Операторы и работники фронтовых киногрупп. Бунимович Теодор Захарович

Монтажные листы фронтовых операторов.

Операторы и работники фронтовых киногрупп. Бунимович Теодор Захарович

28.05.2021

В. И. Фомин

Валерий Иванович Фомин (род. 18 апреля 1940 года в Татарстане (ТАССР), д. Ново-Шешминск) — киновед и историк кино. Доктор искусствоведения. Действительный член киноакадемий «Золотой орел» и «Ника». Лауреат 18 премий профессиональных премий. Автор книг, выставок и документальных фильмов по истории отечественного кино. В настоящее время сотрудник Государственного центрального музея кино, готовит интернет-публикацию полной коллекции сохранившихся монтажных листов советских фронтовых операторов 1942-1945 гг.

Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 678 — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). Фото: "Американские военные корреспонденты. Встреча союзников. Германия, г. Торгау. 24-26 апреля 1945 года". Автор фото: Александр Устинов. Источник фото: МАММ / МДФ.

Бунимович Теодор Захарович (1908–2001). 

Кинооператор. Еврей. Член ВКП(б) с 1943 г. Заслуженный дея­тель искусств РСФСР.

В 1930 году окончил Ленинградский фотокинотехникум в Ле­нинграде и начал работать на Ростовской студии кинохроники.

На фронт ушел от Центральной студии кинохроники. С ок­тября 1941 года – во фронтовой киногруппе Западного фронта. С 1942 года – на Воронежском фронте. Затем на 1-м Украинском фронте, в авиационно-десантных частях. Снимал штурм Берли­на. Большой и трудный путь прошел достойно.

Уже в 1942 (Воронежский фронт) заслужил от скупого на хо­рошие слова начальства более чем одобрительную характеристику. И было за что: за 6 месяцев отбабахал 20 сюжетов. Из них 6 в тылу и 14 – боевых. И практически все пошли в дело: 12 – в СКЖ, 2 – в фильм «День войны», 1 – в киносборник. 3 – в Кинолетопись. И только один-единственный – в Фильмотеку, где отснятый материал, скорее всего, тоже не залежался. Это был, кажется, абсолютный рекорд «безотходности» по части реализа­ции отснятого материала.

Да и с качеством съемок все было на достойном уровне:

«Бунимович одаренный ки­ножурналист, – подтверждала его служебная характеристика, – одинаково хорошо вла­деющий как творческой, так и технической стороной. Долгое время работал в группе Западного фронта, проявил значительную творческую инициативу и активность во время зимнего наступления Красной Армии. Ряд его кадров вошел в фильм "Разгром…"

За последнее время продуктивно работает в группе Воронежского фронта. Заснял ряд боевых сюжетов о боях в районе Воронежа. Лучшие из них: "На окраине Воронежа", "Пе­реправа" (СКЖ № 68), "Меткий огонь" (СКЖ № 70).

Бунимович хорошо освоил различные хроникальные жанры: репортаж, очерковую съемку. Хорошо ориентируясь в обстановке фронта, оператор всегда умеет точно приме­нить тот или иной метод. Дает очень незначительный брак; фотографическое качество – высокое».

Удостоен Сталинской премии за участие в создании фильма «Разгром немецких войск под Москвой». Другие фильмы: «Ратификация англо-советского союзного догово­ра», «Освобождение Советской Белоруссии», «Парад Победы», «Крылья народа» и др. бо­евые съемки, вошедшие в выпуски кинохроники и киножурналы.

После войны, как и у многих коллег, судьба складывалась непросто – испытание «малокартиньем» обернулось скитанием по разным студиям. В 1945–1950 – на ЦСДФ, в 1950–1957 – оператор, режиссер на Иркутской ст. кинохроники, Сталинабадской к/ст, Свердловской к/ст. В 1957–1984 – оператор, режиссер к/ст «Союзмультфильм».

Награжден орденом Красной Звезды, медалями «За оборону Москвы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».


