Фильм режиссера Вактора Лисаковича посвящен наркому иностранных дел СССР Г. В. Чичерину и первым советским дипломатам.
В фильме использованы кинодокументы первого десятилетия после Великой Октябрьской революции, материалы Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, архива МИДа СССР, Центрального архива кинофотодокументов СССР, киноархивов ГДР, Англии, Франции; рукописи Г. В. Чичерина, блокнотные записи и заметки Джона Рида, Альберта Рис Вильямса, Эрнеста Хемингуэя.
В фильм вошли кадры:
Работники Наркомата иностранных дел — К. Я. Бауман, Н. Н. Любимов, И. М. Майский и другие. Помощница Г. В. Чичерина — А. Нагель рассказывает о деятельности Г. В. Чичерина. Фотографии членов семьи Г. В. Чичерина. Имение отца — Василия Чичерина — в Тамбовской области. Г. В. Чичерин едет в поезде.
Управляющий делами СНК В. Д. Бонч-Бруевич садится в экипаж. Журналист из США Альберт Рис Вильямс стоит на улице Москвы.
Президент США Вудро Вильсон и другие на одной из международных конференций.
Руководитель компартии Германии К. Цеткин выступает на митинге в Берлине.
Внутренний вид помещения гостиницы "Метрополь" в Москве.
Работники Наркомата иностранных дел за рабочими столами — Л. Б. Красин, В. В. Воровский, Л. М. Карахан, М. И. Литвинов и другие.
Работник Наркоминдела С. Аралов рассказывает о Г. В. Чичерине.
Моменты переговоров Г. В. Чичерина, других деятелей советского руководства с представителями Афганистана; Персии, Монголии, Турции (кадры хроники).
В. И. Ленин выступает на заседании II Конгресса Коминтерна 19 июля 1920 года. Работник Наркомата иностранных дел И. М. Майский рассказывает о деятельности дипломатов в первые годы Советской власти. Премьер-министр Великобритании Д. Ллойд-Джордж, прибывший на конференцию в г. Канны (Франция) в январе 1922 г.
Моменты заседаний Генуэзской конференции 1922 года; фотографии участников конференции. Моменты советско-германских переговоров в г. Рапалло (Италия) в 1922 г.
Моменты заседаний Лозаннской конференции 1922 — 1923 г.г. , фотографии В. В. Воровского, убитого в Лозанне.
Моменты похорон В. В. Воровского в Москве. Фотографии дипломатов Т. Нетте, П. Л. Войкова, Г. В. Чичерин на похоронах В. И. Ленина.
Фотографии Г. В. Чичерина; других работников Наркомата иностранных дел; представителей советского руководства.
ПРОИЗВОДСТВО: ЦСДФ
СОЗДАТЕЛИ ФИЛЬМА:
Авторы сценария: С. С. Зенин, А. Е. Новогрудский
Режиссёр Виктор Лисакович
Оператор Аркадий Левитан
Оператор комбинированных съемок И. Нижник
Композитор Людгард Гедравичус
Звукооператор В. Георгиевская
Художник В. Бурдыкин
Текст читают: Леонид Хмара, Юрий Яковлев
Главный консультант И. Николаев
Консультант по архивам Виктор Листов
Редактор кинолетописи Софья Притуляк
Редактор Е. Феоктистова
Асс. режиссера Галина Кудряшова
Директор картины С. Сапронов
Чичерин Георгий Васильевич родился 12 ноября 1872 г. в селе Караул Кирсановского уезда Тамбовской губернии в семье отставного дипломата В. Н. Чичерина.
В 1883 году поступил в тамбовскую гимназию, где учился до 1886 года. Учеба в гимназии расширила его знания иностранных языков: к уже изученным им в родительском доме французскому, английскому, немецкому и итальянскому прибавились латинский и греческий. С раннего детства зачитывался дипломатическими документами и даже придумал "дипломатическую игру". Обладая незаурядными музыкальными способностями, пробовал сочинять сам; известно несколько рукописей его сочинений с пометкой возраста 11-12 лет.
С 1886 по 1891 г. Чичерин продолжил обучение в петербургской гимназии, которую окончил с золотой медалью.
В 1891 году поступил на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1895 году.
С 1898 г. работал в архивном отделе Министерства иностранных дел России.
В 1900-1902 г.г. участвовал в написании истории МИД России. Уехав в эмиграцию в 1904 г., Чичерин последовательно жил в Германии,Франции, Бельгии, Англии.
В РСДРП с 1906 года. В 1917 году арестован английскими властями и заключен в Брикстоунскую тюрьму.
