Соломон ЗЕНИН-ЗЕЛИКСОН

военный корреспондент, журналист, редактор, сценарист

Полное имя:
Соломон Самуилович ЗЕНИН-ЗЕЛИКСОН

Дата рождения:
15 августа 1906
г. Минск, Минская губерния, Российская империя

Дата смерти:
23 июля 1971 (64 года)
г. Москва, РСФСР, СССР

Профессии:
военный корреспондент, журналист, редактор, сценарист

Краткая биография

Последнее обновление: 27.03.2024.
Зенин-Зеликсон (Зенин) Соломон Самуилович (15 августа 1906, Минск[1] — 23 июля 1971, Москва) — журналист, сценарист, редактор. Член ВКП(б) — КПСС с 1932 года.
Окончил Московский юридический институт. Литературной деятельностью занимался с 1925 года. Работал в газете «Известия»; с 1935 — ответственный редактор газеты «Известия».
Во время Великой Отечественной войны работал во фронтовой печати. В РККА с 1941 года. Призван отделом кадров ГлавПУРККА. Звание: майор.
Семен Зенин с киногруппой Сталинградского фронта. 1943 год. На фото (слева направо): Сидоров К.Н., Орлянкин В.И., Гольдштейн И.Ц., Вакар Б.В., (неизвестный), Гольбрих С.М., Зенин С.С., Мухин Е.В. и Кацман И.С.. Автор фото: Яков РюмкинИсточник: ГОСКАТАЛОГ.РФ (№ 17085255).
  • С 1941 года в редакции Центральной авиационной газеты «Сталинский сокол».
  • С мая 1943 — ответственный секретарь редакции фронтовой газеты «За честь Родины» Воронежского Фронта (ВорФ).
  • Фронтовая газета «За честь Родины» 1-го Украинского фронта (1 УкрФ); штаб главного Политического Управления фронта.

Боевой путь в составе Воронежского фронта (ВорФ) м 1-го Украинского фронта (1 УкрФ), в том числе:

Награжден орденами Красной Звезды (1943), Отечественной войны I степени (1945), Отечественной войны II степени (1945) и медалями.

С 1950 года в документальном кино. Редактор, главный редактор производственно-творческого объединения № 3 (ПТО-3); член художественного совета Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).

Семён Зенин, Леонид Махнач и Елена Геккер в монтажной ЦСДФ. Лихов переулок, дом 6. Автор фото: Георгий Завьялов.

Автор сценариев ряда документальных фильмов. Работал с режиссерами Леонидом Махначем, Львом Кулиджановым, Михаилом Роммом и др. 
Режиссёр и автор текстов киножурналов «Новости дня», «По Советскому Союзу».
____________________________
1. Дата рождения Зенина-Зеликсона (Зенина) указана в соответствии с информацией портала Министерства обороны РФ «Память народа».

СЕМЬЯ

Жена —  Солодовник Розалия Моисеевна (1920 — 2015), переводчик.

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

1959 — Великая победа человечества; производство: ЦСДФ и Моснаучфильм; режиссеры: Н. Соловьева, К. Домбровский; авторы сценария и дикторского текста: С. Зенин, Ю. Каравкин, Ю. Баренштейн; операторы: П. Касаткин, П. Крашенинников, А. Кричевский, В. Трошкин, В. Ходяков; директор картины Н. Шумов 
1959 — Земля – Луна; автор дикторского текста
1961 — Город большой судьбы; совместно с Ю. Каравкиным  
1961 — Время, вперёд!; автор дикторского текста
1962 — Товарищ Серго; совместно с В. Осьмининым
1962 — Всесоюзный староста
1963 — Парламентарии Сьерра-Леоне – гости СССР; автор текста
1964 — Ленинским курсом; автор дикторского текста
1965 — Парламентарии Дагомеи в Советском Союзе; автор текста

