Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 696-697 — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). Фото: "Кинооператор И. Грачев снимает в Будапеште. 1945 год". Фото из архива В.И. Фомина (Музей кино).
Грачев Иван Дмитриевич (1908–1998).
Оператор документального и художественного кино. Родился в деревне Ратманово. Русский. Социальное происхождение – из крестьян. Беспартийный. В 1924–1927 работал литейщиком Чугунолитейного завода в Клину. Был командирован на учебу на живописное отделение рабфака искусств в Москве. После его окончания в 1930 г. поступил в ГИК. В 1935 окончил операторский факультет ВГИКа (совмещал учебу с работой на киностудии «Межрабпомфильм»). В 1936 был призван на один год на службу в рядах РККА. В 1937–1941 – второй оператор киностудии
«Союздетфильм»[1]. С 1941 – на Центральной студии кинохроники.
С марта 1942 – ассистент оператора в киногруппе Карельского фронта. С ходу его съемки, особенно отношение к работе, получили одобрительную оценку:
«Всесторонне развит. Много читает. Дисциплинирован в работе. Вынослив.
Не считаясь с тяжелыми условиями, неоднократно, из-за отсутствия транспорта, с аппаратурой ходил пешком по 30-40 км, выполнял ряд данных ему съемочных заданий.
Смел. Бывал в боях. За последние месяцы начал снимать самостоятельно, спаренно с асс. оператора Бровиным.
Первые сюжеты слабого качества, но подает большие надежды на будущее.
Вполне отвечает требованиям фронтового оператора.
Начальник киногруппы Карельского фронта Ешурин Вл.
17 сентября 1942 г.».
(РГАЛИ. Ф. 2944. Оп. 28. Д. 394. Л. 48.)
Ешурин – едва ли не самый строгий и жесткий из всех начальников киногрупп, снимавших на фронтах Великой Отечественной. Их пути с начинающим оператором Грачевым еще раз пересекутся год спустя на Юго-Западном фронте. И опять начальник похвалит фантастическую выносливость Грачева. Но и не только ее:
«Тов. Грачев неуклонно растет в овладении операторским искусством. За год совместной работы он не только стал лучше разрешать творческие вопросы, но и овладел боевой работой кинохроникера, получил военную выучку, стал дисциплинированным, смелым, приспособленным к самым тяжелым условиям фронтовой работы. Я не помню отказа, или нежелания со стороны тов. Грачева выполнить самое тяжелое, самое сложное задание. Несмотря на ассистентское звание Грачева, я в самое тяжелое время могу надеяться на него больше, чем на любого оператора группы.
Во время наступательных операций Красной Армии Юго-Западного фронта тов. Грачев снимал в районе Чертково и в самый разгар события заболел. С высокой температурой, передвигаясь пешком, т.к. в то время у него автомашины не было, он продолжал работу, пока не выполнил полностью задание.
В марте месяце он попал в окружение вражеских войск. Не бросив аппарат и пленку, с растертыми в кровь ногами, он пять суток выбирался из окружения и, придя в штаб армии, нашел там новое телеграфное задание. Для выполнения нового задания он вновь двинулся на передний край и, выполнив его, вернулся на базу с совершенно растертыми ногами.
Тов. Грачев окончил ГИК, своей практической работой вполне заслужил звание оператора. Прошу Комитет кинематографии присвоить тов. Грачеву звание оператора 3-й категории.
Нач. киногруппы ЮЗФ Ешурин Вл.
26 апреля 1943 г.».
(РГАЛИ. Ф. 2944. Оп. 28. Д. 394. Л. 43.)
Будучи возведенным в операторы 3-й категории, Грачев прошел хорошую фронтовую школу в боях на Донбасском фронте в 1942 г., позднее снимал все этапы освобождения Украины. На его счету блестяще снятые в 1943 г. сюжеты «Горловка», «Войска Юго-Западного фронта подошли к Днепру», «Освобождение Запорожья», «Постройка моста в Днепропетровске», «Лозовая», «Изюмский плацдарм», «Синельниково», «Разгром 6-й немецкой армии», «Освобождение Одессы».
