Ирина СВЕШНИКОВА

кинорежиссёр, сценарист

Имя при рождении:
Тимофеева Ирина Георгиевна

Профессии:
кинорежиссёр, сценарист

Краткая биография

Последнее обновление: 18.09.2024.

Свешникова Ирина Георгиевна (родилась 19 апреля 1944 года в Москве) — режиссер документального кино. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1983). Лауреат премий Ленинского комсомола (1979), Службы внешней разведки Российской Федерации (2005), ФСБ России (2009). Член КПСС с 1974 года. Член Союза кинематографистов СССР — СК России с 07 октября 1976 года.

Во время учебы в школе занималась в любительской детской киностудии.

В 1974 году окончила с отличием ВГИК по специальности "режиссер документального кино и телефильма" (мастерская Лии Николаевны Дербышевой). В период учебы в институте работала в строительном интеротряде в ГДР; во время практики снимала строительство газопровода СССР-ВНР. 

Мастерская Л.Н. Дербышевой (сидит в центре). На фото: Анатолий Умбертович Стабилини (справа от Л. Н. Дербышевой) — педогог актерского мастерства; Александр Андреев (сидит  на полу справа), Александр Микриков (сидит второй слева), Сергей Лукьянчиков (лежит на фото); стоят в верхнем ряду (слева направо): Ирина Свешникова (третья слева), Стас Раздорский и Олег Уралов. ВГИК. 1973-1974 гг. Фото из архива И. Г. Свешниковой.

Дипломная работа — документальный фильм «Са­мая обыкновенная»; с 1973 по 1975 гг., на время выполнения дипломной работы, асс. режиссера 1-й категории ЦСДФ.

В «Музейном объединении «Музей Москвы» хранится отзыв режиссера ЦСДФ И. В. Венжер на дипломную работу выпускника ВГИКа И. Свешниковой.

В 1975 — режиссер Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ); с апреля 1987 по ноябрь 1991 — режиссер высшей категории творческо-производственного объединения «Хроника» ЦСДФ.

В декабре 1976 году откомандирована в распоряжение Управления кадров Гостелерадио СССР для работы на корпункте в Ангольской Народной Республике (1976 – 1977 гг.).

В творческой биографии Ирины Свешниковой фильмы-репортажи, фильмы-размышления,  которые она снимала в «горячих точках» планеты — Анголе, Лаосе, Вьетнаме, Иране, Центральной и Южной Америке.

В 1979 году Ирине Свешниковой была присуждена премия Ленинского комсомола. 

Документальный фильм об афганской революции «Заговор против республики» (1980; ЦСДФ; авторы сценария: М. Абелев, С. Лосев; оператор А. Минаев)о событиях февраля 1980 года, после свержения режима Амина, в 1980 году был удостоен Почетного диплома журнала «Проблемы мира и социализма» на XXII Международном кинофестивале в Карловых Варах (ЧССР) и Главного приза II Всесоюзного фестиваля молодых кинематографистов в Москве.

Ирина Свешникова и героем фильма «Исповедь разведчика», начальником Главного управления разведки Министерства госбезопасности ГДР в 1958 — 1986 годах, генерал-полковником государственной безопасности Маркусом Вольфом. Фото из архива И. Г. Свешниковой.

Среди основных работ последних лет — «Жизнь под грифом "секретно"», «Личные хроники исторических событий», «Страницы истории отечественных спецслужб» (4 фильма), «Куба. Главы неопубликованной книги», «Размышления о Кавказе», «Один день с Президентом», «Разведка в лицах. Мемуары».

СЕМЬЯ

Муж — Свешников Евгений Михайлович (род. 13 июля 1944 года), оператор кино и телевидения. Окончил операторский факультет ВГИКа.
Сын — Свешников Андрей Евгеньевич (род. 06 августа 1972 года в Москве), журналист-международник; в 1995 году окончил МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности "Международная журналистика". 

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

Монтажер Рита Сигалова, Ирина Свешникова и оператор Александр Минаев. Фото из архива И. Свешниковой.

