Опубликовано: Кинооператор Хнкоян в дни Великой Отечественной войны. Повесть /З.Л.Гинзбург (Изд.: –Минск: А.Н. Вараксин,2013. –24 с.). Фото из личного архива Аллы Георгиевны Мирзоян (дочки Г. Н. Хнкояна).
Посвящается Хнкояну Георгию Николаевичу, снявшему бесценные ленты «В Атлантике» (1954), «На побережье Канады» (1955),«На поиски рыбных богатств» (1956),«В Атлантике» (1954), «На побережье Канады» (1955), «На поиски рыбных богатств» (1956), «В тропиках Атлантики» (1961), «Они побеждают топи» (1962), «Наступление на океан» (1964) и др.
Первые дни войны застали кинокорреспондента Георгия Николаевича Хнкояна в Краснодаре. Он снимал сюжеты «Тыл помогает фронту» и томился.
Москва его не знала, он недавно окончил ГИК и был послан на Ростовскую кинохронику. На фронт посылали лучших операторов, наиболее опытных и зрелых. Надежд стать фронтовым корреспондентом почти не было.
И вдруг совершенно неожиданно Хнкояна вызывают в политуправление Штаба Кавфронта и предлагают ехать немедленно в качестве кинооператора вместе со штабом в Крым, снимать наступление.
Хнкоян соглашается с восторгом. 29 декабря 1941 года с нашим первым десантом высаживается с крейсера в Феодосии. Здесь Хнкоян впервые увидел войну.
Разрушенный город горел. Немец удрал, но на улицах остались его следы. Валялись рюкзаки, брошенное оружие, оставленная техника, лежали трупы немцев, первые увиденные трупы. Город был в дыму. Немцы стремительно уходили все дальше и дальше. Остановились в 14 км от города. Хнкоян снимал трупы, оставленную технику врага, казалось, вот это и есть война, вот это и надо снимать. Поехал в порт, туда прибывали наши подкрепления.
И сразу попал под жестокую бомбежку. Это была первая в жизни бомбежка. До отправки на фронт, вражеских самолетов над головой еще не видал. Стало страшно.
«Боже мой!» (Любимое выражение Жоры Хнкояна.) Растерялся, не знал, что снимать, бомбежку или выгрузку танков. На счастье, первые бомбы почему-то не разорвались. Капитан спокойно посоветовал снять и бомбежку и выгрузку. Спокойствие капитана подействовало. В Керчи впервые попал на передний край, увидел своими глазами результаты минометного огня. Раньше про минометы и не слыхал. Стало казаться, что надо снимать наших убитых и раненых, наши потери. Хнкоян сказал об этом политруку, а он спокойно ответил, что, по его мнению, надо снимать наступление.
«Но ведь его же нет!» – Корреспондент был потрясен тем, что увидел на переднем крае.
– Будет, – убежденно ответил политрук. Хнкоян стал напряженно думать. Снимать наступление еще нельзя, стало быть, нужно показать людей, которые к наступлению готовятся. Стал снимать бойцов в их быту. Снял читку газет в траншеях, снимал бойцов за обедом и т.д.
Важно было почувствовать их спокойствие, уверенность в будущей победе. Возникла новая идея. Хнкоян стал искать своего героя. Ему хотелось жить с ним, снимать, как он живет, как воюет, хотелось провожать его с аппаратом до самой смерти в бою; не знал войны и еще совсем не понимал, что же в ней надо показывать. Хотелось найти самое главное, самое опасное и самое нужное.
Романтика войны молодого хроникера была детской. Хнкоян обратился к командованию: «Где самое страшное место? Укажите, пожалуйста, самый простреливаемый немцами пункт».Оператору указали небольшую высотку, на которой находился наш орудийный расчет. На второй вопрос, о самом храбром бойце, Хнкояну указали командира орудия, стоявшего на этой же высоте.
Оператор был доволен. Оставалось совсем немного: познакомиться с героем и «зажить на высотке его жизнью». Будущий герой оказался украинцем, рослым, здоровым парнем, веселым и приветливым. Он радушно поздоровался с кинооператором. Узнав о цели его прихода, он познакомил корреспондента со своими товарищами: наводчиком и заряжающим. Специально для него выстрелили из орудия. Он отснял выстрел. Снял крупным планом, как стреляет герой.
– Ты побудь у нас, – предложил ему герой, – от 4-х до 6-ти немец начнет методичный (он с особым удовольствием произнес это слово) обстрел, тогда наглядишься. Оператор посмотрел на часы и стал волноваться. Боялся не только «методичного» (слово пугало) обстрела, но и того, что немец может убить его героя раньше, чем он успеет отснять материал, и сюжет, так великолепно им задуманный, – который, казалось, совсем по-новому подаст хронике войну, – этот сюжет пропадет, не станет героя.