Позднее снимал бои в Молдавии, победоносное продвижение Красной Армии в Румынии и Венгрии.
«Является трудолюбивым и мужественным кинооператором, обладает моральной стойкостью и выдержкой для работы в сложной боевой обстановке», – опять отмечалось в его фронтовой характеристике уже победного 1945 г.
(РГАЛИ. Ф. 2487. Оп. 1. Д. 1002. Л. 136.)
И вот, наконец, еще одно свидетельство от человека, который, одно время возглавляя Отдел фронтовых киногрупп, пожалуй, как никто знал вверенные ему кадры:
«Оператор Грачев работает хорошо, смело, инициативно, – отмечалось в его фронтовой характеристике. – В Ясско-Кишиневской операции ему удалось дать сильнейшие за время войны кадры разгрома немецких войск. В съемках боев за освобождение Белграда Грачев проявил отвагу и мужество. Он участвовал в штурме города, в пятидневных уличных боях, дав подлинный боевой репортаж действия наших войск. С первых дней окружения Будапештской группировки немцев он находился в частях, штурмовавших Будапешт, снимая на переднем крае. Командование штурмовой бригады, где он проводил съемки, дает хорошую оценку его работы и поведению.
Работу Грачева характеризует дисциплинированность, честное выполнение возложенных на него заданий, честность и организованность.
Нач. киногруппы 3-го Украинского фронта (Кацман).
28 февраля 45 г.».
(РГАЛИ. Ф. 2487. Оп. 1. Д. 1002. Л. 6.)
Съемки Грачева широко использовались в киножурналах и фильмах «Битва за нашу Советскую Украину», «Победа на юге», «Будапешт».
После войны – оператор ЦСДФ.
Награжден орденом Красной Звезды (1944). У такого бесстрашного и неутомимого труженика кинолетописных дел орденский иконостас должен бы быть куда представительнее. Но, видно, Иван Дмитриевич от когорты заслуженных орденопросцев был слишком далек…
______________________________
1. С 15 ноября 1936 до 1941 — асс. оператора, 2-й оператор киностудии «Союздетфильм».
«Взятием Синельниково наши войска перерезали немцам последний железнодорожный путь в Крым...»
«СИНЕЛЬНИКОВО»
21 сентября 1943 г.
Юго-Западный фронт
Монтажный лист № 1272
Оператор: Кун
Синельниково – крупный жел. дор. узел.
Взятием Синельниково наши войска перерезали немцам последний железнодорожный путь в Крым. Съемки произведены немедленно после изгнания немцев из города. Город безлюден.
Немцы, отступая, увели с собой часть жителей, часть населения прячется по окрестностям (позднее Синельниково с вернувшимися жителями стали снимать операторы Ешурин, Грачев).
Сняты:
Разрушения, пожары в районе станции, взорванные станционные постройки. На железнодорожном пути лежат подорванные семафоры.
Пехотные части через Синельниково проходили ночью.
Утром снято движение артиллерии на запад от Синельниково к Днепру.
Снят кадр:
На первом плане сожженные и разрушенные немецкими варварами дома мирного населения. Дом Зинаиды Емельяновны Пащенко. Зинаида Емельяновна Пащенко хлопочет у уцелевшей печки, готовит пищу. Мимо руин проходит советская артиллерия.
Снято негативной пленки «Союз» 125 м.
21.09.43 г.
Кун.
Подлинник. Автограф.
«РАЗГРОМ 6-й НЕМЕЦКОЙ АРМИИ»
25 марта 1943 г.
3-й Украинский фронт
Монтажный лист № 399
Оператор: Грачев И.
Кор. № 3. (Всего 3 кор.)
Митинг и колонны пленных.
6-я немецкая армия называлась немцами «Армией мстителей». Частями Красной Армии эта армия была окружена и разгромлена. Большое количество солдат и офицеров взято в плен.
Снят митинг, проводимый уполномоченным Национального Комитета Свободной Германии.