1975 — Са­мая обыкновенная (фильм о Павлышевской сельской школе, где работал В. А. Сухомлинский); дипломная работа режиссера И. Свешникова; оператор А. Минаев  
1975 — Берендей не из сказки; автор сценарий В. Гузанов; режиссер И. Свешникова; оператор А. Минаев; звукооператор В. Дорфман

Монтажер Маргарита Сигалова, режиссер Ирина Свешникова, оператор Александр Минаев. Фильм: «Уроки Братска» (1975). Фото из архива И. Г. Свешниковой.1975 — «Уроки Братска» (о проблемах, связанных с освоением Сибири); режиссер И. Свешникова; оператор А. Минаев; автор текст Э. Церковер; звукооператор В. Дорфман
1975 — Девушки всей земли (о всемирной встречи девушек, организованной ЦК ВЛКСМ в Москве; на встрече обсуждались вопросы равноправия в обществе, международной солидарности в борьбе за национальную независимость); режиссер; оператор А. Минаев; звукооператор В. Дорфман
1976 — Ангола: набат солидарности (15-ой годовщина начала вооруженной национально-освободительной борьбы МПЛА (Movimento Popular de Libertação de Angola) в Анголе); режиссер И. Свешникова; операторы: И. Бганцев, О. Лебедев
1976 — Голос свободной Анголы (жизнь Анголы в условиях гражданской войны); режиссер И. Свешникова; операторы: И. Бганцев, О. Лебедев
1976 — Репортаж с улицы 17 ноября (о работе Первого всемирного конгресса студентов в г. Праге (Чехословакия); режиссер И. Свешникова; оператор А. Минаев
1978 — Ангольцы (фильм об Ангольской Народной Республике - природе, быте, борьбе с наемниками, о первом съезде МПЛА);  режиссер 
Свешникова И.; авторы сценария: Волков В., Свешникова И.; операторы: Минаев А.; диктор Татарский В.; авторы текста: Абелев М., Лосев С.
1978 — 1000 дней республики (фильм рассказывает о третьей годовщине Лаоской Народно-Демократической республики); режиссер И. Свешникова; оператор А. Минаев
1979 — Лаос. Становление республики (о строительстве социализма в Лаоской Народно-демократической республике, преодолении последствий колониального и военного прошлого); режиссер Свешникова И.; автор сценария Антошин Ю.; оператор Минаев А.   
1979 — Иран: когда поднимается народ (о победе Иранской  революции 1979 года); режиссер Свешникова И.; автор сценария Тимофеев И.; диктор Татарский В.; редактор Карпова Т.; редактор кинолетописи Широкова Л.; звукооператор Дорфман В.; директор картины Буданова Н.
1979 —  Сговор (о сепаратной сделке между Израилем и Египтом под эгидой США в Кэмп-Девиде); режиссер Свешникова И.; диктор Татарский В.; автор текста Левин А.; редакторы: Карпова Т., Рябова М.; редактор кинолетописи Широкова Л.; звукооператор Оганджанов Ю.; директор картины: Буданова Н.
1980 — Заговор против республики (фильм об Афганистане, о трудных днях после свержения режима Амина, попытках внутренней и внешней контрреволюции уничтожить завоевания афганского народа, о событиях февраля 1980 года); режиссер Свешникова И.; авторы сценария: Абелев М., Лосев С.; оператор Минаев А.; диктор Татарский В.; авторы текста: Свешникова И., Тимофеев И.; Почетный диплом журнала «Проблемы мира и социализма» на XXII Международном кинофестивале в Карловых Варах (ЧССР), Главный приз II Всесоюзного фестиваля молодых кинематографистов в Москве
1981 — Центральная Америка: ставка на террор (о международном терроризме США, объектами которого стали страны Латинской Америки: Сальвадор, Куба, Никарагуа); режиссер Свешникова И.; авторы сценария: Лосев С., Тимофеев И.; оператор Минаев А.; диктор Татарский В.; редактор Рябова М.; звукооператор Дорфман В.
1982 — Когда рассеиваются туманы лжи (о милитаристском курсе администрации США); режиссер Свешникова И.; операторы: Доброницкий В., Минаев А.
1983 — Скрываются от возмездияполнометражный; режиссер Свешникова И.; оператор Доброницкий В.
1986 — Русские глазами американцев (фильм 1-й); режиссер Свешникова И.; оператор Доброницкий В.
1988 — Русские в глазах американцев. Фильм 1-й (о внедрении в сознание американцев пропагандистских стереотипов, о создании образа врага на американском киноэкране); режиссер Свешникова И.; авторы сценария: Лосев С., Свешникова И., Тимофеев И.; оператор Доброницкий В.
1988 — Русские глазами американцев. Фильм 2; режиссер Свешникова И.; а
вторы сценария: Лосев С., Свешникова И.; оператор Доброницкий В.; автор текста Лосев С.
1989 — Чужой беды не бывает (фильм рассказывает о помощи населению Армении, пострадавшему от землетрясения, пришедшей от многих стран мира); по заказу Исполнительного комитета СО Красного Креста; режиссер Свешникова И.; авторы сценария: Латий Е., Персидская Н.; оператор Доброницкий В.

