоров в 1897 году, участвовал в Первой мировой и Гражданской войнах, потом всю жизнь работал грузчиком на железной дороге, повредил позвоночник и стал инвалидом. В 63 года вдруг начал рисовать – дешёвыми акварельными красками на тыльной стороне обоев. Так же начал писать книжки, оформляя их своими картинками. Получал пенсию в 30 рублей, рисовал на подоконнике, жил впроголодь. Родня считала деда безумным и сделанное им никак не ценила – топили печку его рисунками, что-то просто выбросили. На открытие выставки приехала дочь художника, по которой было видно, что до неё вообще не доходит смысл происходящего и что она творческим наследием отца заниматься не может и не станет...
Georgi Yelin, Источник
В середине 80-х Орехов показал картины и книжки Ивана Никифорова мастеру кино Ролану Быкову. О чём Ролан Антонович 10 мая 1986-го записал в своём дневнике:
«...На выставке в ЦДЛ была дочь Валентина — она рыдала. (Они его считали чокнутым.) Жена баптистка — отношения сложные. (Есть даже несколько антирелигиозных картинок: черти несут попов жарить.)[...]
По рукописному роману Никифорова "НЭП" Быков хотел сделать фильм, но этот замысел остался неосуществлённым.[...]
За минувшее время в России прошли множество выставок Никифорова, сегодня его картины находятся в Московском музее наивного искусства, в музеях Суздаля, Тулы, Царицына, в частных собраниях. Имя художника вошло в мировые художественные энциклопедии.
Фильм «Поздний восход» в первоначальной версии не существует, но через четверть века Вячеслав Орехов из сохранившихся материалов сделал 10-минутный ролик «Восхождение».
[...]Как и многие, я пришел на Курсы уже сложившимся человеком, за плечами которого было несколько лет работы после института культуры на Сахалине и Курильских островах и года работы на киностудии Министерства обороны, куда я поступил, чтобы постигнуть кинематографические азы.[...]
Вячеслав Орехов, режиссер, Источник
Вообще -то каждый человек в группе был индивидуальностью. Мы ведь часто забываем, что каждый из нас неповторим. Вспоминается артистичный Гена Красков, своими смешными байками доводивший всех до коликов, всегда задумчивый, неторопливый, но мгновенно отзывчивый Юра Татулашвили, разбитной балагур Володя Рютин, поэтически одаренный Толя Юшко, уже тогда мудрая Валя Матвеева и подвижная как ртуть, с ворохом всевозможных идей, веселая и искрящаяся симпатяга Лена Геккер, а по контрасту с ней солидный, в очках Гарик Халтурин. К моменту поступления он был уже довольно известным критиком, своим человеком в киношных журналах, и к нему все обращались за советом, как к старейшине племени.
В том, что собралась такая дружеская группа очень разных талантливых людей, несомненная заслуга Екатерины Ивановны Вермишевой, которая была нашей “классной дамой” и вела курс документальной режиссуры.[...]
Использованы материалы открытых интернет-источников, а также автобиографии В.В. Орехова; фильмография — электронный каталог РГАКФД. Буклет: Вячеслав Орехов. Каталог (2017).