Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 667-668 — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В. А. Ждановой).
Фото: "Стелющиеся сады в селе Тукса Олонецкого р-на. 1949 год". Автор: Я.Л. Берлинер (фотоматериалы хранятся в БУ "Национальный музей РК"). Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ (№ 18221758).
Берлинер Яков Леопольдович (1904–1985).
Оператор-документалист. Еврей. Беспартийный. Заслуженный работник культуры РСФСР.
Окончил ГИК в 1932 году. Работать в кино начал на студии «Белгоскино» в Ленинграде. Вместе с оператором Н.С. Наумовым-Страж снимал художественные фильмы «Мы из Кронштадта», «Ночь в сентябре», самостоятельно снял фильм «На путях».
Фронтовой оператор с октября 1941 г. от Центральной студии кинохроники. Снимал в составе киногруппы Черноморского флота.
«За полугодие, – отмечалось в его служебной характеристике 1942 г., – заснял 4 сюжета, из них 1 большой об Азовской флотилии, 2 сюжета приняты для фильмов "День войны" и "Черноморцы", 2 сюжета использованы в СКЖ.
Тов. Берлинер – квалифицированный оператор, дающий, как правило, фотографию высокого качества.
Оператор крайне медленно овладевает методами хроникальной съемки. Вместе с оператором Большаковым стремился работать в жанре художественного очерка. Их совместная съемка большого очерка "Морские охотники" имела ряд формальных достоинств, но вместе с тем была лишена подлинного боевого колорита.
Эти недостатки имеются и в последующих работах т. Берлинера. В съемке основных операций на Черноморском театре войны тов. Берлинер участия не принимал.
Лучший из его сюжетов, выдержанный в духе хроникальной репортерской съемки, "Возвращение крейсера "Ташкент" из Севастополя" (принят для фильма "Черноморцы").
За последнее время оператор переключился на съемку действий моряков Черноморского флота в горах Кавказа. Боевых кадров оператор еще не дал, хотя он и стремится к съемке боевых операций.
Несколько кадров из его сюжета "Борьба за перевал" включены в СКЖ.
Директор Центральной студии кинохроники Головня.
Редактор Попов».
(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 66. Л. 66.)
После съемок освобождения Крыма и Севастополя (июнь 1944) Берлинер стал снимать в Дунайской флотилии торпедных катеров; он снял следующие сюжеты: «г. Браилов и Черновицы» (фильм «Победа на Юге»), «Октябрь в Белграде», «От Сталинграда до Белграда» (фильм «Югославия»), «На подступах к Будапешту» и «Бой в Будапеште». Премированы «Действия Дунайской флотилии» и «Уличные бои в Будапеште».
Но даже на столь протяженном маршруте своей фронтовой биографии работа Берлинера по-настоящему высокой оценки так и не заслужила:
«Опытный кинооператор, применяет знания, полученные в области художественной кинематографии в хронике, тщательно обдумывая композицию, тональность, изобразительное решение кадра.
Однако обратной стороной этого метода работы является то, что т. Берлинер не сумел по-настоящему приспособиться к условиям работы в хронике. Это объяснялось, несомненно, не только профессиональным воспитанием, но и качествами характера и, в частности, недопониманием того, что назначение для работы военным корреспондентом хроники является делом большой политической важности, требующим от работника мобилизации всех его сил и способностей.
Тов. Берлинер занимает довольно своеобразную позицию, внутренне считая, что он не должен приспосабливаться к хронике, но хроника к нему. Не чувствуя призвания к черновой работе кинохроникера, а именно, к боевому кинорепортажу, т. Берлинер в начале войны пытался работать в очерковом жанре. В этом деле он показал себя, несомненно, способным работником, но работа над очерками не могла быть развита в той мере, какой этого хотел т. Берлинер, т.к. уступала по своему значению основной задаче – событийным съемкам.
Начиная с боев за Новороссийск Берлинер стремился овладеть репортажным методом съемки, но так до конца войны этого и не добился: не хватило выдержки, выносливости, способности делить с военными людьми все тяготы боевого пути. Из этого не следовало, что оператор не способен пойти на кратковременный риск и трудности. Он бывал и работал в боевой обстановке и под Новороссийском и под Керчью. Но это было не правилом, а исключением. Работа шла с перерывами. Были паузы. Результаты не всегда плодотворны. Лучшие съемки относятся к зиме 1944–1945 гг.: твердое руководство поставило оператора в правильное отношение к происходящим событиям».
(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 66. Л. 66.)
Награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны, восемью медалями.
«ПОДВОДНАЯ ЛОДКА Щ-214»
Кинооператоры: Я. Берлинер, Н. Большаков
Сюжет № 1
Сумерки. Гавань. У стенки силуэты военных кораблей.
У подводной лодки Щ-214 напряженная работа. Готовятся к выходу на боевую операцию.
Проносят ящики со снарядами, мешки с пресной водой. Продукты грузят с баркаса. С крана снимают торпеду.
В торпедном отсеке загружают торпеду (торпеду вталкивают старш. 2-й статьи Протоцкий и краснофлотцы тт. Хрекин и Кутковой).