Ирина Свешникова и Маркус Вольфом. Москва, 1991 год. Автор фото: Юрий Барыкин.

1991 — Исповедь разведчика (о сыне всемирно известного писателя-антифашиста Фридриха Вольфа Маркусе Вольфе — разведчике № 1 Восточного блока в ГДР); полнометражный; режиссер Свешникова И.; автор сценария Симонов В.; оператор Доброницкий В.
1991 — Горькие мысли о Чёрном море (об экологических проблемах Чёрного моря); режиссер и автор сценария Свешникова И.; автор текста Жаворонков Г.; оператор Доброницкий В.
2004 — Без права на славу, во славу Державы (профессиональный девиз разведчиков – "Без права на славу, во славу державы"); режиссер И. Свешникова; Премия Службы внешней разведки Российской Федерации (2005)
2006 — Жизнь под грифом Секретно. Документальное расследование (рассказ о непростой работе разведчиков- нелегалов за рубежом - супругов: Геворка и Гоар Вартанян и Мориса и Леонтины Коэн); полнометражный; Производство: АНО "Студи "Риск-Фильм"; автор сценария и режиссер И. Свешникова; комментарий: Г. Шергова; оператор А. Зайцев; асс. режиссера А. Ковыркова; музоформитель П. Кутьин; консультант Н. Долгополов; директор картин: Т. Макарова; продюсер Н. Желтухина; текст читал В. Татарский
2007 — Личные хроники исторических событий (герои фильма - Николай Сергеевич Леонов и Рауль Кастро Рус. Леонов - профессор МГИМО, доктор исторических наук, Рауль - кубинский министр, сын богатого плантатора, брат Фиделя Кастро; впервые они не будут говорить о политике. Это история дружбы, которая длится более полувека. Использованы уникальные материалы из личного архива Рауля Кастро);  2 серии; Производство: АНО "Студи "Риск-Фильм"; автор сценария и режиссер Ирина Свешникова; оператор Александр Ростов; комментарий: Галина Шергова; текст читают: Анна Гуляренко и Петр Гобилевич; асс. режиссера А. Ковыркова; музоформитель П. Кутьин; звукооператор В. Брус; редактор О. Шапошникова; директор картины Т. Макарова; продюсер Н. Желтухина; фильм демонстрировался в эфире ТК Культура: 13 - 14 ноября 2007 года и 24 октября 2009 года
2008 — Страницы истории отечественных спецслужб (фильм 1-й; о человеке, имя которого было незаслуженно предано забвению - Петре Васильевиче Федотове); производство: АНО "Студи "Риск-Фильм"; руководитель проекта Ирина Свешникова; авторы сценария и режиссер Ксения Шергова; оператор А. Ростов; звукорежиссер В. Брус; музыкальное оформление П. Кутьин; редактор О. Шапошникава; директор картины Л. Карабанова; продюсер Н. Желтухина; руководитель проекта И. Свешникова
2008 — Страницы истории отечественных спецслужб (фильм 2-й; о подготовке разведчиков и спецслужб в актерской и театральной среде); производство: АНО "Студия "Риск-Фильм"; руководитель проекта, автор сценария и режиссер Ирина Свешникова; комментарий Галины Шерговой; оператор А. Ростов; звукорежиссер В. Брус; музыкальное оформление П. Кутьин; редактор О. Шапошникава; директор картины Т. Макарова; продюсер Н. Желтухина; руководитель проекта И. Свешникова
2008 — Страницы истории отечественных спецслужб (фильм 3-й; о подготовке агентов в период холодной войны); Производство: АНО "Студия "Риск-Фильм"; руководитель проекта ,авторы сценария и режиссеры: Ирина Свешникова; оператор А. Ростов; звукорежиссер В. Брус; музыкальное оформление: П. Кутьин; редакторы: О. Шапошникава и Е. Шапошников; директор картины Т. Карабанова; продюсер Н. Желтухина; руководитель проекта И. Свешникова
2008 — Страницы истории отечественных спецслужб (фильм 4-й; деятельность советских и американских спецслужб в период Холодной войны); производство: АНО "Студия "Риск-Фильм"; руководитель, автор сценария и режиссер Ирина Свешникова; комментарий: С. Носов; оператор А. Ростов; звукорежиссер В. Брус; музыкальное оформление: П. Кутьин; редактор О. Шапошникава; директор картины Л. Карабанова; продюсер Н. Желтухина; руководитель проекта И. Свешникова
2009 — Куба. Главы неопубликованной книги (в основе фильма - рассказ о многолетней дружбе одного из руководителей Кубы, брата Фиделя Кастро - Рауля - и бывшего военного советника СССР Николая Леонова); Производство: АНО "Студия "Риск-Фильм"; автор сценария и режиссер Ирина Свешникова; комментарий: Ксения Шергова; оператор А. Ростов; звукорежиссер: В. Брус; музыкальное оформление П. Кутьин; редактор О. Шапошникава; директор картины Л. Карабанова; продюсер: Н. Желтухина, О. Шапошникова; эфир на ТК Культура: 25 октября 2009 года
2016 — Разведка в лицах. Мемуары; Производство:  АНО "Студия"Риск-Фильм"; режиссер И. Свешникова

