Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 678 — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). Фото: "Американские военные корреспонденты. Встреча союзников. Германия, г. Торгау. 24-26 апреля 1945 года". Автор фото: Александр Устинов. Источник фото: МАММ / МДФ.
Бунимович Теодор Захарович (1908–2001).
Кинооператор. Еврей. Член ВКП(б) с 1943 г. Заслуженный деятель искусств РСФСР.
В 1930 году окончил Ленинградский фотокинотехникум в Ленинграде и начал работать на Ростовской студии кинохроники.
На фронт ушел от Центральной студии кинохроники. С октября 1941 года – во фронтовой киногруппе Западного фронта. С 1942 года – на Воронежском фронте. Затем на 1-м Украинском фронте, в авиационно-десантных частях. Снимал штурм Берлина. Большой и трудный путь прошел достойно.
Уже в 1942 (Воронежский фронт) заслужил от скупого на хорошие слова начальства более чем одобрительную характеристику. И было за что: за 6 месяцев отбабахал 20 сюжетов. Из них 6 в тылу и 14 – боевых. И практически все пошли в дело: 12 – в СКЖ, 2 – в фильм «День войны», 1 – в киносборник. 3 – в Кинолетопись. И только один-единственный – в Фильмотеку, где отснятый материал, скорее всего, тоже не залежался. Это был, кажется, абсолютный рекорд «безотходности» по части реализации отснятого материала.
Да и с качеством съемок все было на достойном уровне:
«Бунимович одаренный киножурналист, – подтверждала его служебная характеристика, – одинаково хорошо владеющий как творческой, так и технической стороной. Долгое время работал в группе Западного фронта, проявил значительную творческую инициативу и активность во время зимнего наступления Красной Армии. Ряд его кадров вошел в фильм "Разгром…"
За последнее время продуктивно работает в группе Воронежского фронта. Заснял ряд боевых сюжетов о боях в районе Воронежа. Лучшие из них: "На окраине Воронежа", "Переправа" (СКЖ № 68), "Меткий огонь" (СКЖ № 70).
Бунимович хорошо освоил различные хроникальные жанры: репортаж, очерковую съемку. Хорошо ориентируясь в обстановке фронта, оператор всегда умеет точно применить тот или иной метод. Дает очень незначительный брак; фотографическое качество – высокое».
Удостоен Сталинской премии за участие в создании фильма «Разгром немецких войск под Москвой». Другие фильмы: «Ратификация англо-советского союзного договора», «Освобождение Советской Белоруссии», «Парад Победы», «Крылья народа» и др. боевые съемки, вошедшие в выпуски кинохроники и киножурналы.
После войны, как и у многих коллег, судьба складывалась непросто – испытание «малокартиньем» обернулось скитанием по разным студиям. В 1945–1950 – на ЦСДФ, в 1950–1957 – оператор, режиссер на Иркутской ст. кинохроники, Сталинабадской к/ст, Свердловской к/ст. В 1957–1984 – оператор, режиссер к/ст «Союзмультфильм».
Награжден орденом Красной Звезды, медалями «За оборону Москвы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
«МЕТКИЙ ОГОНЬ»
14 апреля 1942 г.
Монтажный лист № 912
Операторы: Т. Бунимович, В. Смородин
Огневой взвод мл. лейт. Журавского В.М. в последний м-ц уже уничтожил 2 укрепленных узла сопротивления противника.
Свое орудие они называют не орудием, а системой. Расчет подбегает к орудию.
Командир орудия мл. сержант Назаров, наводчик мл. сержант Шаймухамедов открывают огонь по зданию школы, в которой укрепились немцы.
Командир гаубичного арт. полка майор Богатырев и комиссар полка бат. комис. Александров наблюдают за точностью огня. Разрывы точно накрывают цель – горит здание.
Съемки проходили в трех местах:
Сюжет снят по тому же принципу, как уже был сделан сюжет [нрзб.] и Смородиным, только здесь другая артиллерия и другие точки съемки Воронежа.
Орудие снимать было трудно, т.к. его нельзя было рассматривать.
14/IV-42. Бунимович.
Один план горящего здания находится в сюжете «Агитатор».
Подлинник. Автограф.
«План, когда один из чехов держит за волосы, бьет <...>, видимо, надо будет выкинуть, но нам бы хотелось, чтобы в Москве почувствовали гнев чехословацкого народа...»
