Фильм-размышление о жизни и творческой судьбе писателя Андрея Платонова, построенное на отрывках из его произведений, писем, дневников.
Многое-многое рассказывали люди о человеке и писателе Платонове. Но ни один из этих рассказов в фильм не вошел[1]. Хорошо ли, плохо ли, но в самый разгар съемок бесповоротно пришло другое решение темы, основанное на постижении явления Платонова изнутри, идущее от глубоких размышлений писателя о жизни, о мире, о человеке через его неповторимое слово.
Я не против биографических картин, но и не большой их сторонник (хотя безумно люблю жизнеописания великих людей). И все же в основе кино должно лежать образное, пластическое начало, тем более, если речь – о мире Платонова. Снятые интервью, конечно же, не пропадут, они дождутся в архиве своего часа.
И вот уже видится иное начало фильма: под одинокий тоскующий звук виолончели из черноты экрана возникает и проплывает в фотографиях жизнь человека, его, платоновская, судьба.
Медленно приближаются глаза, в которые вошла, кажется, вся боль мира, и слышится тихий, с хрипотцой, одинокий голос человека: «Если бы мой брат Митя или Надя через 21 год после своей смерти вышли из могилы подростками, как они умерли, и посмотрели б на меня, что со мною сталось, – я стал уродом, изувеченным и внешне, и внутренне: «Андрюшка, разве это ты?» – Это я, я прожил жизнь!»
На экран ложатся буквы названия: «Не умирай никогда…» Наш фильм продолжается…
В. Орехов, режиссер (источник: журнал «Фильм», 1990 год)
Производство: ЦСДФ (Творческое объединение «Патриот»)
Авторы сценария: Ю. Иванов, В. Орехов
Режиссёр В. Орехов
Оператор И. Кузнецов
Редактор Г. Акабалиева
Звукооператор Н. Устименко
Монтажер Л. Евланова
Музоформитель Л. Климова
Художники: М. Артамонов, М. Морозова
Директор картины Е. Громова
Философское размышление о жизни и творческой судьбе писателя Андрея Платонова, построенное на отрывках из его произведений, писем, дневников.[...]
Паола Волкова, Источник
Согласно первоначальному замыслу, в фильме должны были участвовать те немногие живущие ныне, кто знал Андрея Платонова. Беседы с ними были сняты, но в фильм также не вошли, оставшись до востребования. И это оправдано. Не нужно было этого. Какими бы ценными ни были интервью, какую бы трогательность или информативность ни содержали, они «разукрупнили» бы фильм, внесли в него ненужную «частность».
Этот фильм озарен явной удачей, не частой в жизни любого режиссера, т. к. он нашел «стиль» киноповествования.
Слово и образы льнут друг к другу, творя пространство платоновской «планетарности», сотканной из мельчайших частиц бытия, разновеликости масштабов. Кстати, в классической литературной традиции писатель выбирает свой масштаб описания и видения.[...]
«…Спрашиваете, как выглядел Платонов? Когда речь идет о творческом человеке, то ему подходит любая наружность: длинная шея, торчащие уши, нос картошкой. Важно, что проступает за этой наружностью. Внешность Платонова не поражала, она была обыкновенной. Если говорить словами самого писателя об одном из своих героев, то «походил он на сельскую местность». И все же глаза его не были обыкновенными, они увлажнялись, словно навсегда в них вошла людская боль…»
Источник
«…На рассказе «Впрок» – о коллективизации – Сталин написал: «Сволочь», и с тех пор все пути к публикациям для Платонова были закрыты…»
Источник
«…Как война началась, казенные писаки, больше всех кричавшие о патриотизме, сразу же понесли мочу на анализ сдавать, чтобы как-то от армии отвертеться, а болезненный Платонов, да и такой же Гроссман, надели шинели – и на передовую, добывать окопную правду для армейской газеты. В его военных очерках не было киселя, ура-победы, там все честно о жизни и смерти на войне… Жил по совести и творил так же…»
Источник
«…Мало кто знает, но в начале войны у Андрея Платонова пропала рукопись большой вещи «Путешествие из Ленинграда в Москву» (в ночном поезде срезали чемодан, привязанный к руке). Платонов проехал тем же путем, что и Радищев когда-то, и на современном ему материале создал путевые очерки, которые считал наиболее значительными из всего написанного. И это после «Котлована», «Чевенгура» …»
Источник
«…А что касается дворника, швейцара, то все это выдумки, потому что все-таки удавалось иногда под разными псевдонимами (их у него было не то семнадцать, не то восемнадцать) печатать критические статьи. Во-вторых, руки у него были золотые, с молодости к разному ремеслу, технике способные, и Андрей Платонович мог зарабатывать на хлеб более достойно, и, наконец, после войны какую-никакую, а пенсию получал…»
Источник
В преддверии нового века, нового тысячелетия мир живет в ожидании какого-то близкого чуда, тайной надеждой на новую, более счастливую судьбу. И в то же время тревожным предчувствием конца времен, осознанием неотвратимой платы за свои ужасные прегрешения. В России это чувство тревоги, ощущение катастрофы усугубляется крушением национальных иллюзий как великой державы и, главное, утратой самой объединяющей национальной идеи. И всё же в глубинах подсознания русского человека теплится надежда, что не всё еще потеряно. Такую надежду дает ему и международное чествование в этом году трех великих наших писателей, ибо сегодняшний год объявлен ЮНЕСКО годом Пушкина, Набокова и Платонова. Пушкину – 200, Набокову и Платонову по 100 лет.
Вячеслав Орехов. режиссер, Источник
Такое впечатление, будто оба последних чародея пера родились от мощного эмоционального сотрясения при Пушкинских торжествах 1899 года. Может, и сегодня от троекратного юбилейного резонанса родится еще кто-то, кто удивит когда-нибудь Россию и мир. А главное, может нынешнее осмысление своего духовного богатства поможет исцелению нашего поврежденного самосознания, и Россия войдет в третье тысячелетие, поднявшись с колен.
[...]Ощутимо предчувствие пропасти, в которую вот-вот свалится документальное кино: не кинопублицистика, а киноискусство. Среди порой острых, но неряшливо снятых свидетельств нашего времени всё реже встречаются фильмы, которые можно отнести к созданиям искусства.
Елена Болдырева, Источник
Поэтому отрадно, что новый фильм режиссера В. Орехова «Не умирай никогда» (ЦСДФ, оператор И. Кузнецов) стал, на мой взгляд, истинным открытием новых возможностей киноязыка документалиста. Посвящен он биографии, творчеству, таланту Андрея Платонова. Однако картина далека от традиционных экранных повествований...[...]