Звания

1983 — Заслуженный деятель искусств Российской Федерации

Награды

1971 — Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
1977 — Всесоюзный фестиваль молодых кинематографистов (г. Москва) (Приз Союза журналистов за фильм «Уроки Братска» (1975))
1979 — Лауреат премии Ленинского комсомола (за репортажи из "горячих точек" планеты)
1980 — XXII Международный кинофестиваль в Карловых Варах (ЧССР) (Почетный диплом журнала «Проблемы мира и социализма» за фильм «Заговор против республики» (1980))
1980 — Всесоюзный фестиваль молодых кинематографистов (г. Москва) (за фильм «Заговор против республики» (1980))
2005 — Премия Службы внешней разведки Российской Федерации (за документальный фильм «Без права на славу, во славу Державы» (2004))
2009 — Премия ФСБ России за лучшее произведение литературы и искусства о деятельности органов Федеральной службы безопасности (3-я премия за документальный цикл «Страницы истории отечественных спецслужб»)

Цитаты

[...]Выделяются среди других лент ЦСДФ своей динамичностью, сильным звучанием картина Е. Вермишевой «Неофашизм»[1982; полнометражный; оператор: В. Ходяков], снятая сравнительно недавно, новая лента Д. Фирсовой «Предупреждение об опасности»[1983], только что созданный И. Свешниковой фильм «Скрываются от возмездия»[1983; полнометражный; авторы сценария: С. Лосев, И. Свешникова; оператор В. Доброницкий]. В них не только достаточно свежего и для многих из нас ошеломляющего документального материала, все эти ленты предельно правдивы.
…Перед вами современные неофашисты – такие, какие они есть, со всей их бесноватостью, зверской жаждой крови, предельным тупоумием, фанатичной ненавистью к коммунистами и Советскому Союзу. Это потенциальные строители новых лагерей смерти – так по крайней мере им хотелось бы. Они почти ничем, кроме некоторой «модернизации» языка не отличаются от своих предшественников. Тем сидящим в зрительном зале, кто помнит о Гитлере и гестапо, становится пусть и не страшно (мы знаем, как мы покончили с гитлеровской чумой), но омерзительно на душе. Хочется выйти на улицу и подышать свежим воздухом.
По-иному, наверное, будут реагировать зарубежные зрители «Неофашизма» из капиталистических стран, там, где об этих молодчиках знают очень мало, сплошь и рядом даже в существование неофашистской угрозы не верят… И фильм Е. Вермишевой многих заставит ужаснуться и – а это главное – всерьёз задуматься о реальности этой угрозы.[...]

Эрнст Генри, Источник

[...]В 1981 году, когда я пришел работать на студию, Ирина Георгиевна, несмотря на достаточно молодой возраст, уже тогда считалась одним из ведущих режиссеров ЦСДФ. У нее было все, о чем другие могли только мечтать: яркие фильмы, участие в престижных фестивалях, благосклонность кинокритиков. В своем творчестве она продолжила лучшие традиции советского политического кино, классиками которого, бесспорно, являются Роман Кармен и Александр Медведкин. Одновременно она творчески использовала опыт лучших зарубежных мастеров — таких, как Герхард Шойман и Вальтер Хайновски из ГДР.
В моем восприятии она была неуловимым человеком. Все время на съемках или в монтажной. С высоких трибун не выступала. На первые роли не стремилась, за славой не гналась. Она просто делала свою работу — самозабвенно и профессионально — и этот напряженный труд, словно сам собой, конвертировался в известность и признание…

Алексей Голубев, гл. редактор интернет-проекта #МузейЦСДФ, Источник

Источники информации

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД и ООО НЭТ-ФИЛЬМ. Фотографии из частных архивов, а также предоставленные И. Г. Свешниковой.