«ПО ДОРОГЕ К ПРАГЕ. ПРАГА ОСВОБОЖДЕНА. ВОЗМЕЗДИЕ»
11 мая 1945 г.
1-й Украинский фронт
Монтажный лист № 811
Оператор: Бунимович
К материалу операторов: Гиндина, Лейбовича и [нрзб.].
Движение частей 5-й армии генерала Жадова.
Навстречу движущимся частям идут немцы, бросившие оружие и надевшие белые
повязки. Кр. снят генерал-майор Шёнфельдер. Панорама с лица на повязку и железный крест.
На территории Чехословакии Красную Армию восторженно встречает местное население. Проходы частей через мост недалеко от Праги.
Части Красной Армии вступают в Прагу.
Приветствующие и проход транспортера с флагом на фоне Кремля и Парламента. Памятник [святому] Вацлаву, пл. Вацлава (снято через фигуры). Народ, обступивший машины также на этой же площади. Несколько общ. пл. Праги. Проходы танков, мотопехоты, артиллерии.
Несколько пл. Проходы частей генерала Свободы.
Несколько пл. Проходы самостийной демонстрации местного населения.
Из гостинцы «Альпрон» выходит маршал Конев.
III. Возмездие.
Гестаповцы после капитуляции немецкой армии продолжали стрелять из окопов, они были пойманы чехословацкими партизанами. Их заставили мостить улицы, разбирать баррикады.
<…> аппарат следит за палачом из гестапо, от руки которого погибло много сотен чехов. Его фамилия Цастров. План, когда один из чехов держит за волосы, бьет <…>, видимо, надо будет выкинуть, но нам бы хотелось, чтобы в Москве почувствовали гнев чехословацкого народа. Все это проходило здесь самостийно, без нашего вмешательства.
Примечание: своевременно добраться до Праги было очень тяжело, сюда стремились операторы трех фронтов, не считая Кричевского и Доброницкого, и каждый, испытав много трудностей, думал, что его группа здесь единственная. Встретиться удалось не сразу. Поэтому, видимо, будет много однохарактерного материала.
Мой аппарат работает плохо. Возможны царапины, нагар на рамке появляется очень быстро. Я это знаю, но никак не могу от этого избавиться.
Снято Бунимовичем – 450 метров импортной пленки.
Гиндиным – Лейбовичем – 180 метров импортной пленки.
[нрзб.] – 210 метров импортной пленки.
Бунимович.
Подлинник. Автограф.
Строки, подчеркнутые линией, изъяты цензурой.
«гг. ШПРЕМБЕРГ[1] И ХОЙЕРСВЕРДА[2]»
1-й Украинский фронт
Монтажный лист № 578
Оператор: Бунимович
Снято 140 м («Союз») и 80 (импорт.)
Репортаж.
Проезды артиллерии в лесу (соединить с моим предыдущим материалом).
Проход автоматчиков, проходы немцев, возвращающихся к себе домой, доска указателей.
III. У гор. Хойерсверда.
Проходы немцев по дороге, дороги Германии заполнены немцами, возвращающимися к себе домой. Переход через канал.
Разведчики гвард. м-ра Неленкова (из армии Жадова въезжают в город (на фоне горящего здания).
Различные проходы на фоне этого же здания. Работают на расчистке города немцы. Один из уголков города (на пер. пл. детский велосипед).
Съемка совместно с опер. Гиндиным.
Бунимович.
Подлиник. Автограф. Без даты.
___________________________
1. Шпремберг-Торгауская операция (19–25 апреля 1945) – одна из последних операций советских войск на Европейском театре военных действий, часть Берлинской наступательной операции. В ее ходе части 1-го Украинского фронта встретились на Эльбе с войсками американских союзников.
Район Шпремберга был с трех сторон окружен советской артиллерийской группировкой, при этом был оставлен коридор для отхода противника на запад. 20 апреля в 10.30 утра с мощной артиллерийской подготовки начался штурм Шпремберга. В 11.00 в наступление перешли части 33-го гвардейского корпуса. К вечеру город был взят, что позволило основным силам 5-й гвардейской армии сосредоточиться на продвижении на запад.
2. Город Хойерсверда находится в регионе компактного проживания национального меньшинства в Германии – лужичан. Поэтому он носит и лужицкое название Войерецы. Расположен около 50 км северо-восточнее г. Дрездена.