Торпеду сопровождают надписью «Смерть немецким оккупантам».
Команда лодки проходит на корабль с личными вещами.
Командир т. Власов Владимир Яковлевич (награжден орденом Красного Знамени) отдает последние распоряжения.
От стенки отходят одна за другой три подводные лодки.
Три подводные лодки в походе в надводном положении.
Погружение.
Подъем перископа. Центральный пост. У перископа пом. командира подводной лодки Щ-214 старший лейтенант Луканидин. Рассвет. Пасмурно. Чистый горизонт. Медленная панорама. В кадре появляется силуэт вражеского транспорта. Резкое панорамирование (с точки зрения перископа). Прибор «ПУС» показывает сигнал «Товьсь».
У перископа командир лодки т. Власов. Командир отдает приказание «Залп».
Работа у приборов в отсеке.
В торпедном отсеке стрелка на приборе «ПУС» показывает «Залп».
Главстаршина т. Цирюта (награжден медалью «За отвагу») приводит в движение рычаг. Выпущена торпеда.
В центральном отсеке напряженно ждут результата. Слышен глухой взрыв. Краснофлотцы радостно друг друга обнимают.
Торпеда попала в цель.
Транспорт, объятый пламенем и клубами дыма, погружается в воду.
Затемнение. Бурун от перископа подводной лодки.
На горизонте вражеская шхуна.
У перископа командир лодки т. Власов.
Подводная лодка Щ-214 быстро всплывает, к орудиям бегут командиры.
Залпы из орудий по шхуне.
На горизонте взрыв и клубы дыма.
Лодка быстро погружается.
Подводная лодка Щ-214 возвращается из боевой операции в родную гавань.
Подходит к стенке.
В этот день Щ-214 потопила вражеские транспорт и шхуну.
За время Отечественной войны подводной лодкой Щ-214 под командованием т. Власова потоплены 3 вражеских корабля. Из них танкер водоизмещением в 10 тысяч тонн.
Особо отличившиеся члены экипажа награждены орденами Союза.
Кинооператоры: Берлинер Я.Л., Большаков Н.Ив.
Подлинник. Автограф. Без даты.
«Вражеский корабль взорван. Он погружается в воду...»
«МОРСКИЕ ИСТРЕБИТЕЛИ»
Оператор: Берлинер
Монтажный лист № 1076
Выстрел ракеты.
Бегут краснофлотцы по трапу, по молу к торпедным катерам.
Торпедные катера отходят от причала.
В море, два катера уступом.
Один катер крупно на ходу.
Командир катера т. Хабаров всматривается в горизонт.
Замечен вражеский корабль.
Командира заливает волной.
Тов. Хабаров откидывает козырек и наводит прицел. Катер под командой т. Левищева прикрывает дымовой завесой.
Катер мчится на цель сквозь дымовую завесу.
Залп.
Из желоба вылетает боевая торпеда.
След торпеды.
Точное попадание в цель.
Вражеский корабль взорван. Он погружается в воду.
Катер Хабарова отходит от вражеского охранения, прикрываясь дымовой завесой.
Торпедные катера возвращаются в базу.
На причале духовой оркестр.
Из рубки катеров выходят лучшие командиры-катерники: т. Местников, Степаненко, Лубанец, Левищев, Першин.
Командир бригады т. Проценко поздравляет т. Хабарова с победой.
Девушка-краснофлотец подносит Хабарову цветы.
На катер Хабарова краснофлотец наносит четвертую звезду.
Это четвертая победа катера и его отважной команды.
Показан личный состав катера.
Крупно – панорама:
Командир катера ст. лейтенант Хабаров, боцман Козловский (старшина 2-й ст.), моторист Лемешев (главстаршина), моторист Колобухов (старшина 2-й ст.), моторист Баранов (старшина 2-й ст.), радист Екимов (старший краснофлотец).
Подлинник. Машинопись. Автограф. Без даты.
Монтажный лист сохранился не полностью.
«Немцы, уходя, подожгли Дворец пионеров...»
«АРТЕК»
Операторы: Берлинер, Пойченко
Колонна бойцов гвардейского полка входит в Артек. Снято с разных точек. Горит дом.
Немцы, уходя, подожгли Дворец пионеров «Казино» – лучшее здание Всесоюзного пионерского лагеря.
В кадре на фоне горящего дворца группа бойцов во главе с гвардии лейтенантом т. Жахаловым.
Привал бойцов на костровой площадке Артека (у трибун). Группы отдыхающих бойцов. Посередине площадки расположилась походная кухня.
У костра.
Жахалов В.И. в 1938 г., как пионер и отличник учебы, отдыхал в Артеке. Ныне он освободитель Крыма, гвардии лейтенант гвардейского полка. Тов. Жахалов рассказывает своим бойцам о прошлом цветущем Артеке, превращенном немцами в развалины.
Крупные планы слушающих бойцов. Бойцы встают. Поднимается красный флаг над Артеком.
Командиры и бойцы салютуют.
Кинооператоры Берлинер, Пойченко.
Подлинник. Машинопись.