В 1918 оду. по требованию Советского правительства освобожден.
После возвращения на Родину Чичерин назначен народным комиссаром иностранных дел РСФСР, а впоследствии СССР . Этот пост он занимал с 1918 по 1930 год.
Будучи народным комиссаром, интересовался положением дел на Тамбовщине, обращал внимание местных властей на культурные ценности, находящиеся в с. Караул.
В 1922 году назначен заместителем председателя советской делегации на переговорах в Генуе.
В 1922-1923г.г. Чичерин возглавляет делегацию на Лозаннской конференции.
В 1926 году участвует в переговорах с министром иностранных дел Турции в Одессе.
30 мая 1928 года отмечалось десятилетие пребыванияЧичерина на посту наркома иностранных дел.
С 1928 по 1930 г.г. находился на лечении в Германии.
В 1930 г. Президиум ЦИК СССР удовлетворил его просьбу об освобождении от поста наркома. После отставки Чичерин вел уединенный образ жизни, занимался исследовательской работой в области теории и истории музыки, написал книгу о Моцарте. Здоровье Г.В.Чичерина продолжало ухудшаться, 7 июля 1936 года Г.В. Чичерин скончался. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. В память о Г.В.Чичерине улицы, школы, библиотеки, а также теплоход названы его именем.
В 1987 году в Тамбове открылся Дом-музей Г.В. Чичерина.
(Источник: www.tstu.ru)
О событиях, которые "потрясли мир" и начали новую эпоху, Г. В. Чичерин узнал в Брикстонской тюрьме. Но Родина помнила о нем. Находившийся в Смольном в дни работы II съезда Советов известный американский журналист и писатель Джон Рид 26 октября (8 ноября) 1917 г. сделал в своем блокноте запись: "Чичерина, интернированного в Англии, думают назначить министром иностранных дел". Эта запись Рида, обладавшего, по выражению Н. К. Крупской, "остротой зрения" и "понимавшего смысл событий", через некоторое время получила официальное подтверждение.[...]
Из книги "Г. В. Чичерин - дипломат ленинской школы" (Возвращение на Родину), Источник
6 (19) января 1918 г. Георгий Васильевич прибыл в Петроград.[...] В первые же дни пребывания в Петрограде Г. В. Чичерин оформил свое вступление в большевистскую партию. Отныне он навсегда связал себя с партией Ленина и до конца жизни оставался верным ленинцем.
8 (21) января Советское правительство по предложению В. И. Ленина назначает Чичерина товарищем (заместителем) народного комиссара по иностранным делам.[...]
Когда 10 (23) января в Таврическом дворце под звуки гимна победившей пролетарской революции "Интернационала" открылся III Всероссийский съезд Советов и председательствующий Я. М. Свердлов предоставил Чичерину слово, присутствовавшие в зале встали и долго аплодировали ему. Молча сидели на своих местах лишь меньшевики, составлявшие на съезде ничтожную кучку.
Обращаясь к участникам съезда, Чичерин сказал: "Пролетарско-крестьянское правительство России освободило меня и моих товарищей из тюрьмы, в которую нас бросили английские империалисты - руководители мировой реакции, руководители борьбы мирового империализма против социальной революции, поставленной историей на очередь дня. Английские империалисты, привыкшие за кулисами вершить судьбы народов, впервые встретили голос независимого пролетарского правительства и должны были склониться перед ясно выраженным требованием о нашем освобождении... Английский рабочий класс, несмотря на бесстыдную кампанию травли и клеветы, которая ведется продажной прессой английской буржуазии вокруг русского революционного движения, своим пролетарским чутьем понял, что здесь развертывается движение, созданное не кучкой авантюристов, а движением широких народных масс под знаменем социалистической революции, к которому английские товарищи собираются примкнуть не сегодня - завтра". Это была первая политическая речь Георгия Васильевича на родной земле.
Фильмы «Гимнастёрка и фрак» и «Знамя над миром» получили высокую оценку во множестве статей и рецензий, опубликованных в советской печати. Первый из фильмов посвящён годам становления ленинской внешней политики, началу деятельности советской дипломатии, второй рассказывает о рождении и первых шагах Коммунистического Интернационала. Таким образом, сложилась историки-документальная кинодилогия, в которой сценаристы С. С. Зенин, А. Е. Новогрудский и режиссёры В. Лисакович («Гимнастерка и фрак») и Л. Махнач («Знамя над миром») предстают не только, как мастера кинопублицистики, но и как историки-исследователи.
Газета «Советская культура» от 13 октября 1970 года, Источник