Оператор был слишком юным. Он потерялся в первых впечатлениях войны, но он мужественно искал новых путей. Ровно в 4 часа немцы начали обстрел.
– Иди в землянку, – обратился к репортеру командир.
– А ты?
– Я останусь.
– На 4-ом фронте велась подготовка к большому наступлению. Такого количества техники оператор еще не видал. Атмосфера была напряженной, ждали освобождения Крыма. Наступление могло идти по двум направлениям: на Сиваш и на Перекоп. Основной удар должен был нанести Крейзер со стороны Сиваша, но командование старалось это скрыть. На Перекоп все двигалось днем, а на Сиваш шли ночью. У Крейзера должны были действовать танки, которые должен был снять Хнкоян. На Сиваше шло строительство, достраивали понтонный мост. Февраль, март. Грязь, погода отчаянная. Привозили доски, забивали сваи, их сносило водой. На строительство не пропускали без «пропуска». Пропуском служило бревно, которое нужно было тащить на себе. Строительство шло под непрерывным почти артобстрелом. О значении переправы можно было судить хотя бы по тому факту, что начальником переправы был генерал-майор. Оператор Сущинский, работавший теперь вместе с Хнкояном на Сиваше, снимал обстрел, бомбежку переправы, снимал «пропуск». Переправу только заканчивали, танки еще не были сняты. Шоферу кинооператорской машины не спалось, кусали блохи. Услыхал лязг, понял, что подошли танки. Разбудил Хнкояна. Оделся, пошли с Сущинским искать следы. Прошли километра два, стоят танки под чехлами. Кинооператору нередко приходится быть следопытом. Переправа была закончена. Последний сектор понтона был прикреплен к гати. Крым был соединен с Украиной. Пошли танки. Хнкоян сопровождал первый танк. Вода спала, и пришлось тащить танк на металлической лодке бурлачным манером. Танк вышел на берег. Бойцы ждали на берегу, устроили овацию первому танку на Крымской земле. Сняли чехол, а на танке надпись: «Даешь Крым!» Повезло оператору, только на одном танке и была такая надпись. Задание на Сиваше было выполнено.
Хнкояна посылали на Турецкий вал, на Перекопе готовились к крупным боям. У Турецкого вала его ждал оператор Каспий. Работу поделили. Каспий оставался внизу снимать артиллерию, Хнкоян уходил на вал, снимать общие планы, вспышку артиллерии и панораму через вал, когда пойдет в наступление пехота. На валу должен был встретиться с Каспием. Ждали наступления, по двести раз в день играли в дурака, варили кашу, писали письма и томились. Вечером 7-го апреля операторов вызвал к себе начальник политотдела корпуса и сказал, что завтра должно начаться наступление. Операция должна быть очень серьезной. По ширине Турецкого вала с двух сторон вода. Хнкоян у моря не жил, плавать не умел, его всегда пугала мысль, что в случае чего он просто потонет. Хнкоян почувствовал, что бледнеет. Вынул зеркальце, чтобы проверить, а зеркальце треснуло. Суеверный товарищ научил разным приметам, совсем стало нехорошо.
Каспий предлагает бросить жребий, кому на вал идти, кому внизу с артиллерией оставаться. Нет, вопрос давно был решен. Хнкоян никогда не был трусом, в войне выбирал самое важное, и чаще всего это было и самым опасным. Он пойдет на вал. Час ночи. Готовятся операторы к бою, проверяют аппараты. Шофер Федя готовит оладушки, старается перед боем повкусней накормить, готовит Хнкояну сигареты, длинные цибули, как любит оператор, любовно приклеивает их крахмалом, чтоб не расклеились под дождем. Шофер на войне – немножко жена.
Рюкзак, пленка уже готовы, идет последняя проверка аппаратов, и вдруг у Каспия он сломался. Федя собирался уже спать, увидел, чуть не заплакал. «Чем я могу помочь?» Увы, Федя умел чинить машину, но аппарат – машина другого класса точности.
«Боже мой, как мы мучились, до пяти часов утра не ложились».
Наконец, Каспий кое-как справился, но сердце уже было неспокойно. Легли вздремнуть и вскоре услышали гудок. Полковник прислал за оператором Хнкояном «виллис». Федя согрел чаю, сделал бутерброды. Хнкоян простился, как положено, расцеловался и уехал на войну. Сказал, что будет ждать Каспия на валу. Трудно описать вал, это был пещерный город; не траншеи, а комнаты были сделаны. Там люди жили и там умирали. Пройти по валу, не маскируясь, было немыслимо. Снайперы снимали тотчас же. Командование выделило в помощь оператору двух бойцов. Одного Хнкоян послал Каспию, а другого, «пожилого» (ему было около 40, а самому Хнкояну 25), оставил себе. Познакомились.