1966 — Подвиг (Феликс Дзержинский); полнометражный; производство: ЦСДФ; режиссер Махнач Л.; авторы сценария: Зенин С., Новогрудский А.; операторы: Громова З., Касаткин П.; дикторы: Консовский А., Хмара Л.; композитор Гевиксман В.; премия Международного кинофестиваля в Лейпциге (1966); фильм удостоен главного приза «Золотой голубь»  на кинофестивале документальных фильмов в Лейпциге в 1966 году 
1967 — Премьер-министр Франции в СССР;  автор текста
1967 — По дорогам Грузии
1967 — На штурм царского самодержавия; автор сценария
 Во время работы над фильмом «Гимнастерка и фрак». Москва 1967 г. На фото (слева направо): авор сценария С. Зенин, консультант по архивам В. Листов, режиссер В. Лисакович, оператор А. Левитан. Фото из архива Виктора Лисаковича.
1968 — Гимнастёрка и фрак; автор сценария совм. с А. Е. Новогрудским; режиссёр В. Лисакович; оператор А. Левитан; консультант по кинолетописи В. Листов
1969 — Знамя над миром (о создании III Интернационала и его первых конгрессах, в которых принимал участие В.И. Ленин); режиссер Л. Махнач; авторы сценария: С. ЗенинА. Новогрудский и Л. Махнач; оператор (комбинированные съемки) З. Громова 
1975 — Звездная минута; совместно с Л. А. Кулиджановым и А. Новогрудским
1974 — И всё-таки я верю…производство: Мосфильм; авторы сценария: С. Зенин, А. Новогрудский, М. Ромм; режиссеры: Э. КлимовМ. ХуциевГ. Лавров  
1975 — Открывая мир (о Герое Социалистического труда Зои Пуховой); авторы сценария: И. Григорьев свместно с А. Е. Новогрудским, С. С. Зениным и М. И. Роммом; режиссер И. Григорьев; оператор В. Доброницкий

Библиография

1960 — С. Зенин "Город великой судьбы; (совместно с Ю. Каравкиным) (журнал "Искусство Кино" № 60) (изд.: — М.: "Искусство Кино")
1967 — С. Зенин "Город великой судьбы; (совместно с с А. Новогрудским) (журнал "Искусство Кино" № 10) (изд.: — М.: "Искусство Кино")
1987 — Кино: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др., (- 640 с., 96 л. ил.) (изд.: — М.: Советская энциклопедия)

Цитаты

[...]«Подвиг» – поэтический фильм о Ф.Э. Дзержинском. В этой картине проявилось одно из главных достоинств режиссёра – способность в прошедших днях рассмотреть их непреходящее значение для современников, в общем хоре событий услышать голос истории. Он умеет показать деятельность своего героя в исторически важные моменты, порою очень скупыми средствами создать живой, ёмкий образ человека. Так, приступая к фильму «Подвиг», авторы не имели ничего, кроме фотографий Дзержинского и нескольких метров старой хроники. В ГДР удалось найти уникальные кадры подписания Брестского мира. Режиссёру пришлось приложить немало усилий для сбора материалов. Каждая найденная фотография – это длительный поиск.
Изобразительной основой фильма стала кинохроника первых лет революции и 20-х годов. К примеру, впервые была использована уникальная съёмка 8 ноября 1917 года… Дворцовая площадь. Ещё не разобраны поленницы, за которыми вчерашней ночью укрывались юнкера. Несмотря на то, что мы достаточно знаем о событиях Октября по историческим трудам, воспоминаниям, эмоциональный эффект этих кадров поразителен. В этом и состоит феномен документального кино – мы непосредственно приобщаемся к историческим событиям, становимся как бы их очевидцами.
Феликс Эдмундович Дзержинский оставил нам свои интересные, поэтичные и доверительные письма и дневники. Это позволило авторам сценария Семёну Зенину, Александру Новогрудскому и режиссёру построить ленту в виде монолога героя «о времени и о себе».
Впервые был использован приём, когда строго документальный монолог (неординарно и проникновенно прозвучавший в исполнении актёра Алексея Консовского), фотографии и куски старой кинохроники, сливаясь на экране воедино, создают убедительную картину тяжёлой, полной опасности работы ВЧК.[...]

Софья Сваровская, киновед, Источник

Источники информации

Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Фильмография ЦСДФ — электронный каталог РГАКФД. Наградные документы, боевой путь: информационный портал Министерства обороны РФ «Память народа». Фото из частных архивов, а также сайта www.pamyat-naroda.ru.