АНАТОЛИЙ КОЛОШИН

Представляет кинокритик Ольга Абольник.

АНАТОЛИЙ КОЛОШИН

13.03.2019

Ольга Абольник

Ольга Григорьевна Абольник (10 апреля 1906, Москва, Российская империя — 3 ноября 1996, Москва, Российская Федерация) — советский и российский кинокритик.

Опубликовано: сборник «Режиссёры советского документального кино» ВО «Союзинформкино» Госкино СССР, Москва, 1983 год (стр. 20-25). Материал к публикации подготовила И.Г. Никитина.

Анатолий Колошин может многое. И всё же главным в его творчестве стала международная тема. Сам Колошин определяет это так: «Я всё время делаю одну и ту же картину – «За мир против войны». Против возрождения фашизма, потому что фашизм – это неизбежная война».

Искусство образной кинопублицистики, как справедливо называют кинохронику и кинодокументалистику, требует от кинорежиссёра тех же профессиональных навыков и знаний, которыми должен обладать создатель художественного фильма. И в особенности – глубокого политического мышления и острого политического зрения. Обращаясь к уму и сердцу зрителей, он должен донести в первую очередь идею фильма, то, во имя чего он снят.

В документальном кино тоже всё начинается со сценария, в котором заложены мысли и идеи будущего произведения. Но в пределах замысла режиссёр волен на изменения, которые подсказывает ему действительность, её события, конфликты.

Убедительным примером мастерства документальной режиссуры является творческая биография Анатолия Александровича Колошина, одного из крупнейших представителей этого жанра.

Ровесник революции, он родился в Ленинграде. В средней школе был кружок, как теперь сказали бы, кинолюбителей, и это определило всю его судьбу.

В 1935 году после первой неудачной попытки поступить во ВГИК, А. Колошин начинает свою работу в кино с должности осветителя на киностудии «Межрабпомфильм». Эту деловую встречу с кинопроизводством А. Колошин вспоминает с благодарностью. Поступив в 1936 году, «со второго захода», во ВГИК, он уже имел реальное представление о том, как делается кино.

Его учителями в институте стали замечательные операторы и педагоги А. Головня и Л. Косматов.

Среди своих воспитателей А. Колошин называет и С. Юткевича, у которого, ещё не окончив институт, он работал в съёмочной группе «Яков Свердлов» ассистентом оператора Ж. Мартова. У Юткевича на фильме «Отелло» проходил Колошин и дипломную практику. А до этого студент ВГИКа работал с М. Кирилловым на комбинированных съёмках во время постановки «Молодой гвардии» С. Герасимова, был одним из операторов у Игоря Савченко в фильме «Третий удар». Всем им по сей день благодарен Анатолий Александрович Колошин за школу, за науку.

В ту пору А. Колошин не представлял себе иного поприща, нежели кино игровое, «художественное». Замечу, что кавычки у слова «художественное» не случайны. А. Колошин делит искусство фильма на игровое и документальное, полагая, что художественными, то есть произведениями искусства, должны быть и те и другие… Но тогда влекли игровые…

Однако в конце сороковых годов, когда фильмов выпускалось немного, получить самостоятельную работу на одной из московских студий было почти невозможно. Но его способности, инициатива, профессионализм, точная гражданская позиция были замечены. И А. Колошину неожиданно предложили поехать спецкором Центральной студии документальных фильмов в Австрию. Шесть лет на корпункте в Вене стали прекрасной школой документалистики.

С тех пор уже более полувека А. Колошин беззаветно предан документальному кино. Он – оператор, режиссёр и чаще всего автор сценариев своих фильмов. За это время его имя стоит в титрах двадцати картин, большинство из которых полнометражные. А. Колошин – народный артист РСФСР, лауреат многих советских и зарубежных премий и призов.

Но всё началось в Австрии, на корпункте. Там его внимание привлекли традиционные встречи западногерманских реваншистов у памятника эсэсовцам, расстрелявшим мирных жителей деревни Фельдбах. Эта «традиция» вызвала законную тревогу А. Колошина, ярого антифашиста. Своей тревогой он захотел поделиться с экрана. И по договорённости с руководителями Австрийского Совета мира сделал фильм «Тени над родиной». Небольшой чёрно-белый фильм. В нём уже чувствовался творческий  почерк начинающего режиссёра, острый глаз репортёра, подмечающего, казалось бы, незначительные подробности, и умение увидеть главное. Кадры фильма лаконичны и выразительны: глаза человека, наблюдающего за шабашем фашистских молодчиков, дети, играющие на фоне разрушенных домов… Фильм предупреждает о том, что фашизм не ушёл в прошлое. Он как бы говорит каждому австрийцу: не думай, что тебя это не касается – это касается всех, и тебя в том числе!

