«Фронтовой кинорепортаж чрезвычайно бледен…»

Из письма Р.Г. Кацмана директору Ленинградской студии кинохроники Г.С. Халипову. Зима 1942 г.

«Фронтовой кинорепортаж чрезвычайно бледен…»

08.02.2020

Опубликовано: "Цена кадраСоветская фронтовая кинохроника 1941 — 1945 гг. Документы и свидетельства" (Авторы-составители: В.П. Михайлов, В.И. Фомин; Министерство культуры Российской Федерации, НИИ Киноискусства; Изд.: — М; «Канон+», РООИ «Реабилитация»; 2010; с. 178). Фото: "В блокадном Ленинграде. Вывоз трупов с пустыря Волкова кладбища. Ленинград,1942 год". Автор фото: Б. Кудояров. Источник фото: МАММ / МДФ. 

«Фронтовой кинорепортаж чрезвычайно бледен…»

Из письма Р. Г. Кацмана директору Ленинградской студии кинохроники Г. С. Халипову

1942 г. (зима)

<...>

  1. Фронтовой кинорепортаж чрезвычайно бледен, выделяется только авиасъемка оператора Учителя. То, что Вами дано — очень однообразно. Увлеклись связистами. Один сюжет есть эффектный, но ведь этого недостаточно.
  2. Нет хороших съемок даже самого Ленинграда. Только № 49 сделан чрезвычайно сильно, интересно, в нем есть город.

А где передовики строительства оборонных рубежей, передовики лесозаготовок, домашние хозяйки и дети, отстаивающие город в командах МПВО от вражеских налетов? Где дружинники Клавдия Орлова? Где сам город — его улицы, площади?

Вот 7 февраля в «Правде» корреспондент Д. Руднев пишет:

«...В игольчатом инее гранит невских набережных. Строга облицовка набережных громад. Снегом запорошены баррикады на окраинах. Льдом обросли противотанковые надолбы. Город-герой держит руку на замке орудия, как пять месяцев назад».

Снимается ли это? Ведь этот точный план для съемок. Именно таким можно и нужно показать Ленинград сегодня.

  1. То, что снимается — не всегда на высоте. В съемках Учителя есть хорошие кадры, сделанные в воздухе. Но вот показан эпизод ухода в армию на фронт. На общем плане видны женщины, провожающие своих мужей, братьев, отцов. Кто-то (опять-таки на общем плане) несет ребенка... Это последнее прощание перед фронтом. Материал необычайной силы. Но оператор прошел мимо него, ограничился общими планами, не дал крупных планов, не передал переживаний. Просто непонятно, почему так снято?
  2. О дикторском тексте уже точно написано. Для того, чтобы было совсем понятно, скажу, одно: текст должен быть как в «Линии Маннергейма» — информационный, поясняющий. У Вас же диктор все время изрекает лозунги, все время кричит.

<...> Я понимаю, мне известны трудности, которые сопровождают Вашу работу, работу Ваших операторов. Мы все гордимся героическим Ленинградом и в том числе нашими товарищами — ленинградскими хроникерами. Однако, хотелось бы, чтобы, испытывая такие трудности и лишения, давая героический отпор немецким оккупантам, Вы могли бы с гордостью заявить: «Вот какие замечательные журналы мы выпускаем в эти суровые дни. Вот какие замечательные сюжеты посылаем мы в Москву».

К сожалению, этого заявить Вы не можете, потому что журналы слабые.

 

                                                                                           Кацман

РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 100. Л. 17.