Вячеслав ОРЕХОВ

композитор, режиссёр, сценарист, фотограф, художник

Полное имя:
Вячеслав Васильевич ОРЕХОВ

Дата рождения:
20 февраля 1940
Коломенки, Тамбовская обл., РСФСР, СССР

Возраст:
77 лет

Профессии:
композитор, режиссёр, сценарист, фотограф, художник

Краткая биография

Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2002). Призер многих отечественных и международных кинофестивалей. Академик Российской Академии Кинематографических искусств "Ника".

Родился в деревне Коломенки Тамбовской области. В семье два брата и четыре сестры. Отец — Василия Михайловича Орехова, агроном. Мать — Серафима Артёмовна, работала в колхозе. В 1945 году семья переехала в подмосковную Ивантеевку.

В школьные годы увлёкся рисованием, фотографией, но больше всего — музыкой. Вначале играл на домре, с одиннадцати лет стал обучаться игре на скрипке. 

Вячеслав Орехов: "Откуда у меня возникла тяга к музыке, я сам не знаю, ведь в семье и близко не было музыкантов. Правда, мать хорошо пела душевные русские песни (в детстве она со своей сестрой, кажется, участвовала в церковном хоре), да ещё старший брать Владимир, в котором интерес к музыке проснулся раньше, старался приобщить меня к высокой классике. Уткнувшись в старенький приёмник, мы ловили музыкальную волну и с трепетом в душе слушали то «Лунную» Бетховена, то «Мазурку» Венявского,  а то и скрипичный концерт Чайковского.
С большим огорчением я сознавал, что слишком поздно взял в руки такой сложный инструмент как скрипку. В том моём отроческом возрасте дети уже играли виртуозные вещи. Но брат внушал, что не обязательно быть скрипачом, а важно стать музыкантом в широком смысле, и приводил пример Соловьёва-Седого, ещё кого-то, кто поздно начал заниматься музыкой, но стал выдающимся композитором". 

Параллельно с учёбой в Институте культуры В. Орехов занимался на курсах при музыкальной школе имени Дунаевского в Москве у педагога Августы Фольфовны Яголковской.

Поступил на 1-й курс музыкального училища в Южно-Сахалинске, куда уехал по романтическому зову души. Педагог — скрипач, воспитанник знаменитой школы Столярова и одесской консерватории Станислав Фёдорович Грдличка. 

В результате автомобильной аварии получил травму, был вынужден распрощаться с музыкальной карьерой и вернуться в Москву. Освоив контрабас, В. Орехов подрабатывал на танцплощадках. В городских концертах  играл на скрипке, на рояле. Начал сочинять небольшие пьески — музыкальные миниатюры.

В середине 60-х годов увлёкся кинолюбительством. Случайно увидев ВГИКовский документальный фильм о Красной площади, начал снимать на 16-ти миллиметровую камеру «Сименс», которую приобрёл в комиссионном магазине.

Окончив двухгодичные курсы кинолюбителей в Москве, организованные ЦК профсоюзов и ВГИКом (занятия вели известные режиссёры и операторы), поступил ассистентом режиссёра на киностудию Министерства обороны СССР.

Имея некоторый литературный опыт, писал небольшие рассказы, прошёл творческий конкурс, но вскоре забрал документы, так как решил пойти на Высшие двухгодичные курсы сценаристов и режиссёров Комитета по кинематографии. Сдал экзамены и был зачислен сверх лимита в группу неигрового кино. Руководителем группы была режиссёр-докуенталист Екатерина Ивановна Вермишева.

Сокурсники Орехова позже стали авторитетными режиссёрами — Анис Эпнерс из Риги, Николай Обухович и Валентина Матвеева из тогдашнего Ленинграда, Андрей Добровольский из Эстонии, Клим Лаврентьев из Ростова, Галина Антонова и Елена Геккер из Москвы.

Через два года получил диплом с отличием за фильм «Первый восход» о наивном художнике Иване Никифорове из города Пушкино. Фильм вскоре был отмечен 1-й премией на МКФ в Чехословакии.

По окончании учёбы вернулся на киностудию Министерства обороны. Несколько лет работал на головной базе студии в Москве, позже в её филиале в Болшево, где сложилась группа энтузиастов-единомышленников: операторы Сергей Стариков, Александр Щурий, Виталий Деплич, Александр Игнатенко, звукооператор Гюльчехра Чистякова, музыкальный оформитель Людмила Климова, Галина Бартенева из цеха обработки плёнки.

