100 лет со дня рождения кинорежиссера, лауреата Ленинской премии Василия Васильевича Катаняна


21.02.2024

21 февраля исполняется 100 лет со дня рождения Василия Васильевича Катаняна — кинорежиссера, сценариста и писателя. Отличная дата, чтобы по прошествии многих лет добрым словом вспомнить этого незаурядного мастера и просто хорошего человека. При всей своей общительности Василий Васильевич стоял как бы в стороне от других творцов. Он не участвовал в интригах, никогда не злословил относительно коллег по режиссерскому цеху. Операторы, монтажеры, редакторы, технические работники —  все с большим удовольствием работали с ним. Он был прост и понятен в общении, умел «разруливать» сложные ситуации, переводить напряжение в шутку.

На съемках фильма «У истоков советской культуры. На фото (слева направо): оператор Валерий Никонов и режиссер Василий Катанян. Ташкент. 1983 год. Фото из личного архива В. Никонова.

Все знали, что он единственный наследник своего отца — известного литературоведа Василия Абгаровича Катаняна и его последней супруги — музы Маяковского Лили Брик. Ему достался огромный архив, представляющий большой интерес для литературоведов, картины и рисунки знаменитых отечественных и зарубежных художников (Фернан Леже, Пабло Пикассо и др.). Кроме того, он волею судьбы стал наследником знаменитого французского писателя Луи Арагона и его жены (тоже писательницы) Эльзы Триоле, которая приходилась Лили Брик родной сестрой. Унаследовал ли он их состояние — никто не знал. Сам Василий Васильевич свое богатство не демонстрировал — однако всегда был подтянут, модно одет и невероятно элегантен.

Я работал с ним на полнометражной картине «У истоков советской культуры» — уже из названия ясно, о чем в ней шла речь. Режиссер сделал все возможное, чтобы прямолинейный идеологический заказ на выходе превратился в более или менее  внятный и местами даже интересный фильм. По окончании работы над кинолентой Василий Васильевич пригласил меня, операторов Валерия Никонова и Владимира Волкова, а также директора группы Вячеслава Кецмеца к себе домой — поставить, так сказать, финальную точку за торжественным ужином. Тогда он и познакомил нас со своей мамой Галиной Дмитриевной и супругой Инной Генс — известным искусствоведом, специалистом по японскому кино. Вечер прошел в интересных беседах — говорили о зарубежном кино, о наследии Маяковского, Василий Васильевич вспоминал смешные истории из своей жизни…

Что же касается квартиры (прежде в ней жили Василий Абгарович и Лиля Брик), то она действительно местами напоминала музей. Именно здесь я впервые «вживую» увидел картины Пиросмани — они словно излучали теплый свет (такого эффекта нет, когда смотришь их репродукции).

Василий Васильевич за свою жизнь создал немало фильмов, но наиболее удачными были те киноленты, содержание которых отвечало его пристрастиям. Фильмы о Сергее Эйзенштейне, Поле Робсоне, Всеволоде Вишневском, Родионе Щедрине, Майе Плисецкой, Анне Ахматовой… Деятели искусства  были ему близки по духу, он любил и хорошо понимал их творчество.

Особое место среди работ Катаняна занимал балет — в нем режиссер разбирался досконально: писал статьи и обзоры, посвященные лучшим исполнителям и новым постановкам. Его фильм «Майя Плисецкая» по сей день впечатляет точностью режиссерских решений, благодаря которым мастерство великой балерины предстает перед зрителем во всей своей полноте.

Он дружил со многими известными людьми мира искусства, представителями творческой богемы. Например, с Сергеем Параджановым они были давними приятелями — еще со времен ВГИКа. Помню, как в «застойные годы»  Катанян притащил опального режиссера на студию (это было после его освобождения из заключения). Параджанов тогда здорово повеселил и одновременно напугал собравшихся сотрудников ЦСДФ, ибо был человеком без тормозов, который говорил все, что думал (за что, собственно говоря, и пострадал в бытность своей работы на Украине).

Василия Катаняна можно назвать одним из пионеров отечественного кругорамного кино — в 1959 году он вместе с Леонидом Махначем  участвовал в создании первого в нашей стране фильма по данной технологии — назывался он  «Дорога весны» и демонстрировался в только что построенном панорамном кинотеатре на ВДНХ.

Кроме этого, Катанян одним из первых освоил редкий жанр — микрофильм. Такого рода ролики создавались специально для всемирных выставок.

Василий Катанян и Инна Генс. Москва, 1990 год. Автор фото: Николай Шерман (Завьялов) ACS.

С начала 90-х годов прошлого века Василий Васильевич полностью сосредоточился на литературной работе. Одна за другой стали выходить его книги: «Прикосновение к идолам», «Лоскутное одеяло», «Параджанов. Цена вечного праздника», «Лиля Брик. Владимир Маяковский и другие мужчины», «Распечатанная бутылка», «Лиля Брик. Жизнь» и другие. Некоторые из этих книг базируются на личных воспоминаниях режиссера или воспоминаниях его родителей, другие — на различных материалах из архивов Лили Брик и Маяковского. Это бесценные свидетельства прошедшей эпохи, увлекательные повествования о жизни многих известных людей, оставивших свой след в истории отечественной культуры…

В моей памяти Василий Васильевич Катанян останется как невероятно тонкий, начитанный и бесконечно творческий человек, который при жизни, возможно, так и не успел полностью реализовать себя. Останется в памяти и как просто светлый человек, общаться и работать с которым было комфортно и невероятно интересно.

Алексей Голубев,
главный редактор интернет-проекта
#МузейЦСДФ

Отредактировано 22.02.2024, 01:50.