Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 689-690). Фото: " У танкистов. На фото кинооператоры: Рафаил Гиков (второй слева) и Илья Гутман (второй справа). 1942 год. Фото из личного архива А.Е. Рацимора.
Гиков Рафаил Борисович (1905–1946).
Кинооператор, режиссер. Родился в Харькове. Еврей. В 1929 окончил ГТК и начал работать оператором хроники. С 1933 – режиссер документального кино. В 1932–1941 – доцент кафедры операторского мастерства в ГИКе / ВГИКе.
С декабря 1941 года – фронтовой оператор. В 1942 – начальник киногруппы Брянского фронта, затем 2-го Прибалтийского и Забайкальского фронтов.
Не только начальники киногрупп писали характеристики на своих подчиненных. Их работу тоже «рецензировали».
Гиков этой участи не избежал:
«Тов. Гиков Рафаил Борисович работает начальником киногруппы Брянского фронта с 1942 года. За время работы показал себя хорошим организатором, сколотил крепкую группу, от сюжета к сюжету повышающую качество своей работы.
Группа Брянского фронта дала ряд ярких сюжетов и подборок в журналах, а также замечательный материал, заснятый в партизанском отряде и вошедший, кроме журналов, и в фильм "День войны".
Тов. Гиков помогает росту молодых кадров.
Направленные к нему недавние вгиковцы – тт. Монгловский и Гутман – при помощи начальника и всего состава группы проявили серьезные творческие успехи.
Тов. Гиков хорошо справляется с возложенными на него задачами.
Нач. Главкинохроники (Васильченко)».(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 66. Л. 53.)
Оценка операторской работы самого начальника киногруппы также была высокой:
«За 6 месяцев 12 сюжетов (2 боевых): 5 – в фильм "День войны", 3 – СКЖ, 1 – Летопись, 3 – Фильмотеку.
Работает вполне самостоятельно, начиная от выбора темы как объекта и кончая монтажной и литературной отделкой сюжета или фильма.
Сильнее всего работает в жанре художественно-документального очерка.
Умеет тактично организовать материал для документальных съемок. Тонко, без всякой навязчивости подходит к съемкам человека.
Такой профиль делает его ценным участником и руководителем операторского коллектива. Сюжеты, которые он снимает совместно с другим оператором, обычно являются результатом тесного творческого содружества.
Наиболее его интересные сюжеты, снятые на Брянском фронте из фронтовой тематики: яркий кинопортрет "Семья Горшковых" (СКЖ). Связь нашей армии с населением была умело раскрыта в сюжете "Помощь колхозникам". Сюжет "В прифронтовом городе" живо показал советскую молодежь в сложной обстановке войны.
Боевой репортаж в съемках Гикова занимает относительно малое место. Ярких боевых сюжетов, снятых Гиковым, назвать нельзя. В тех случаях, когда оператор снимает действия войск, он организует материал умело, тактично, но редко дает документальные кадры, характеризующие боевую обстановку и результаты операций. Примером такой незавершенной съемки может быть сюжет "В казачьей дивизии им. Морозова" (СКЖ № 61). Малый процент боевых сюжетов и кадров лишь отчасти можно объяснить объективными условиями, сложившимися на Брянском фронте. Происходившие летом операции <…> были отражены в съемках явно недостаточно. Это ощутимый пробел…»(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 66. Л. 63.)
Съемки Гикова вошли в СКЖ, фильмы «На защиту родной Москвы», «Орловская битва», «Восьмой удар», «Битва за Прибалтику», «Подписание Декларации о поражении Германии», «Разгром Японии» (участвовал в группе французских операторов).
Судьба отпустила Рафаилу Борисовичу очень короткую жизнь. Он умер в 1946 году в возрасте 41 года…
«ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ЗИМЫ НА ФРОНТЕ»
19 октября 1942 г.
Операторы: Р. Гиков, И. Гутман
Сегодня наступил первый зимний день на фронте.
Прошло лето, кончилась осень. Но ни на один шаг не продвинулись гитлеровцы на рубежах, обороняемых Н-ской танковой частью.
В лагере танкистов.
Командир танковой роты ст. лейтенант т. Юнусов по первому снегу уходит в боевую разведку.
Р. Гиков.
Подлинник. Автограф.
СТАРАЯ РУССА – ХОЛМ[1]
[Не ранее 18 февраля 1944 г.]