Вячеслав Орехов: "Помимо плановых работ мы начали снимать на остатках плёнки фильмы «для души». Сделали очень много смешных кинокапустников к праздникам и юбилеям сотрудников, а потом и несколько серьёзных картин: часовой фильм о художнике Александре Морозове «Я пришёл в этот мир, чтобы…», о художнике-космисте Викторе Черноволенко «Сотвори мир», «Рыцарский этюд» о создателе скульптурных миниатюр средневековых воинов Валерии Евстратове. Сняли материал о чудесном художнике Василии Губине, который лёг позже в основу фильма «Птица небесная». Существовавшие в одной копии, они участвовали в фестивалях и были отмечены призами и дипломами. Позже эти фильмы получили юридический статус".

В 1988 — режиссёр ЦСДФ. Первый фильм, сделанный на киностудии,  «Тропа» о детях трудной судьбы. Потому были большие фильмы — о генерале-диссиденте Петре Григоренко, о писателе Андрее Платонове, о Марисе Лиепа и т.д.

Параллельно работал в «Центре кино и телевидения для детей и юношества» Ролана Быкова, где также сделал несколько фильмов: «Чудак», «Возвращение» и другие. Помогал Ролану Быкову на первоначальных съёмках задуманного им большого документального фильма «Портрет неизвестного солдата». По его заданию снимал следы танкового сражения под Прохоровкой. В 1994 году ездил Р. Быковым в Германию на вывод советских войск.

Вячеслав Орехов: "Думается, Господь, одобряя мой кинематографический выбор, посылал мне время от времени в поддержку выдающихся кинематографистов (о героях своих фильмов уже молчу!), которые укрепляли в профессии. Так было с самого начала. Никогда не забуду, как после просмотра фильма «Поздний восход» в Болшевском Доме творчества меня обнял Геннадий Шпаликов. Мы дружили да самой его кончины. Хотели вместе  сделать игровой фильм. Несколько его сценариев лежало тогда у Георгия Данелия. До сих пор помню содержание записки Шпаликова, с которой я пришёл к Данелии в квартиру на Чистых прудах: «Дорогой Гиви, если ты не пропил и не уронил в колодезь мои сценарии, то отдай их Славе Орехову». Благодарен Господу и за Маргариту Терехову, с которой сблизился во многих совместных поездках и монтаже её фильма «Чайка». Моя особенная признательность уникальной, неповторимой Валентине Теличкиной, которая одарила меня не только благодарным вниманием к моим фильмам, но и чудесной, преданной дружбой".

С середины 90-х годов сотрудничатетс киновидеостудией «Юность», а также с православным телеканалом «Радость моя». За свою жизнь сделал десятки фильмов. В основном это характеры и судьбы людей на фоне России.

Вячеслав Орехов: "Меня всегда привлекали люди земли, люди труда, творчества, чудаки и праведники, часто с драматическими изломами судьбы, со взлётами и падениями, но в которых всегда побеждает свет. Я давно смотрю в сторону деревни, приглядываясь к людям, живущим на земле, снимал их и наконец, по примеру своего героя из фильма «Выхожу один я на дорогу», сам решил уехать в псковскую деревню, где обрёл красоту, волю и внутреннюю свободу. Последний свой фильм «Крестьянин» сделал о нынешнем земляке Станиславе Кучинском, воплотившем в себе многие черты разных моих героев – чудака и праведника, человека труда и человека творчества".

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно):

