Опубликовано: "Цена кадра. Советская фронтовая кинохроника 1941 — 1945 гг. Документы и свидетельства" (Авторы-составители: В.П. Михайлов, В.И. Фомин; Министерство культуры Российской Федерации, НИИ Киноискусства; Изд.: — М; «Канон+», РООИ «Реабилитация»; 2010; с. 178). Фото: "В блокадном Ленинграде. Вывоз трупов с пустыря Волкова кладбища. Ленинград,1942 год". Автор фото: Б. Кудояров. Источник фото: МАММ / МДФ.
«Фронтовой кинорепортаж чрезвычайно бледен…»
Из письма Р. Г. Кацмана директору Ленинградской студии кинохроники Г. С. Халипову
1942 г. (зима)
<...>
А где передовики строительства оборонных рубежей, передовики лесозаготовок, домашние хозяйки и дети, отстаивающие город в командах МПВО от вражеских налетов? Где дружинники Клавдия Орлова? Где сам город — его улицы, площади?
Вот 7 февраля в «Правде» корреспондент Д. Руднев пишет:
«...В игольчатом инее гранит невских набережных. Строга облицовка набережных громад. Снегом запорошены баррикады на окраинах. Льдом обросли противотанковые надолбы. Город-герой держит руку на замке орудия, как пять месяцев назад».
Снимается ли это? Ведь этот точный план для съемок. Именно таким можно и нужно показать Ленинград сегодня.
<...> Я понимаю, мне известны трудности, которые сопровождают Вашу работу, работу Ваших операторов. Мы все гордимся героическим Ленинградом и в том числе нашими товарищами — ленинградскими хроникерами. Однако, хотелось бы, чтобы, испытывая такие трудности и лишения, давая героический отпор немецким оккупантам, Вы могли бы с гордостью заявить: «Вот какие замечательные журналы мы выпускаем в эти суровые дни. Вот какие замечательные сюжеты посылаем мы в Москву».
К сожалению, этого заявить Вы не можете, потому что журналы слабые.
РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 100. Л. 17.