МОНТАЖНЫЕ ЛИСТЫ ФРОНТОВЫХ КИНООПЕРАТОРОВ

«МЕТКИЙ ОГОНЬ»

14 апреля 1942 г.

Монтажный лист № 912

Операторы: Т. Бунимович, В. Смородин  

Огневой взвод мл. лейт. Журавского В.М. в последний м-ц уже уничтожил 2 укреплен­ных узла сопротивления противника.

Свое орудие они называют не орудием, а системой. Расчет подбегает к орудию.

Командир орудия мл. сержант Назаров, наводчик мл. сержант Шаймухамедов открыва­ют огонь по зданию школы, в которой укрепились немцы.

Командир гаубичного арт. полка майор Богатырев и комиссар полка бат. комис. Алексан­дров наблюдают за точностью огня. Разрывы точно накрывают цель – горит здание.

Съемки проходили в трех местах:

  1. На огневой позиции.
  2. На НП полка.
  3. На северной окраине Воронежа.

Сюжет снят по тому же принципу, как уже был сделан сюжет [нрзб.] и Смородиным, только здесь другая артиллерия и другие точки съемки Воронежа.

Орудие снимать было трудно, т.к. его нельзя было рассматривать.

14/IV-42. Бунимович.

Один план горящего здания находится в сюжете «Агитатор».

Подлинник. Автограф.

«План, когда один из чехов держит за волосы, бьет <...>, видимо, надо будет выкинуть, но нам бы хотелось, чтобы в Москве почувство­вали гнев чехословацкого народа...»

«ПО ДОРОГЕ К ПРАГЕ. ПРАГА ОСВОБОЖДЕНА. ВОЗМЕЗДИЕ»

11 мая 1945 г.

1-й Украинский фронт

Монтажный лист № 811

Оператор: Бунимович

К материалу операторов: Гиндина, Лейбовича и [нрзб.].

  1. По дороге к Праге.

Движение частей 5-й армии генерала Жадова.

Навстречу движущимся частям идут немцы, бросившие оружие и надевшие белые

повязки. Кр. снят генерал-майор Шёнфельдер. Панорама с лица на повязку и железный крест.

На территории Чехословакии Красную Армию восторженно встречает местное население. Проходы частей через мост недалеко от Праги.

  1. Прага освобождена.

Части Красной Армии вступают в Прагу.

Приветствующие и проход транспортера с флагом на фоне Кремля и Парламента. Памятник [святому] Вацлаву, пл. Вацлава (снято через фигуры). Народ, обступивший маши­ны также на этой же площади. Несколько общ. пл. Праги. Проходы танков, мотопехоты, артиллерии.

Несколько пл. Проходы частей генерала Свободы.

Несколько пл. Проходы самостийной демонстрации местного населения.

Из гостинцы «Альпрон» выходит маршал Конев.

III. Возмездие.

Гестаповцы после капитуляции немецкой армии продолжали стрелять из окопов, они были пойманы чехословацкими партизанами. Их заставили мостить улицы, разбирать баррикады.

<…> аппарат следит за палачом из гестапо, от руки которого погибло много сотен че­хов. Его фамилия Цастров. План, когда один из чехов держит за волосы, бьет <…>, видимо, надо будет выкинуть, но нам бы хотелось, чтобы в Москве почувствовали гнев чехосло­вацкого народа. Все это проходило здесь самостийно, без нашего вмешательства.

Примечание: своевременно добраться до Праги было очень тяжело, сюда стремились операторы трех фронтов, не считая Кричевского и Доброницкого, и каждый, испытав мно­го трудностей, думал, что его группа здесь единственная. Встретиться удалось не сразу. Поэтому, видимо, будет много однохарактерного материала.

Мой аппарат работает плохо. Возможны царапины, нагар на рамке появляется очень быстро. Я это знаю, но никак не могу от этого избавиться.

Снято Бунимовичем – 450 метров импортной пленки.

ГиндинымЛейбовичем – 180 метров импортной пленки.