К наступлению войск 2-го Прибалтийского фронта
Монтажный лист
И. Гутман, Я. Марченко, Ю. Монгловский, В. Масс, М. Сегаль
Придавая особое значение участку действий войск 2-го Прибалтийского фронта, угрожающих основным коммуникациям немцев на подступах к Прибалтике, противник оказывает упорное сопротивление нашим войскам.
Ведя непрерывные местные бои на флангах, прогрызая метр за метром вражескую оборону, наши войска, тесня противника, продвигаются вперед. Угрожая охватом немецкой группировке, находящейся в выступе Старая Русса – Холм, эти местные операции привели к начавшемуся отходу немцев по направлению Дно – Порхов и освобождению городов Старая Русса и Холм.
Операция только началась и окончательные ее результаты еще впереди. Таким образом, посылаемый материал является предварительным, с незаконченными результатами, и представляет собой отдельные эпизоды, снятые во время марша частей на исходные рубежи для атаки, во время боевых действий отдельных штурмовых подразделений и во время дальнейшего продвижения частей вперед.
В связи с необходимостью срочной отправки материала вынужден ограничить монтажный лист этими общими сведениями и кратким описанием снятого материала.
Операторами Я. Марченко и М. Сегалем снято:
Оператором И. Гутманом снято:
Операторами Ю. Монгловским и В. Массом снято:
Всего снято 700 метров.
Нач. киногруппы 2-го Прибалтийского фронта (Гиков).
Подлинник. Машинопись. Без даты.
______________________________
1. Бои за освобождение Старой Руссы шли уже в начале 1942 года. Немецкие войска не хотели отдавать город. Пригороды переходили из рук в руки – врагам, «нашим». И так продолжалось почти 2 года.
Тяжелой выдалась для наших войск зима 1944 года. Во многом оказалась виновата мягкая погода с частыми оттепелями. В это время болота Старой Руссы никак не желали замерзать и не давали советской артиллерии, танкам и машинам возможности продвинуться дальше. Но даже эти трудности не стали помехой нашим войскам при наступлении и желании любой ценой освободить древний город.
В эти месяцы в войне произошел перелом. Это поняли и фашисты. Чувствуя момент расплаты, гитлеровцы спешили увезти из Старой Руссы все ценное, а остальное разрушить. В эти дни была украдена знаменитая икона Старорусской Божьей Матери, церковная утварь. Даже трамваи были разобраны и вывезены оккупантами. Все, что было не вывезено – разрушалось незамедлительно.
В городе к 1944 году осталось не более 30 жителей. Они прятались от лютовавших фашистов и старались не покидать своих домов и подвалов. Из 3000 домов остались относительно целыми только 10. Все предприятия города были полностью разрушены. Больницы, клубы, библиотеки, магазины были сравнены с землей. Древнейший город Старая Русса за 1941–1945 годы, можно сказать, был уничтожен, как исторический памятник.
Когда советские войска, наконец, вошли в город, на каждом шагу они видели виселицы и пожары. Старая Русса была освобождена 18 февраля 1944 года частями 1-й ударной армии. Более 60 человек за бои под Старой Руссой получили звания Героя Советского Союза. Многие – посмертно.
«Бойцы, освободившие город, устанавливают портрет тов. Сталина на главной улице...»
«НОВОСОКОЛЬНИКИ»
Монтажный лист к материалу №№ 107–113
Операторы: Я. Марченко, М. Прудников, К. Широнин, И. Гутман, М. Сегаль, Ю. Монгловский, В. Масс
В материале операторов Я. Марченко и М. Сегаля снято:
Работа расчетов во время огневого налета.
Разрывы мин. Ротные минометы ведут огонь с бруствера окопа.
Командир орудия ст. сержант тов. Каиро подает команду. Наводчик сержант тов. Мяги.
Огневые позиции на улице города. Артиллерия и минометы ведут из города огонь по противнику, укрепившемуся на высотах западнее Новосокольников.
Огонь ведут артиллеристы расчета лейтенанта тов. Рыжова. (Крупный план: подает команду «огонь».)
Примечание: почти весь этот материал снят в подразделениях полковника тов. Аракушинского, части которого входят в состав Эстонского национального корпуса. Фамилия полковника Аракушинского упоминалась в приказе тов. Сталина.
Всего снято 330 метров.
В материале оператора М. Прудникова и К. Широнина снято:
Всего снято 680 метров.
В материале оператора И. Гутмана снято:
Всего снято 80 метров.
В материале операторов В. Масса и Ю. Монгловского снято:
Взорванные рельсы. Немецкие паровозы, брошенные при поспешном отступлении.