Митинг открывает уполномоченный Национального комитета «Свободная Германия» лейт. Герберт Мюллер. На рукаве у него повязка трехцветная – флага Национального комитета.
Он рассказывает солдатам о существовании и деятельности Национального комитета «Свободная Германия» (немцы солдатам говорят, что никакого Национального комитета нет, что это большевистская выдумка).
Сняты группы слушающих солдат и панорамы общих планов.
Из пленных 1-м выступает из группы офицеров католический священник пехотной дивизии 258-й – полевая почта 36843 – Иосиф Ляуман (во время выступления он держит правую руку за бортом френча).
2-м выступает фельдфебель Людвиг Пуссигель (в зеленой короткой брезентовой куртке).
3-м выступает ефрейтор Генрих Вешеллек (в пестром коротком маскхалате).
Все они говорили о том, что войну Германия проиграла, что война для Германии бессмысленна.
Уполномоченным Нац. комитета «Свободная Германия» был поставлен ряд вопросов.
На вопрос: «Кто из пленных желает помогать и вести борьбу вместе с Нац. комитетом ”Свободная Германия“ против Гитлера и немецкой армии?», – весь митинг поднял руки.
Снята панорама общего плана голосующих.
Во время выступления пленных снята группа слушающих офицеров. 1-й справа стоит старый офицер 49 лет, зам. командира дивизии по тылу капитан Герхард Бленкембург. Он участник мировой войны 1914 года.
Кроме этого снят уполномоченный Нац. комитета Герберт [нрзб.], беседующий с офицерами и с ефрейтером Францем Гирером.
Снято по заданию нач. группы Гурова.
Оператор Грачев.
25/III–44 г.
30 метр. Один позитив считать за негатив.
Подлинник. Машинопись.
Строки, подчеркнутые линией, изъяты цензором.
«Шахтеры Донбасса идут в Красную Армию...»
«КРАМАТОРСК1. ГОРЛОВКА»
10 сентября 1943 г.
Юго-Западный фронт
Монтажный лист №№ 1183, 1218
Оператор: Грачев И.
Противник, отступая, заранее разрушает все и сжигает, а мирное население угоняет к себе в тыл.
Снято:
Части Красной Армии проходят через Краматорск на запад.
Мирное население, отбитое Кр. Армией, возвращается к разбитым и сожженным домам и квартирам.
Сожженный Краматорский соцгородок, жители возвращаются с повозками. Взорванный мост через реку и разрушенный завод им. Куйбышева. Вернувшиеся жители Краматорска по своей инициативе строят переправу через реку.
Через Краматорск ведут пленных немцев.
Общий план Горловки с терриконами. Шахтеры Донбасса идут в Красную Армию.
Разрушенный и сожженный Горловский коксохимический завод.
Пленки израсходовано – 225 метр.
И. Грачев.
Примечание: в район Донбасса перебросили с опозданием, когда уже войска ушли вперед.
Подлинник. Машинопись. Подпись – автограф. Без даты.
______________________
1. Город Краматорск первоначально был освобожден Красной Армией в феврале 1943 г. Но тогда удержать город не удалось, и наши войска оставили его. Окончательно Краматорск был освобожден в ходе штурма частями Красной армии 7 сентября 1943 г.
«ВОЙСКА ЮГО-ЗАПАДНОГО ФРОНТА ПОДОШЛИ К ДНЕПРУ»
23–24 сентября 1943 г.
Юго-Западный фронт
Монтажный лист № 1288
Оператор: Грачев И.
Части Н-ской дивизии, которой командует дающий указания гв. генерал–майор Колосков, первые подошли к Днепру. В материале снят гв. генерал-майор Колосков, непосредственно дающий указания сплошь орденоносной роте, наступающей с целью занять берег.
Снята рота с движения к Днепру. Рота дошла до берега и начинает окапываться.
Планы Днепра.
Дивизионная пушка прямой наводкой из кукурузы бьет через Днепр по берегу противника и быстро покидает огневую позицию.
Минометчики, пробираясь сквозь кустарники, прямой наводкой бьют по немцам, роющим окопы на противоположном берегу, и тоже покидают позиции.
