19.04.2024

Сегодня, 19 апреля, свой юбилей отмечает известный режиссер-документалист, заслуженный деятель искусств России Ирина Георгиевна Свешникова.

Председатель ГОСКИНО СССР (1978–1986) Филипп Тимофеевич Ермаш поздравляет режиссера Ирину Свешникову с присуждением звания «Заслуженный деятель искусств РСФСР». г. Москва, 1983 год. Фото из архива И. Г. Свешниковой.

В 1981 году, когда я пришел работать на студию, Ирина Георгиевна, несмотря на достаточно молодой возраст,  уже тогда считалась одним из ведущих режиссеров ЦСДФ. У нее было все, о чем другие могли только мечтать: яркие фильмы, участие в престижных фестивалях, благосклонность кинокритиков. В своем творчестве  она продолжила лучшие традиции советского политического кино, классиками которого, бесспорно, являются Роман Кармен и Александр Медведкин. Одновременно она творчески использовала опыт лучших зарубежных мастеров — таких, как Герхард Шойман и Вальтер Хайновски из ГДР.

В моем восприятии она была неуловимым человеком. Все время на съемках или в монтажной. С высоких трибун не выступала. На первые роли не стремилась, за славой не гналась. Она просто делала свою работу — самозабвенно и профессионально — и этот напряженный труд, словно сам собой, конвертировался в известность и признание…

Для истинного кинохроникера жизнь и работа — это нечто целое, неразделимое. Более того, эта профессия немыслима без постоянного перемещения в пространстве — одним словом, кинохроникер жив, пока он в пути. Ирина Свешникова — яркий тому пример. Она побывала в самых разных частях планеты.  Но это не была погоня за видовыми красотами, это были репортажи из горячих точек, где политические конфликты переходили в военные противостояния и даже полноценные войны. Сегодня можно только представить, насколько опасными были эти киноэкспедиции…

В последующие годы Ирина Свешникова создала ряд фильмов, посвященных истории отечественных спецслужб, в них, в частности, были возвращены «из небытия» имена многих людей, связанных с разведкой.

Как мы знаем, в 1990-е годы советское политическое кино было названо пропагандой. Герои очень быстро превратились в антигероев,  черное стало белым, а белое черным. Идеологические оценки были признаны ошибочными. Однако сегодня совершенно очевидно, что наш "роман" с Западом не состоялся. Как и в прежние годы, против страны работают многочисленные спецслужбы, идет массированное политическое давление, над миром вновь нависла угроза ядерной катастрофой.  Причины противостояний изменились, а схемы, методы, приемы — такие же, как в прошлом веке. А потому многие оценки и рассуждения из советских «пропагандистских» книг и фильмов  вновь приобретают большую актуальность. Вспомним фильмы Ирины Свешниковой «Русские глазами американцев» — о том, как из нас заокеанские СМИ лепят врагов. А ведь эти кинокартины были созданы четверть века назад. Такое вот воспоминание о настоящем!

Аристотель сказал: «Мудрость — это умение мыслить во времени». В этом смысле люди, создававшие политическое кино в СССР, были, несомненно, мудрыми. И режиссер Ирина Свешникова одна из них.

Алексей Голубев,
главный редактор интернет-проекта
#МузейЦСДФ