1988 — Очарованные жизнью (посвящается создателю хора русской подмосковной песни П.Г. Яркову (1875 — 1945)) 
1989 — Тропа (духовное воспитание "трудный детей" из неблагополучных семей и детских домов)
1989 Не умирай никогда (философское размышление о жизни и творческой судьбе писателя Андрея Платонова, построенное на отрывках из его произведений, писем, дневников); полнометражный
1989 Рыцарский этюд (о творчестве самодеятельного художника, мастера скульптурной миниатюры, создателя уникальной коллекции средневекового вооружения прапорщика В. И. Евстратова)
1990 Я пришел в этот мир, чтобы… (фильм о художнике А. И. Морозове); полнометражный; Производство: ТО "Юность (ЦСДФ)
1990 В дремучий лес с таинственной луной... (фильм посвящен художнику Шевченко); реж. и автор сценария
1990  …И все это мне охота (фильм о 72-летнем слепом чудо-мастере В. И. Емельянове из села Солдатского Липецкой области); реж. и автор сценария
1990 Поздний восход (фильм о И. М. Никифорове (1897 — 1971), который после тяжёлой физической травмы остался инвалидом, а в возрасте 63 лет начал рисовать)
1991 Свет его звезды (фильм посвящен артисту солисту Большого театра СССР М. Лиепе); полнометражный; Производство: КВС "Отечество"
1991 Птица небесная (фильм посвящен самобытному художнику В. И. Губину, который входил в 20-е годы в группу художников "Путь живописи", руководимой Л. Ф. Жегиным);  Производство: КВС "Юность"
1991 Монолог в Мытищах (фильм знакомит с новым общественным фондом "Попковские премии", созданным группой энтузиастов во главе с писателем С. Шаповаловым); реж. и автор сценария; Производство: "Хроника" (ЦСДФ)
1992 Звезды России. Киноальманах №7 (о ветеранах хора русской подмосковной песни, созданного П. Т. Ярковым); реж. и автор сценария
1992 Звезды России. Киноальманах № 8 стороже-экскурсоводе церкви Иоанна Богослова на Ишне Н.А.Коныженкове); реж. и автор сценария совместно с Н. Очаковской
1992 Чудак (фильм об одном из старейших жителей г.Ростова Ярославской области Михаиле Дмитриевиче Королёве)
1992 Отчего непрестанен ветер... (фильм рассказывает о жизни и творческой судьбе 90-летнего московского художника А. И. Морозова); реж. и автор сценария
1993 Звезды России. Киноальманах №11 (фильм рассказывает об узнике сталинских лагерей, художнике Б. А. Смирнове-Русецком, которого судьба в 20-е годы свела с Н. Рерихом); реж. и автор сценария
1994 Высший подвиг цветка (фильм о художнице и человеке Любе Михайловой из Симферополя, которую в 11 лет настигла трагедия неподвижности) 
1994 — Бомжонок (о проблемах детской беспризорности в России); Производство: КВС "Юность"
1995 — Восхождение (о самобытном художнике И. М. Никифорове, который начал рисовать в возрасте 63 лет); Производство: КВС "Юность"
1995 — Чудаки из деревни Огрызки (режиссер-мультипликатор В. Караваев рассказывает о своих односельчанах, много лет назад волею властей выселенных из родной деревни. Фрагменты из мультфильмов, эскизы, рисунки); Производство: КВС "Юность"
1996 — Очарованный странник (фильм о верующем, православном христианине А. С. Канышеве, прошедшем от Дивеевского монастыря до Троице-Сергиевой лавры на коленях); производство: РЦСДФ
1997 — Сумашедший генерал или Рыцарь Рыжих (фильм посвящен памяти генерал-майора вооруженных сил СССР, участника диссидентского движения, правозащитника, основателя Украинской Хельсинской группы, члена Московской Хельсинской группы Петра Григрьевича Григоренко (1907 —  1987)); полнометражный; Производство: КВС "Юность"
2002— Выхожу один я на дорогу... (фильм о московском режиссёре музыкального театра Дмитрии Арсеньеве, уехавшем более десяти лет назад вместе с семьёй жить в деревню Октябрьскую Тверской обасти); Производство: КВС "Юность"
2003 — И живопись и молитва (фильм, состоящий из трех новелл, рассказывает о современных русских иконописцах Алексее Вронском, Ильгизе Ханове, Елене Лыковой. Автор сценария искусствовед и реставратор Савелий Ямщиков рассказывает о возрождении русского иконописания, о творческом пути А.Вронского); Производство: КВС "Отечество"
2004 — И живопись и молитва; автор сценария: С. Ямщиков; оператор: Г.Мякишев; Производство; КВС "Отечество"
2016 — "Крестьянин" (на фоне драматичной судьбы русского крестьянства фильм рассказывает о тернистом пути псковского фермера — отшельника Станислава Кучинского, человека труда и немножко поэта); полнометражный; Производство: ООО «Киновидеостудия «Цветной бульвар» при финансовой поддержке Министерства культуры РФ

Использованы материалы открытых интернет-источников, а также автобиографии В.В. Орехова; фильмография — электронный каталог РГАКФД.

[Страница дополняется]

Звания

2002 — Заслуженный деятель искусств Российской Федерации