Материал снят вместе с опер. Ешуриным.
Пленки израсходовано 170 метров. Пленка СЧС-1.
Ив. Грачев.
Подлинник. Автограф.
Фамилия генерала вычеркнута цензором.
«Первая киносъемка действий наших войск на Днепре»
«В РАЙОНЕ СРЕДНЕГО ТЕЧЕНИЯ ДНЕПРА»
Монтажный лист № 1416
Операторы: В. Ешурин, И. Грачев, В. Смородин, А. Уралов
Очищая левобережье Украины от немецких захватчиков, наступающие полки Красной Армии подходят к Днепру.
Вот он – Днепр, воспетый Гоголем и Шевченко, Днепр – свидетель великих битв запорожских казаков и борьбы украинского народа за свою волю.
Немцы хотели превратить Днепр в преграду для наших войск. Так приказал Гитлер.
Нет, Днепр – не преграда. Ничто не может задержать боевого порыва армии освободителей.
В предрассветном тумане в разных местах, там, где меньше всего ожидал враг, началась переправа через Днепр.
Части Красной Армии вступили на правый берег Днепра.
На этом участке фронта бои начались на правобережной Украине.
Подлинник. Автограф.
«Снималось под обстрелом, поэтому снято не так, как хотелось...»
«ОСВОБОЖДЕНИЕ ЗАПОРОЖЬЯ»
15 октября 1943 г.
Юго-Западный фронт
Монтажный лист
Оператор: Грачев И.
В материале снята тяжелая артиллерия, бьющая по укреплениям противника.
Пленные немцы.
Митинг в хуторе Терновка.
Артиллерию подтягивают на подступы к Запорожью.
Общий план горящего Запорожья (снято вечером).
Разрушения и горящие дома в Запорожье.
Здание немецкого банка в Запорожье.
Городская управа.
Здание комендатуры и биржи труда.
Подорванное отступающими немцами здание гестапо (перед зданием на площади разматывают связь и на тележке несколько жителей везут свой скарб).
Немецкое кладбище в городе.
Разрушенное и горящее здание городской мельницы (жители собирают горящее зерно).
Женщины и ст. лейтенант Троицкий задержали 2-х полицейских (на фоне здания комендатуры – бывшее здание Горсовета).
Разрушенный театр на Замковецкой.
Подошедшая артиллерия к новому Запорожью, здания которого горят.
Горящие здания нового города.
По городу проходят части, получившие звание Запорожских.
Сняты планы разрушенной плотины. (Снималось под обстрелом, поэтому снято не так, как хотелось.)
Планы мертвого и разрушенного завода «Запорожсталь» (планы короткие и недоконченные по причине поломки аппарата).
Пленки израсходовано 425 мет.
Оператор Ив. Грачев.
Подлинник. Автограф.
«Наши бойцы несут раненого товарища, второй идет сам...»
«В ВЕНЕ»
Монтажный лист № 511
14 апреля 1945 г.
3-й Украинский фронт
Оператор: Грачев И.
Пленка – «Суперпан» <…>
Оператором сняты:
Пехота, идущая по улицам Вены на передний край.
Горящие кварталы, автоматчики захватывают улицу. Автоматчики перебегают простреливаемую улицу. Наши танки мимо Парламента идут на передний край.
Танки, проходящие по улицам Вены.
Пехота, идущая вдоль дворцовой стены, на переднем плане орудие на прямой наводке.
Горящие дома. Горящий кафедральный собор Стефана, на собор смотрят жители Вены (подожжен немецкой артиллерией). Жители Вены убегают из горящих кварталов.
Мертвые улицы переднего края у канала. Минометы на площади ведут огонь. У канала, на переднем крае, наши бойцы несут раненого товарища, второй идет сам.
Жители Вены рано утром по своей инициативе очищают от мусора освобожденные улицы.
Горит здание драматического театра (подожжен немцами от обстрела).
Орудия на прямой наводке на перекрестках улиц.
Оператор Грачев.
Подлинник. Автограф.