ПАМЯТЬ НАВСЕГДА

Журнал «Спутник кинозрителя» за май 1983 года.

ПАМЯТЬ НАВСЕГДА

08.05.2020

Опубликовано в журнале «Спутник кинозрителя» за май 1983 года.

Беседа с лауреатом Ленинской премии, лауреатом Государственной премии СССР Джеммой Сергеевной Фирсовой, сценаристом, режиссёром, актрисой.

Джемму Фирсову зрители знают как актрису, исполнившую роли в кинофильмах «Хождение по мукам», «Последняя остановка», «Алые паруса», «Война и мир», «Чёрное солнце», «Хроника ночи», «Это сладкое слово – свобода», «Белая птица с чёрной отметиной». Но всё же главным делом её жизни можно назвать её работу в документальном кино. Фирсова – автор многих документальных лент: «Поезд в революцию», «Стокгольм, который помнит Ленина» (обе совместно с В. Микошей), «Песни Франции», «Зима и весна сорок пятого», «Встреча с Джокондой», «Память навсегда», а также «Битва за Кавказ» из сериала «Великая Отечественная».

— Джемма Сергеевна, большинство сделанных Вами документальных лент – о Великой Отечественной войне. Почему для Вас именно эта тема стала ведущей?

— Все знают, что человеческий характер закладывается в раннем детстве, особенно если детство не совсем обычное, как у всего моего поколения… Судьба сложилась так, что мой отец, военный инженер, взял нас с матерью к себе на фронт. И всю войну я провела на колёсах. Это, пожалуй, стало решающим в моей биографии, определило все мои стремления и многие черты характера. И как ни парадоксально, я не могу утверждать, что война подавила меня, хотя приходилось видеть всякое… Однажды, когда мы ехали по вчерашнему полю боя, покрытому трупами, мама закрывала мне глаза, и всё же, запомнив такие трагические моменты, я вынесла и сохранила совсем другие впечатления. Например, сейчас мне кажется, что во время войны жили самые красивые, щедрые люди. Это объясняется тем, что детская психология обращена всё-таки не к трагедии и жестокости, а к доброму и светлому. Я часто думала, почему люди, побывавшие на фронте, иногда называют это время лучшими годами своей жизни. Видимо, потому, что там наиболее ярко и полно проявилась человеческая личность. Душевный подъём, которыми жили взрослые в стремлении выстоять и победить в эту страшную пору, видимо, передавался и нам, детям. Забыть это невозможно. Вот, наверное, что определило мой выбор темы в киноискусстве.

Многие мои сверстники, работающие в кинематографе, каждый по-своему, пытаются рассказать о том времени с экрана. Наверное, это потребность души у тех людей, в детской памяти которых сохранились неизгладимые впечатления о военной поре. Война и кино связаны в моём детстве таким же узлом. В 1946 году к нам в Калининград приехал Григорий Васильевич Александров снимать «Встречу на Эльбе». Мой отец был назначен военным консультантом. Это было моё первое близкое знакомство с кино. Спустя год с небольшим состоялась вторая и главная встреча: Михаил Ильич Ромм приехал с группой снимать картину «Секретная миссия», и мой отец  снова был назначен главным военным консультантом. Они много разговаривали, а я слушала…

— Каждое поколение художников кино по-своему видит и слышит военное время и его героев. Каковы по-Вашему, особенности развития этой неувядающей темы в советском кинематографе?

— Всё началось с хроники, потом появились документальные ленты, а позже – игровые картины. Документальный фильм, по-моему, со временем не стареет, а настаивается, как вино, в то время, как многие художественные ленты военных лет кажутся сегодня несовершенными. Естественно, есть и счастливые исключения. Например, «Два бойца» Леонида Лукова с Борисом Андреевым и Марком Бернесом. Для меня «Два бойца» – это не произведение искусства, а часть войны. Фильм об удивительном времени, о красивых людях, которые могли быть только тогда и только у нас. Нельзя не вспомнить многие художественные фильмы о войне, занявшие достойное место в истории советского киноискусства, такие как: «Она защищает Родину», «Секретарь парткома», «Радуга», «Молодая гвардия». Все эти фильмы тоже стали свидетельствами времени.

Спустя полтора десятилетия взгляд художников кино на войну изменился. Фильмы стали создаваться теми, кто сам был непосредственным участником событий. «Баллада о солдате» Григория Чухрая, «Летят журавли» Михаила Калатозова, «Судьба человека» Сергея Бондарчука, «Отец солдата» Резо Чхеидзе покорили не только советского, но и зарубежного зрителя.

Сегодня, в картинах на военную тему можно увидеть две основные тенденции: художники первой из них пытаются рассмотреть войну изнутри. Вот, к примеру, «Восхождение» Ларисы Шепитько, «Аты-баты, шли солдаты» Леонида Быкова, «Двадцать дней без войны» Алексея Германа, «Венок сонетов» Валерия Рубинчика, «Сашка» Александра Сурина, «Александр маленький» Владимира Фокина. Картина Ларисы Шепитько обращена к каждому человеческому сердцу. Она как бы предупреждает всех нас, ныне живущих: в тебе может быть скрыт и честный, бесстрашный Сотников, но может пробудиться и Рыбак. Будь требователен к себе, и как ты проживёшь жизнь, зависит прежде всего от тебя самого. Где эта грань между дозволенным и преступным в экстремальных обстоятельствах? Где начало подвига? Анатомия подвига – вот что исследует картина «Восхождение». А то, что сделал режиссёр и актёр Леонид Быков в главной роли фильма «Аты-баты…», по яркости и ёмкости образа не сделал, по-моему, никто со времён игры Марка Бернеса в «Двух бойцах».

Вторая тенденция нашла наиболее полное выражение в многосерийном фильме режиссёра Юрия Озерова «Освобождение», где рассматриваются крупные боевые операции, события воссоздаются в их историческом развитии, с документальной точностью.

— Как Вы относитесь к работам молодых кинематографистов, посвящённых военной теме?

— Можно твёрдо сказать, что молодые художники кино открыли для себя и для зрителя тему войны совсем по-новому. При этом они сумели сохранить точность, воссоздать приметы времени. Например, можно спорить с режиссёром Алексеем Германом о решении некоторых эпизодов его картины «Двадцать дней без войны», но когда смотришь её, веришь каждому кадру, так талантливо, точно созданы быт, характер, атмосфера этого времени. Даже ни у кого из очевидцев войны эта лента с точки зрения правды не вызывает протеста. А какой трепетный, поэтичный фильм «Венок сонетов» сняли белорусские кинематографисты. Лента верна «духу весны 45-го года» – ведь эта весна была совсем не похожа на все другие. Столь точное понимание войны у молодых кинематографистов обусловлено не только мерой их таланта, но ещё и глубиной постижения сегодняшней жизни и её проблем.

— И последний вопрос. Над чем Вы работаете сейчас?

— Много проработав над темой второй мировой и Великой Отечественной войн, я пришла к убеждению о необходимости сделать картину, о возможности возникновения новой войны. Именно поэтому вместе с журналистом-международником Генрихом Гурковым мы работаем над фильмом под условным названием «Свидетельство обвинения», который посвящён теме войны и мира, человека и оружия. Чтобы не случилось непоправимое, люди должны знать об убийственных для человечества последствиях ядерной катастрофы. Вот почему сегодня мы не имеем права забывать об уроках второй мировой войны, о её виновниках, её жертвах и её героях.