После прорыва Красной Армии на реке Висле город Хойерсверда был объявлен крепостью. 19 апреля 1945 г. войска Красной Армии окружили город, и на следующий день город пал. Погибших в ожесточенных боях красноармейцев тогда хоронили прямо на месте их гибели.
«Изобретательные французы создали своеобразный поезд из трех велосипедов и коляски. Это позволяет не только передвигаться самим, но и пристроить багаж...»
«ПО ДОРОГЕ К ЭЛЬБЕ»
1-й Украинский фронт
Монтажный лист №№ 658–641
Оператор: Т. Бунимович
I.
Проходят офицеры и солдаты. В течение 5 лет, со времени Дюнкерка[2], были оторваны они от родины, от своей армии, своего народа.
На рукавах «цивильных» – белые повязки. Группа немцев читает первый приказ советского коменданта. Жители города с ручными повозками после несостоявшейся эвакуации возвращаются в свои дома.
Проконвоированные группы пленных фрицев – мимо очереди «цивильных», выстроившейся у нашей комендатуры.
Изобретательные французы создали своеобразный поезд из трех велосипедов и коляски. Это позволяет не только передвигаться самим, но и пристроить багаж.
Лояльно настроенные немцы убеждаются в благородстве советских воинов-победителей. Жертвам фашистских происков немедленно оказывается помощь.
Засняты: мать Фрида Шнейдес, которую агенты эсэсовцев запугали и заставили перерезать вены на руках себе, своим детям и детям из близлежащих семей. Только своевременная помощь советского медицинского персонала спасла детей от смерти.
Для пострадавших устроены постели на свежем воздухе. Помощь оказывают медицинские сестры: гв. старшина Медведская Екатерина Анатольевна (старшая) и гв. старш. сержант Воропаева Клавдия Романовна (помоложе). Заснято в селе Штальценхайн.
Крупно снята Фрида Шнейдес, сидящая на стуле.
II.
На Эльбе. Встреча с союзниками.
Река Эльба у города Торгау[4]. Вид с нашей, восточной, стороны через разрушенный мост. Здесь 25 апреля 1945 года встретились первые разведывательные группы советских и американских войск.
На мосту лежат трупы последних немцев, которые разделили советские и американские стороны.
Труп убитого фрица у берега Эльбы.
Первая встреча произошла на арке разрушенного моста (два плана засняты аппаратом [нрзб.] и находятся в его материале).
В 5 часов вечера на советском берегу встретились ком. 69-й дивизии 1-й американ. армии генерал-майор Рейнхардт и командир советской гвардейской дивизии гвардии генерал-майор Русаков (все сняты крупно).
Сняты моменты встречи и проходы.
Генерал Рейнхардт – с двумя звездами на шлеме. Вместе с ним – начальник его штаба и офицеры.
Вместе с американским командованием прибыли журналисты, репортеры, фотографы, писатели, художники. Художник Давид Увильвер (?) (Нью-Йорк) набрасывает эскиз портрета гвардии капитана Руднева.
Всего снято 390 метров.
Просьба: во время одной из съемок был поврежден аппарат. Есть опасение, что поврежден грейферный узел. Проверить это нельзя. Прошу срочно телеграфировать, какова устойчивость кадра на экране.
Съемки совместно с [нрзб.], Богоровым, Бровиным.
Подлинник. Автограф. Без даты.
______________________________
1. Этот лагерь для военнопленных был одним из наиболее крупных лагерей военнопленных в Германии во время Второй мировой войны. Построен в 1939 году. В нем содержались солдаты 33-х национальностей. Около 3000 военнопленных умерли главным образом от туберкулеза и сыпного тифа. 23 апреля 1945 года Красная Армия освободила лагерь. Сегодня существуют мемориал и музей.
2. Битва за Дюнкерк – сражение Второй мировой войны между войсками союзников и Германии, произошедшее 26 мая – 4 июня 1940 года во время Французской кампании вермахта.
3. Зенфтенберг (нем. Senftenberg) – город в Германии, районный центр, расположен в земле Бранденбург. Входит в состав района Верхний Шпревальд-Лужица.
4. Торга́у (нем. Torgau) – город в Германии, в округе Лейпциг, на реке Эльба. 25 апреля 1945 г. около Торгау встретились армии союзников.