Планы города.
Концентрационный лагерь, взорванный немцами при отступлении.
Городская церковь, взорванная и оскверненная немцами.
Автоматчики – проходы по городу.
Лейтенант тов. Печатнов, первый со своими бойцами ворвавшийся в город, водружает красный флаг (лейтенант тов. Печатнов за храбрость и умение, проявленное во время боев за Новосокольники, награжден орденом Отечественной войны II степени).
Командир части полковник Костров поздравляет лейтенанта Печатнова с наградой.
Бойцы, освободившие город, устанавливают портрет тов. Сталина на главной улице.
Эта дивизия названа в приказе тов. Сталина.
Тов. Кроник снят на НП и на арт. позициях.
Всего снято 250 метров.
Материал в количестве 1340 метров выслан в 13 (тринадцати) коробках.
Начальник киногруппы 2-го Прибалтийского фронта (Р. Гиков).
Верно: подпись.
Заверенная копия. Машинопись.
«В ЭСТОНСКОМ КОРПУСЕ»
2 февраля 1944 г.
Монтажный лист №№ 121, 122, 123, 124
Оператор: Я. Марченко, М. Сегаль
Весь посылаемый материал снимался для фильма и представляет ряд эпизодов, предшествующих бою, который должен был быть снят по мере вовлечения частей Эстонского корпуса в широкие и большие боевые операции.
Основной акцент в силу этого сделан на съемках людей, эстонцев, готовых к бою за освобождение своей земли от немецких захватчиков.
В материале имеются следующие 8 эпизодов:
Строй представителей полков. Знаменосцы проходят с развернутыми знаменами вдоль строя. Вручение знамен командирам полков. Получают знамена.
Знаменосцы со знаменами расходятся по своим местам. Командир поздравляет части с вручением знамен. Марш с развернутыми знаменами.
Строй танкистов на фоне танков. Вручение знамени. Колонна танков с развернутым знаменем уходит на передовую.
Снято 180 метров.
Строй бойцов с оркестром и венками подходит к могиле, где похоронены бойцы и офицеры Эстонской части, павшие в боях. Возложение венка на могилу.
Герой Советского Союза майор Мери читает клятву, которую повторяют бойцы (см. приложение). После клятвы бойцы поют «Интернационал».
Снято 90 метров.
Проход расчетов. Привал. Чтение приказа о награждении бойцов. Отличившимся бойцам вручаются ордена.
Движение частей по дороге: пехотинцев, минометчиков, артиллеристов, автоматчиков, лыжников.
Всего по эпизоду (4 и 5) снято 210 метров.
В землянке за столом разбирают карты. В землянку входит офицер связи и докладывает о выполнении приказания.
Командир дивизии и начальник штаба сидят за столом. Выходят из землянки с группой офицеров, садятся в машину. Машины уходят в места расположения частей. НП дивизии. Группа офицеров на наблюдательном пункте.
Бойцы автоматчики, готовые к походу, ожидают приказа выступления. За столом капитан Миллярт[1] пишет письмо семье. Аккордеонист – сержант Савлаук – исполняет эстонскую песню о милой, которая ждет его возвращения.
Входит связной, передает приказ, и все уходят.
Всего в эпизоде (6, 7 и 8) снято 180 метров.
Вместе с материалом посылаю также ноты и слова эстонской песенки, которую поет в землянке сержант тов. Савлаук, и текст клятвы, данной бойцами на могиле героев.
Все это прошу передать тов. Копалину И.П.
Нач. киногруппы
2-го Прибалтийского фронта Р. Гиков.
Незаверенная копия. Машинопись.
__________________________
1. Возможно, Милляр.
«Четырнадцать ножевых ран на ее груди...»
«НАСТУПЛЕНИЕ ВОЙСК 2-го ПРИБАЛТИЙСКОГО ФРОНТА»
Июль 1944 г.
Киногруппа 2-го Прибалтийского фронта
Монтажный лист
Снимали операторы: А. Гафт, И. Гутман, В. Масс, М. Прудников, М. Сегаль, К. Широнин
Завершив освобождение от немецких захватчиков Калининской области, последних километров русской земли, войска 2-го Прибалтийского фронта, преодолевая сопротивление противника, вошли в Советскую Латвию.
Враг упорно защищал подступы к Латвии. Все было пущено в ход: и стальные колпаки, и танки, зарытые в землю в бетонированных убежищах, и специальные бронированные башни (сухопутные дредноуты). Все это оказалось напрасно.