[нрзб.] – 210 метров импортной пленки.

Бунимович.

Подлинник. Автограф.

Строки, подчеркнутые линией, изъяты цензурой.

 «гг. ШПРЕМБЕРГ[1И ХОЙЕРСВЕРДА[2]»

1-й Украинский фронт

Монтажный лист № 578

Оператор: Бунимович

Снято 140 м («Союз») и 80 (импорт.)

Репортаж.

  1. У города Шпремберг.

Проезды артиллерии в лесу (соединить с моим предыдущим материалом).

  1. В гор. Шпремберг.

Проход автоматчиков, проходы немцев, возвращающихся к себе домой, доска указателей.

III. У гор. Хойерсверда.

Проходы немцев по дороге, дороги Германии заполнены немцами, возвращающимися к себе домой. Переход через канал.

  1. В гор. Хойерсверда (занятого 21/IV–45).

Разведчики гвард. м-ра Неленкова (из армии Жадова въезжают в город (на фоне го­рящего здания).

Различные проходы на фоне этого же здания. Работают на расчистке города немцы. Один из уголков города (на пер. пл. детский велосипед).

Съемка совместно с опер. Гиндиным.

Бунимович.

Подлиник. Автограф. Без даты.

___________________________
1. Шпремберг-Торгауская операция (19–25 апреля 1945) – одна из последних операций со­ветских войск на Европейском театре военных действий, часть Берлинской наступательной операции. В ее ходе части 1-го Украинского фронта встретились на Эльбе с войсками аме­риканских союзников.

Район Шпремберга был с трех сторон окружен советской артиллерийской группиров­кой, при этом был оставлен коридор для отхода противника на запад. 20 апреля в 10.30 утра с мощной артиллерийской подготовки начался штурм Шпремберга. В 11.00 в наступление перешли части 33-го гвардейского корпуса. К вечеру город был взят, что позволило основ­ным силам 5-й гвардейской армии сосредоточиться на продвижении на запад.

2. Город Хойерсверда находится в регионе компактного проживания национального меньшинства в Германии – лужичан. Поэтому он носит и лужицкое название Войерецы. Расположен около 50 км северо-восточнее г. Дрездена.

После прорыва Красной Армии на реке Висле город Хойерсверда был объявлен крепостью. 19 апреля 1945 г. войска Красной Армии окружили город, и на следующий день город пал. Погибших в ожесточенных боях красноармейцев тогда хоронили прямо на месте их гибели.

«Изобретательные французы создали своеобразный поезд из трех велосипедов и коляски. Это позволяет не только передвигаться са­мим, но и пристроить багаж...»

«ПО ДОРОГЕ К ЭЛЬБЕ»

1-й Украинский фронт

Монтажный лист №№ 658–641

Оператор: Т. Бунимович

I. 

  1. По дороге проходят освобожденные Красной Армией военнопленные французы. Из Мюльберга, где они находились в лагере[1], они направлялись в тыл советских войск. Они засняты при подходе к городу Хойерсверда.

Проходят офицеры и солдаты. В течение 5 лет, со времени Дюнкерка[2], были оторваны они от родины, от своей армии, своего народа.

  1. Ряд кадров в городе Зенфтенберг[3]. Это один из первых городов на пути к Эльбе, из которого нацистам не удалось угнать с собой все население. Город оживленный. У комендатуры – очереди «цивильных».

На рукавах «цивильных» – белые повязки. Группа немцев читает первый приказ со­ветского коменданта. Жители города с ручными повозками после несостоявшейся эвакуации возвращаются в свои дома.

Проконвоированные группы пленных фрицев – мимо очереди «цивильных», выстро­ившейся у нашей комендатуры.

  1. Группа русских, итальянцев, французов на улице города Эльстерверда. Это осво­божденные нашей армией пленники, идущие сейчас навстречу частям Красной Армии.

Изобретательные французы создали своеобразный поезд из трех велосипедов и коляски. Это позволяет не только передвигаться самим, но и пристроить багаж.

