Опубликовано в газете «Красная звезда» № 250 от 22 октября 1943 года. (Источник: 0gnev). Фото: "Киевская наступательная операция. Ноябрь 1943 года". Автор фото: Марк Трояновский. Фото из архива А. М. Трояновского.
В ближайшие дни на экраны выходит фильм потрясающей силы — «Битва за нашу Советскую Украину». Весь он — от первого до последнего кадра — является документом, беспощадно обличающим гитлеровскую Германию. Это эпическая поэма о беспримерных муках украинского народа в немецкой неволе, о его героической борьбе за освобождение, о его великих жертвах и победах. Это страстная летопись трагических событий Отечественной войны, занесенная на пленку горячими патриотами и людьми, тонко чувствующими искусство кино, мастерски им владеющими. До глубины сердца волнует этот фильм, прекрасная в своем суровом бесстрашии песня о боли и гневе народа. Лауреат Сталинской премии А. Довженко, режиссеры Ю. Солнцева и Я. Авдеенко создали произведение, которое с честью войдет в арсенал нашего идейного оружия.
С первых минут фильм целиком овладевает зрительным залом. Еще темен экран, но первые аккорды строгой и торжественной музыки как бы предупреждают о значительности событий, которые предстанут перед нами. По экрану пробегают языки пламени. На этом динамическом фоне возникают заглавие картины и посвящение: «Битва за нашу Советскую Украину в незабываемые грозные годы — тысяча девятьсот сорок первый, сорок второй и третий — Великой Отечественной войны. Историческая хроника бессмертной памяти славных воинов и братьев оружных украинского народа, что понесли великий труд боев и пролили свою кровь за его жизнь и свободу, и в знак славы воинов наших, несущих под знаменем Ленина — Сталина суровую месть немецким захватчикам».
Мы видим дым и прах наших родных городов и сёл, наш горящий хлеб, могилы и истерзанные фашистами тела наших людей среди мальв и подсолнухов солнечной Украины, распятые последним страданием руки замученных женщин, окоченелые трупы стариков, над чьими сединами надругалась гитлеровская солдатня, пробитые пулями виски, подогнутые смертной мукой босые ножки наших детей.
И вот маршируют, печатая шаг на параде, гитлеровские молодчики, образцово вышколенные мастера смерти, палачи нашего народа. С подлинным мастерством вмонтированы в фильм кадры трофейной кинохроники. Неудержимо нарастает кипящий гнев, когда мы видим эти чудовища веселыми, с наглыми, тупыми улыбками животного торжества уставившимися в об'ектив немецкого хроникера. И сильный текст полно выражает наши чувства:
«Вот они, гитлеровские мерзавцы, вот он, позор человечества! Смотрите, ненавидьте, презирайте проклятых убийц наших детей, растлителей наших сестер. Не забывайте и не прощайте ни одной материнской слезы. В огне Украина, в огне!».
* * *
Вся глубина неискупимых преступлений, содеянных немецкой армией на советской земле, еще разительнее раскрывается перед нами, когда мы возвращаемся мыслью к светлым победам свободного труда, которые прославили нашу родину в предвоенные годы. Поистине несказанно прекрасной была торжествующая, воссоединенная от Карпат до моря Украина и вся наша советская земля перед войной. «Никогда, — звучит с экрана, — сколько свет стоит, не была она такой богатой и пышной, такой невиданно прекрасной, как в то лето».
Медленно проплывают на экране холмы, здания, каштаны красавца Киева — матери городов русских. Днепр как бы замедляет свое течение у высокого берега, словно завороженный красотою любимого нашего города. Спокойные ясные воды, чарующая украинская песня, теряющаяся в кудрявых рощах, — всё дышит миром и гордой, в боях завоеванной свободой.
Гимном Украине несутся с экрана певучие стихи:
Благословенна ти в вiкax,
Як сонце наше благовiсне,
Як вiщий бiлокрилий птах,
Печаль i радiсть наша, пiснe,
Що мужнiсть будишь у серцях,
Коли над краем хмара висне!
Нависла туча над краем, придавила его. И песня борьбы и гнева зовет непокорившийся народ к мужеству, к мести, к победе над гитлеровскими варварами.