– Вы на меня не обижайтесь, пожалуйста, во время работы я буду злым, после перезарядки снятую катушку Вы обязаны сохранить до конца боя и не давать ее мне, если буду просить ее обратно. Если буду приказывать, тоже не давайте, даже под угрозой оружия. Если меня убьют, материал сдайте Наумову.
Причина такого наказа заключалась вот в чем. Оператор на войне, особенно если он снимает один на большом участке, входит в азарт, забывает о лимитах пленки, о всяких ограничениях. Материал сам в аппарат лезет. Если закончилась пленка, оператор может в пылу работы забыть, что катушка снята, и зарядить ее снова. Так и было на валу. Хнкоян крутил, крутил и вдруг, к концу артподготовки, обнаружил, что пленка кончилась. В кармане оставались только две заветных катушки, оставленные для наступления пехоты. Не может быть, оставалась бобышка с отметкой «недоснятая катушка». Потребовал ее у ординарца. Не дает. Приказал. Упорствует.
– Ты дашь или не дашь? – Не дам.
Отснятый материал лежал в углу. Хнкоян решился на хитрость, приказал ординарцу пойти на вал, посмотреть, что делается.
– Есть пойти на вал, – ответил боец и тут же взвалил мешок с материалом на плечо, сразу поняв несложную хитрость оператора. Спорить было бесполезно.
Впоследствии Хнкоян горячо благодарил исполнительного бойца. Катушка с отметкой была отснята целиком, часть материала была бы погублена.
Оператор искал точку, откуда были бы видны разрывы снарядов нашей артиллерии. Поднялся на бугор, на самую вершину. Чувствует, что кто-то тянет за ногу. В чем дело?
– Товарищ оператор, куда вы забрались? Давайте вниз. Вчера здесь снайпер двоих снял. Хнкоян уже крутил, видимость была великолепной. Блеснула остроумная мысль.
– Хотите, чтобы не снял, становитесь рядом!
Бойцы встали в ряд на вершине. Снайпер сразу замолчал. Хнкоян решил, что одной пулей снайперу всех не уложить, а оставшиеся сразу обнаружат, где сидит снайпер, и снимут его самого. Расчет оказался правильным. Материал блестящий. Хнкоян звонит в штаб корпуса артиллерии, чтоб узнать, как идут дела у Каспия. Отвечают – плохо, аппарат не работает. Значит, артиллерия не снята, значит, материал разрывов, только что снятый с опасностью для жизни, ни к чему, все было напрасно. Хнкоян просит передать Каспию со всеми словами, которые тут полагаются, чтобы снял хоть десять метров, чтобы руками, зубами крутил, но чтобы снял артиллерию, потому что у него, Хнкояна, здорово сняты результаты действия артиллерии. Каспий сделал невозможное. У него испортилась стопорная пружина, а он сделал деревянную ось и работал без стопорной пружинки: заведет, а потом руками останавливает. Материал все-таки снял.
После общей артподготовки пустили дымовые завесы, и наша пе-хота пошла в наступление. Хнкоян шел вместе с пехотой. Снаряды рвались близко, пехотинцы падали, оператор снимал. У него были уже сняты общие планы атаки, преодоление проволочных заграждений, теперь ему нужны были детали. Встречал третьи цепи, снимал крупные и средние планы. Пленка закончилась. Стемнело. Вернулся на вал, встретился с генералом Юхимчуком.
– Молодец, – похвалил генерал, – я в стереотрубу смотрел, как ты снимал. Правильно действовал, уроки мои даром не пропали.
Генерал Юхимчук любил кино и находил время давать консультации обоим операторам, пояснял, как должна вести себя пехота, говорил, что, по его мнению, нужно снимать в наступлении и какие неожиданности могут встать на пути оператора. Уроки пошли на пользу, легче было ориентироваться. В атаку Хнкоян не взял с собой своего ординарца; спутать две оставшиеся катушки он уже не боялся, гораз-до важнее было знать, что, в случае чего, отснятый ранее материал находится в надежном месте и будет доставлен по назначению.
Фронт был прорван.
