04.12.2019

Валерий Иванович Фомин (род. 18 апреля 1940 года в Москве) — киновед и историк кино. Доктор искусствоведения. Действительный член киноакадемии «Ника». Лауреат премий Союза кинематографистов и Гильдии киноведов и кинокритиков. Автор книг по истории кино.

Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 667-668 — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В. А. Ждановой).

Фото: "Стелющиеся сады в селе Тукса Олонецкого р-на. 1949 год". Автор: Я.Л. Берлинер (фотоматериалы хранятся в БУ "Национальный музей РК"). Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ (№ 18221758).

Берлинер Яков Леопольдович (1904–1985).

Оператор-документалист. Еврей. Беспартийный. Заслужен­ный работник культуры РСФСР.

Окончил ГИК в 1932 году. Работать в кино начал на студии «Бел­госкино» в Ленинграде. Вместе с оператором Н.С. Наумовым-Страж снимал художественные фильмы «Мы из Кронштадта», «Ночь в сентябре», самостоятельно снял фильм «На путях».

Фронтовой оператор с октября 1941 г. от Центральной сту­дии кинохроники. Снимал в составе киногруппы Черноморского флота.

«За полугодие, – отмечалось в его служебной характеристике 1942 г., – заснял 4 сюжета, из них 1 большой об Азовской флотилии, 2 сюжета приняты для фильмов "День войны" и "Черноморцы", 2 сюжета использованы в СКЖ.

Тов. Берлинер – квалифицированный оператор, дающий, как правило, фотографию высокого качества.

Оператор крайне медленно овладевает методами хроникальной съемки. Вместе с оператором Большаковым стремился работать в жанре художественного очерка. Их совместная съемка большого очерка "Морские охотники" имела ряд формальных достоинств, но вместе с тем была лишена подлинного боевого колорита.

Эти недостатки имеются и в последующих работах т. Берлинера. В съемке основных операций на Черноморском театре войны тов. Берлинер участия не принимал.

Лучший из его сюжетов, выдержанный в духе хроникальной репортерской съемки, "Возвращение крейсера "Ташкент" из Севастополя" (принят для фильма "Черноморцы").

За последнее время оператор переключился на съемку действий моряков Черноморского флота в горах Кавказа. Боевых кадров оператор еще не дал, хотя он и стремится к съемке боевых операций.

Несколько кадров из его сюжета "Борьба за перевал" включены в СКЖ.

Директор Центральной студии кинохроники Головня.

Редактор Попов».

(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 66. Л. 66.)

После съемок освобождения Крыма и Севастополя (июнь 1944) Берлинер стал снимать в Дунайской флотилии торпедных катеров; он снял следующие сюжеты: «г. Браилов и Чер­новицы» (фильм «Победа на Юге»), «Октябрь в Белграде», «От Сталинграда до Белграда» (фильм «Югославия»), «На подступах к Будапешту» и «Бой в Будапеште». Премированы «Действия Дунайской флотилии» и «Уличные бои в Будапеште».

Но даже на столь протяженном маршруте своей фронтовой биографии работа Берлине­ра по-настоящему высокой оценки так и не заслужила:

«Опытный кинооператор, применяет знания, полученные в области художественной кинематографии в хронике, тщательно обду­мывая композицию, тональность, изобразительное решение кадра.

Однако обратной стороной этого метода работы является то, что т. Берлинер не су­мел по-настоящему приспособиться к условиям работы в хронике. Это объяснялось, несомненно, не только профессиональным воспитанием, но и качествами характера и, в частности, недопониманием того, что назначение для работы военным корреспондентом хроники является делом большой политической важности, требующим от работника мо­билизации всех его сил и способностей.

Тов. Берлинер занимает довольно своеобразную позицию, внутренне считая, что он не должен приспосабливаться к хронике, но хроника к нему. Не чувствуя призвания к черно­вой работе кинохроникера, а именно, к боевому кинорепортажу, т. Берлинер в начале войны пытался работать в очерковом жанре. В этом деле он показал себя, несомненно, способным работником, но работа над очерками не могла быть развита в той мере, какой этого хотел т. Берлинер, т.к. уступала по своему значению основной задаче – событийным съемкам.

Начиная с боев за Новороссийск Берлинер стремился овладеть репортажным методом съемки, но так до конца войны этого и не добился: не хватило выдержки, выносливости, способности делить с военными людьми все тяготы боевого пути. Из этого не следовало, что оператор не способен пойти на кратковременный риск и трудности. Он бывал и рабо­тал в боевой обстановке и под Новороссийском и под Керчью. Но это было не правилом, а исключением. Работа шла с перерывами. Были паузы. Результаты не всегда плодот­ворны. Лучшие съемки относятся к зиме 1944–1945 гг.: твердое руководство поставило оператора в правильное отношение к происходящим событиям».

(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 66. Л. 66.)

Награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны, восемью медалями.


Материалы по теме