Одна за другой тяжело переворачиваются горькие страницы летописи народных бедствий и мук, принесенных гитлеровцами, страницы грозного счета истории фашистским палачам. Кровь, развалины, горе и боль, невозвратимые утраты взывают к мести.
Отвращение и ненависть вызывает идущий по украинской земле опоенный человеческой кровью боров — обер-бандит Геринг. Зритель содрогается, видя, как это чудовище, усмехаясь, входит в мирную мазанку украинского крестьянина, самодовольным и презрительным взглядом завоевателя оглядывая дом одного из тех, в ком он видит своих будущих рабов. Каждый чувствует, будто это над его отчим домом, над его жизнью, его очагом надругалась, опоганила их своим смрадным дыханием кровавая гадина.
Тяжелы, горьки были дороги отступления. Угоняли украинцы стада, ныне возвращенные в освобожденные от фашистов колхозы, взрывали созданные нами с такою любовью электростанции, заводы, мосты. Но самое дорогое уносили они с собою на восток — оружие и веру в победу.
Эта вера обращает сердца советского народа прежде всего к вдохновителю всех его побед — великому Сталину. Мысли советских людей с горячей надеждой устремлены к Москве. Там, в грозные для родины дни, бодрствует на великой своей вахте Маршал, Главнокомандующий Красной Армии, отец и учитель народа — Сталин. Единым боевым лагерем стала наша страна.
Мы видим на экране заводы и людей Урала. Академик Патон, удостоенный высокого звания Героя Социалистического Труда, и молодая работница-украинка видны на экране в напряженной работе. Страна объединилась в богатырском под'еме всех своих сил. Героический советский тыл дал оружие фронту, Красной Армии.
Крепла, закалялась, мужала и овладевала воинским искусством в жестоких боях Красная Армия. Неисчислимые резервы пополнили ее ряды. И вот наступает исторический перелом во фронтовой обстановке. Воины, возмужавшие в беспримерных боях, по приказу Маршала Советского Союза товарища Сталина, перемалывая немецкие дивизии на каждом рубеже, истощили наступательные силы германской армии, в долгожданный час перешли в наступление.
Большое достоинство фильма в том, что он ярко показывает труд войны и ее грозную действительность, суровую ее правду.
Освобождение родной земли и беспощадная месть фашистским палачам — вот что начертано на знаменах наступающей Красной Армии. На немцев шла окрепшая, грозная сила. Бесстрашно действовали в тылу у врага украинские партизаны. Росло их число, росла их воинская выучка. Крылатая слава партизанских командиров скликала под их знамена лучших сынов народа. Прогремели по всей земле имена Героя Советского Союза генерал-майора Ковпака и славных его сподвижников. Убедительно и правдиво рисует фильм боевую работу партизан.
Запоминается кадр, где, жадно разинув мертвую пасть, гниет под солнцем, взошедшим над борющейся Украиной, череп в немецкой каске. Поистине это тот самый немец, который вместо украинского пирога получил в глотку плотную начинку партизанской гранаты.
* * *
Немцы ожесточенно цеплялись за Украину — богатейшую житницу, за Донбасс — сердце нашей металлургии. Больше того: еще недавно они носились с безумной идеей наступления, которым должно было начаться «последнее сражение за победу Германии». Они собрали кулак из отборных дивизий и бросили их вперед. Они получили жесточайший отпор.
Еще не желая верить в провал своей новой авантюры, они устремились на Прохоровку. Крупнейшая в летописях войн танковая битва дала тот же результат: наступление немцев захлебнулось. А 4 августа части Красной Армии перешли в наступление. Железное полукольцо наступления сдавливало группу немецких войск в районе Харькова.
Наглядные схемы, приведенные в фильме, рисуют ход этих исторических сражений. Блестяще снятые эпизоды боев останутся в веках живой летописью, незабываемым памятником доблести и высокой воинской выучки советских офицеров и бойцов. Зритель воочию наблюдает огонь «Катюш», мудрую и страшную работу бога войны — артиллерии. Так мастерски поданы эти кадры боя, что зритель как бы сам поднимается в атаку в цепи советских автоматчиков, переносится в танк, идущий в атаку среди разрывов вражеских снарядов. Смелая и точная работа операторов, мастерство режиссуры заслуживают высшей похвалы. Хорошо читает дикторский текст Л.Хмара.
