Фильм:
Майское утро
(год выпуска – 1987)

Тип фильма:
Короткометражный фильм
(4 части, хронометраж – 00:37:65)

Правообладатель:
РГАКФД

Категории:
история, личность, сельское хозяйство

Ссылка на РГАКФД (38664)
Страница фильма на сайте net-film.ru

О фильме

Фото баннера: "Адриан Митрофанович Топоров и Степан Павлович Титов. 60-е годы". Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ № 15787972.

Документальный фильм Роллана Сергиенко рассказывает о трагической истории крестьянской сельскохозяйственной коммуны "Майское утро", созданной на Алтае в 1920 году Адрианом Митрофановичем Топоровым.

В марте 2020 исполнилось 100 лет со дня создания легендарной алтайской коммуны «Майское утро». Имена основателя — учителя Адриана Топорова, его младшего друга и ученика Степана Титова (отца космонавта-2 Германа Титова, родившегося в коммуне) широко известны далеко за пределами России. 

ПРОИЗВОДСТВО: ЦСДФ

Автор сценария и режиссёрРоллан Сергиенко

ОператорГеоргий Епифанов

Текст читает: Борис Невзоров 

Звукооператор: Александр Грибешков

Монтажёр: Тамара Виноградова

Директор фильма: Александр Болсанов

Цитаты

…И когда 6 августа 1961 года по радио прозвучало: «Говорит Москва. Работают все радиостанции Советского Союза…», и волнующий голос Юрия Левитана сообщил о том, что в космосе космонавт-2 Герман Степанович Титов, больше всех после родителей космонавта радовался этому событию Андриан Митрофанович Топоров, скромный сельский учитель с Алтая, славный создатель одной из первых на советской земле коммуны с поэтическим названием «Майское утро». Это он при первой очной встрече с космонавтом-2 радостно скажет, что «вот, дождался я, когда и луч космической славы упал на коммунаров «Майского утра»», и в ответ услышит искреннее признание героя: «Ещё подумать надо, ещё разобраться, чей луч на кого упал. Сдаётся мне, что вот этот космический луч зажёгся в коммуне «Майское утро»»…[...]

Из сборника «Кинопублицистика и современник. Выпуск восьмой» (Москва, 1988 год), Источник

[...]Трагической оказалась судьба коммуны: «Что имеем, не храним, а потерявши, плачем», – говорит один из героев фильма. Гонения на Топорова и его детище начались с начала 30-х годов. Насылали на коммуну безграмотных ревизоров, для которых сочинения графа Льва Толстого были крамолой из-за графского происхождения автора, а «Дворянское гнездо» Тургенева помещичьей ерундой; звонили из центра с угрозами и нелепыми приказами. А потом появилась разгромная статья в газете «Советская Сибирь», в которой утверждалось, что Топоров сознательно закопал себя в глуши, чтобы вести активную контрреволюционную работу, что чтением и романсами Чайковского он отвлекает сознание революционного крестьянства от его прямой обязанности – революционно действовать. И однажды, как закономерный итог травли в те годы, в доме Топоровых появились представители НКВД, сделали обыск и забрали Андриана Митрофановича, отца двух малолетних детей.
Воистину, что имеем, не храним, а потерявши плачем… Правда, до «плача» были долгих двадцать лет. Два лагеря и шесть тюрем прошёл за это время сельский учитель и лишь в 1958 году был полностью реабилитирован. Последние годы жизни после заключения он прожил вдали от Алтая, на Украине. Его ничто не сломило, он много работал, писал, выступал, вновь и вновь поднимая вопросы о повсеместном распространении опыта коммуны «Майское утро».[...]

Из сборника «Кинопублицистика и современник. Выпуск восьмой» (Москва, 1988 год), Источник