Тщетны были попытки врага закрепиться на промежуточных рубежах, успеть создать новую мощную линию обороны, способную остановить или хотя бы замедлить темп наступления.
Все инженерные усилия врага не дали результатов. Стремительность продвижения наших частей оказалась выше расчетов противника.
Одна часть этих мощных сооружений не успела быть законченной и пущенной в ход, другая часть была обойдена нашими войсками.
Тесня противника, наши бойцы освобождали пункт за пунктом, высоту за высотой.
Потеряв защитные рубежи, противник пытался рядом контратак замедлить, остановить наше продвижение. Не одну контратаку выдержали гвардейцы-матросовцы[1] полковника Шеплюка.
Трудные минуты выпадали на их долю. И когда становилось тяжело, когда казалось, что вот-вот дрогнут, не выдержат бойцы, в боевых порядках, в огневых траншеях появилось овеянное славой боевых традиций полковое гвардейское знамя.
И снова, ломая сопротивление врага, шли вперед гвардейцы-матросовцы.
Шли части на запад. Артиллерия, танки, пехота.
Шли с боями, по лесам и болотам обходили укрепленные пункты, вступали на землю Советской Латвии.
Навстречу им выходили из лесов партизаны, герои трехлетней мужественной борьбы с врагом.
С возгласами: «Не стреляйте! Это свои, партизаны», – бросались они навстречу сторожевым охранениям частей, выходили на дороги, по которым шли на запад войска.
Выходили из лесов партизаны, спешили в родные места, в свои дома, к своим семьям.
Пришел домой командир отряда латышских партизан Александр Осипович Кравченко. После долгой, тяжелой разлуки обнял жену, детей – Сашу и Риму.
Но немногих ждало такое счастье. Еще одну чашу, полную чашу горя, прикоснувшись к которой навсегда сохранишь в сердце гнев справедливой ненависти, испили до дна эти мужественные люди.
Вернулся домой партизан Иоанн Шакурс. Не теплой лаской жены, не радостным возгласом привета – холодом смерти встретил партизана Шакурса родной дом.
В гробу жена партизана Мария. Четырнадцать ножевых ран на ее груди. Осиротели дети – Таисия, Валентина, Саша.
Марию Шакурс убили немцы – убили жестоко, обдуманно.
Они знали, что Шакурс здесь, рядом, что вот он вернется победителем в свой дом, и, бессильные справиться с ним, изловить его, отомстили ему этим горем.
Горят церковные свечи. В последний путь провожает народ жену партизана.
Порос бурьяном родной дом – пепелище партизана Флоринова.
Ничего. Никого. Нет семьи, нет родных и любимых. Где они? Живы ли? На какую невольничью каторгу гонит их немец?
И снова идет со своим отрядом партизан Флоринов. Идет мстить за свою семью, за свой дом, за горе и муки своего народа, своей страны.
Все дальше и дальше идут войска по дорогам Латвии. Выходят из лесов жители, встречают своих освободителей.
Продвигаясь вперед по Латвийской земле, войска фронта 27 июля овладели крупными городами и важнейшими стратегическими узлами шоссейных и железных дорог – Двинском и Резекне.
С этой победой перед войсками 2-го Прибалтийского фронта открылись пути в центральную Латвию, пути к Риге, к Балтике, к морским балтийским границам Советской страны.
Двинск. Резекне. Когда-то это были цветущие уютные города. Немцы превратили их в безлюдные пустыни руин.
Обычная картина разрушений, пожарищ, взорванных домов и мин.
В бою за освобождение Двинска смертью храбрых от пули немецкого автоматчика погиб генерал-майор товарищ Лагодюк Яков Осипович. Он похоронен в Двинске, в городе, за освобождение которого отдал он свою жизнь.
Проходят войска по улице Резекне. Они спешат вперед – к Риге, к Балтийскому морю. Близится час полного освобождения Советской Латвии.
Всего снято 4060 метров.
Начальник киногруппы 2-го Прибалтийского фронта режиссер Гиков.
Подлинник. Машинопись.
______________________________
1. 8 сентября 1943 года приказом народного комиссара обороны СССР И.В. Сталина имя А.М. Матросова было присвоено 254-му гвардейскому стрелковому полку, а сам он навечно зачислен в списки 1-й роты этой части. Это был первый приказ НКО СССР в годы Великой Отечественной войны о зачислении павшего Героя навечно в списки воинской части.