  1. Отступая, покидая города и деревни, пророчили «цивильным» немцам страшные муки от советских солдат. Многих «цивильных» фашисты вынудили к самоубийству, а в уже занятых советскими войсками местах подобную же работу проводила тайная нацистская агентура.

Лояльно настроенные немцы убеждаются в благородстве советских воинов-победителей. Жертвам фашистских происков немедленно оказывается помощь.

Засняты: мать Фрида Шнейдес, которую агенты эсэсовцев запугали и заставили перерезать вены на руках себе, своим детям и детям из близлежащих семей. Только своевременная помощь советского медицинского персонала спасла детей от смерти.

Для пострадавших устроены постели на свежем воздухе. Помощь оказывают медицинские сестры: гв. старшина Медведская Екатерина Анатольевна (старшая) и гв. старш. сер­жант Воропаева Клавдия Романовна (помоложе). Заснято в селе Штальценхайн.

Крупно снята Фрида Шнейдес, сидящая на стуле.

  1. Немцы на стенах всюду писали: «Победа или Сибирь». Пугая Сибирью, они хотели заставить солдат биться отчаяннее. Этот «лозунг» заснят на стене сарая, в котором немцы спрятали «фауст­патроны» для диверсионной работы после взятия города советскими войсками.

II.

На Эльбе. Встреча с союзниками.

Река Эльба у города Торгау[4]. Вид с нашей, восточной, стороны через разрушенный мост. Здесь 25 апреля 1945 года встретились первые разведывательные группы советских и американских войск.

На мосту лежат трупы последних немцев, которые разделили советские и американ­ские стороны.

Труп убитого фрица у берега Эльбы.

Первая встреча произошла на арке разрушенного моста (два плана засняты аппара­том [нрзб.] и находятся в его материале).

Союзники. Райнхард (второй слева) и Русаков. Германия, г. Торгау. 26 апреля 1945 года. Автор фото: А. Устинов. Источник: МАММ / МДФ.

В 5 часов вечера на советском берегу встретились ком. 69-й дивизии 1-й американ. армии генерал-майор Рейнхардт и командир советской гвардейской дивизии гвардии генерал-майор Русаков (все сняты крупно).

Сняты моменты встречи и проходы.

Генерал Рейнхардт – с двумя звездами на шлеме. Вместе с ним – начальник его штаба и офицеры.

Вместе с американским командованием прибыли журналисты, репортеры, фотогра­фы, писатели, художники. Художник Давид Увильвер (?) (Нью-Йорк) набрасывает эскиз портрета гвардии капитана Руднева.

Всего снято 390 метров.

Просьба: во время одной из съемок был поврежден аппарат. Есть опасение, что по­врежден грейферный узел. Проверить это нельзя. Прошу срочно телеграфировать, какова устойчивость кадра на экране.

Съемки совместно с [нрзб.], Богоровым, Бровиным.

Подлинник. Автограф. Без даты.
______________________________
1. Этот лагерь для военнопленных был одним из наиболее крупных лагерей военноплен­ных в Германии во время Второй мировой войны. Построен в 1939 году. В нем содержа­лись солдаты 33-х национальностей. Около 3000 военнопленных умерли главным образом от туберкулеза и сыпного тифа. 23 апреля 1945 года Красная Армия освободила лагерь. Сегодня существуют мемориал и музей.

2. Битва за Дюнкерк – сражение Второй мировой войны между войсками союзников и Гер­мании, произошедшее 26 мая – 4 июня 1940 года во время Французской кампании вермахта.

3. Зенфтенберг (нем. Senftenberg) – город в Германии, районный центр, расположен в земле Бранденбург. Входит в состав района Верхний Шпревальд-Лужица.

4. Торга́у (нем. Torgau) – город в Германии, в округе Лейпциг, на реке Эльба. 25 апреля 1945 г. около Торгау встретились армии союзников.


Материалы по теме