В фильме запечатлены трагические минуты прощания бойцов с любимцем армии майором Григорием Рудиком. Майор Рудик первым ворвался на окраину города и пал смертью героя.
И текст в фильме поднимается до высот подлинного героического эпоса: «Обнажите головы, современники эпохи. Разнесите по всему миру славу сына украинского народа. Пусть всё человечество знает, и пусть знают все, какие только будут жить в поколениях Рудики, как умирал их молодой прапрадед в 1943 году... Прощайте, воин. Примите нашу любовь, дружбу на вечные времена...».
И после этого достойным завершением звучит команда: «По противнику — огонь!».
Освобожден Харьков. Чувство ликования смешивается с жарким чувством ненависти к немецким разбойникам, расправившимся с городом. Ненависть и жажда мести заполняют душу при виде обугленных скелетов людей, сгоревших на больничных койках. Вот правда о немецких насилиях и зверствах, которую должен узнать мир.
Здесь применен новый для нашей хроники смелый и действенный прием — публицистическая форма живого рассказа с экрана. Обращаясь к зрителю, свидетельствуют о гитлеровских зверствах доктор разрушенного госпиталя Джинкиладзе; раненый, лежавший в этом госпитале; профессор Николаев, перенесший голод и тяготы немецкого ига; жительница Харькова Мария Пидченко.
Авторы фильма показывают зрителю новые страшные картины. Ров — огромная могила. С щемящей тревогой всматривается зритель в то, что открывается его глазам. И в ужасе готов он закрыть глаза: во рву — останки четырнадцати тысяч граждан Харькова, расстрелянных фашистскими палачами. Звучат вещие слова
«Смотрите, живые. Не отворачивайтесь от страшных наших ям. Нас нельзя уже ни забыть, ни замолчать. Нас много. Нас великое множество на Украине. Не забудьте нас. Отомстите Германии за наши муки».
Всё живое, что осталось в городе, как к весенним лучам солнца, потянулось навстречу освободителям. На площади митинг. На трибуне маршал Жуков, генерал армии Конев, секретарь ЦК партии большевиков Украины член военного Сонета фронта генерал-лейтенант Хрущев, правительство Советской Украины. Народ шумно приветствует их.
Харьков будет возвращен к жизни.
Победоносные советские войска идут вперед, освобождая Украину. Они вышли к Днепру. Наши части форсировали реку и расширяют плацдармы на правом берегу.
«Здравствуй, Днепр! Великая славянская река! Много слез и крови отнес ты в Черное море детей наших. Мутна твоя вода!.. Вперед, Украины сыны и братья-воины! Слава вам!».
Огни салютов Москвы приветствуют освободителей Украины. В их рядах сыны всей великой семьи советских народов: русские, украинцы, грузины, казахи, узбеки. Величественны кадры, завершающие фильм: мелькают города, реки, села Украины. Звучит текст:
«Мы существуем уже как победители в этой гигантской борьбе и такими останемся на нашей иссеченной ранами, но прекрасной Украине, в Киеве, Львове, Буковине, от Дона до Карпат».
В величаво спокойной позе мудрого раздумья поднимается изваянная скульптором фигура Сталина.
* * *
В фильме применены интересные и поучительные новинки.
Впервые методом синхронной записи изображения и звука переданы эпизоды боев. Зритель не только видит картины сражения, но и слышит подлинные выстрелы орудий, разрывы снарядов, команду подразделениям, ведущим огонь. Удалось операторам тем же способом зафиксировать на пленке бой на окраинах Харькова. Хороши кадры с записью звучной, задушевной украинской песни, которую поют бойцы в окопах.
Это бесценные документы Отечественной войны.
* * *
Глубокие идеи, заложенные в этом фильме, мужественная и суровая правда войны, ярко показанная в нем, мастерство автора текста и художественного руководителя А. Довженко, режиссеров Ю. Солнцевой и Я. Авдеенко и 24 операторов создали выдающееся произведение киноискусства.
Фильм рассказывает всему миру, какими жертвами, каким беспримерным мужеством и героизмом завоевывает советский народ победу над гитлеровскими полчищами, фильм зовет к беспощадной, неумолимой борьбе с лютым врагом мира и культуры, всего прогрессивного человечества — германским фашизмом.