Операторы начали подводить итоги снятого. Начиналась самая трудная работа для оператора. Что еще нужно, чтобы сводка Информбюро была по-настоящему отражена в журнале? Основное – прорыв Турецкого вала – отчасти есть. Сняли действия одного из нескольких участвовавших в деле корпусов. Молились Богу, чтобы снятый материал был в фокусе. Снята артподготовка, снята пехота, снято взятие Армянска, для чего пришлось из машины высадить полковника, иначе было не успеть.
О чем еще скажет Информбюро?
– Уничтожено столько-то огневых точек, взято в плен, осталось на поле боя столько-то убитых немцев.
«Самое страшное для нас, – говорит Хнкоян, – это необходимость отразить все. Перед оператором встает проблема: либо нужно оставаться, либо нужно идти вслед за Армией, вслед за наступлением, и этого хочется больше всего, снимать войну, а не ее бухгалтерию».
И все-таки сюжет журнала надо заканчивать. Операторы решают остаться, снять брошенную технику.
Информбюро сообщало, что взято в плен 20. 000 немцев, 13. 000 трупов осталось на поле боя. Цифры внушительные, и с цифрами всегда оператору трудно.
Войска Красной Армии подошли к Севастополю, Хнкоян возвращался к тем местам, где в 1941 году начинал воевать и оттуда тогда уходил с отступающими нашими частями. Нужно было снимать взятие Севастополя.Севастополь был концовкой какой-то большой проделанной работы, конечным пунктом, целью большого и трудного пути, проделанного военным кинокорреспондентом Георгием Хнкояном.
Было ясно, что здесь должен бросить немец всю свою технику, за море с собой не возьмешь. Помня горестные кадры снятого наступления, Хнкояну хотелось снять и «капут немцу». Тайком разузнали, в котором часу Крейзер должен войти.«У меня был зуб против немца. Я видел, как он заставил плакать наших в Керчи, и вода была розовой, хотелось мне теперь плавающего немца под Севастополем снять».
Оператор выбрал участок на Северной бухте, где должен был увидеть, как немцы поплывут. Смотрел в стереотрубу и аплодировал. Дивизия Юхимчука гнала немцев. Боясь окружения, немцы плыли и на бочках, и на бревнах.
«Боже мой, на чем только не тикали!»
А сверху косил пулемет. Вот это было место для съемки!
Генерал Юхимчук передал, что возьмет операторов с собой, и они войдут в город с первыми частями, входящими с Северной стороны.
Это было неожиданно для немцев. У Каспия есть снятый там кадр: железнодорожное полотно, валяется шинель, подальше рюкзак, а там сапоги, винтовка, а еще дальше валяется немец, бывший хозяин имущества. На бегу раздевался, но убежать не успел.
Хнкоян с Юхимчуком въезжал в город. Город еще не был взят. В центре Севастополя были немцы. Юхимчук поехал смотреть порядки, а Хнкоян остался один. Темнело, никого не видно. Очень неуютно. Подался в сторону Корабельной, и вдруг на перекрестке, где стояло несколько разбитых машин, неожиданно и счастливо встретил замечательного Федю, который въехал в город один, без разрешения, без пропуска. Соскучился без операторов и приехал. Федя как всегда был занят своим делом: раздевал подбитые машины и обновлял свою «Антилопу», которая неизвестно каким чудом выдержала всю Крымскую кампанию. Когда Хнкоян получил машину и увидел ее, он загрустил. Долгожданная машина могла только задержать, а никак не помочь кинооператору передвигаться быстрее по фронту. Федя пробовал утешить.
– Все от тебя зависит, Федя, – грустно сказал оператор.
Федя дал торжественную клятву:
– Весь Крым снимете.
Верный человек Федя выполнил свое обещание. Он никогда не упускал случая «запастись» нужными или могущими понадобиться частями, но обещание выполнил. Севастополь Хнкоян отснял, машина еще работала. Затем машина довезла операторов до Симферополя и дальше не пошла, ни метра.
Наутро въезжали в Севастополь. Город горел. Через горящие здания шли наши части. В Севастополе встречались три армии. Все бойцы, участвовавшие во взятии города, должны были пройти через Севастополь.
Операторы прибежали к панораме.
«Боже мой, флага еще нет!» Повезло. И сразу тут же увидели раненого бойца, который с трудом взбирался наверх, неся в руке Красный флаг. Вот он, долгожданный герой, вот он, тот кадр, в котором был уверен Хнкоян тогда, когда снимал отступление, уход наших частей из Крыма, когда спорил с особистом, обещая остаться в живых и снять возвращение.
Фронтовой кинооператор Георгий Хнкоян нашел свою тему, нашел своего героя. Темой было возвращение на отвоеванную у врага землю, темой была Победа, а героем стал боец, который к этой Победе пришел.