Судьба фильма «Тени над родиной» была своеобразной.

На официальный прокат надежд не было. Сделали восемь копий, и некоторое время картину демонстрировали на общественных просмотрах. Затем официальные власти все копии конфисковали.

Австрии, с которой А. Колошина связывает долгая дружба, он посвятил ещё три картины: «На улицах Вены» (1957), «Вальс свободы» (1965), «Австрия вчера, сегодня» (1970).

Цветной фильм «На улицах Вены» создан А. Колошиным при участии Ираклия Андроникова. Об этой встрече Колошин вспоминает с исключительной теплотой.

Картина полна метких наблюдений, беглых, но точных зарисовок, и очень человечна. Фильм как бы говорит – пусть люди в чём-то несогласны, пусть возникают споры, но нужно понять друг друга, нужно договориться. Эта картина тоже публицистическая, призывающая к взаимопониманию и доброжелательности.

Иной аспект у фильма «Австрия вчера, сегодня». Снята она к 25-летию создания Австрийской Республики. Это взгляд в прошлое и одновременно история становления ныне независимого и миролюбивого государства.

География творчества А. Колошина широка. Мы в этом убедимся, восстанавливая его съёмочные пути-дороги.

Так, в 1958 году он снимает пятичастный цветной фильм «Современная Эфиопия». С этой страной Россию связывают давние узы. Ещё в конце прошлого века в Аддис-Абебе работали многие русские медики. Там был создан русский госпиталь и до си пор там есть улица русских врачей. С большим уважением относится население к советской медицине. Связи между нашими двумя государствами отмечены исключительной дружбой и доверием. Рассказывая обо всём этом, А. Колошин знакомит зрителей с историческими памятниками Эфиопии, её природой, бытом, этнографией.

Фильм «Современная Эфиопия» удостоен Большого приза на Панафриканском кинофестивале в Могадишо (Сомали).

В 1961 году А. Колошин сопровождал танцевальный ансамбль Игоря Моисеева в его гастролях по Америке. В результате – интереснейший фильм «За рампой Америка». Картина была задумана как рассказ об успехе наших артистов в этом гастрольном турне. Но А. Колошин расширил тему. Он не только запечатлел страну, но показал её глазами умного кинопублициста. Ритм Америки, её динамизм продиктовал режиссёру зрелищное и монтажное решение фильма. Как некий символ этого бастиона капитализма режиссёр создал впечатляющие кадры своеобразного «танца небоскрёбов». Он запечатлел контрасты этой страны, её противоречия. Так в День памяти павших весёленькие можоретки открывают военный парад. А чуть позже с экрана звучит стук костылей инвалида. И снова отголоски былых сражений – на солдатском кладбище мальчишки в отцовских касках играют в войну.

«За рампой Америка», как и многие другие фильмы, А, Колошин снимал сам, один. А затем становился автором фильма – его сценаристом и режиссёром.

Высокий профессионал, мыслящий широко и глубоко, А. Колошин в то же время неизменно думает о зрителе. Он настаивает на том, что фильмы обязаны вызывать сопереживание, что только рационалистическое решение, только логическое построение может оставить зрителя равнодушным. Кинематограф – всегда зрелище. И в его картинах рядом с публицистической хроникой соседствуют эмоциональные, иногда патетические, подчас гротесковые куски.

Так и в «Мексике, которую мы любим». Это картина современная, но с экскурсом в прошлое.

«Тут я пошёл на поклон к Эйзенштейну, – признаётся А. Колошин, – использовал монтажные цитаты из его классического фильма «Да здравствует Мексика!» И это правомерно. Так же поступают многие кинематографисты, потому что во всём мире известно, что даже самим мексиканцам Эйзенштейн открыл неизвестные страницы в истории их родины. Поэтому кинематографисты так часто обращаются к замечательным кадрам и эпизодам из картины Эйзенштейна.

Но, конечно, в «Мексике, которую мы любим» речь идёт о сегодняшних проблемах этой страны и её народа. Проблемах, которые в фильме охарактеризованы словами самих мексиканцев: «О, бедная моя Мексика, как далека ты от Бога и как близка к Соединённым Штатам!»

Зная А. Колошина, легко себе представить, какие яркие краски нашёл он для своего рассказа о Мексике.

А после США и Мексики А. Колошин уезжает на великую русскую реку и снимает картину «Мы на Волге живём».

Картина «Мы на Волге живём» посвящена родной земле, родным людям, родной великой реке, и можно было вести неторопливое повествование о судьбе Волги в истории России и о сегодняшнем дне этой могучей водной магистрали.

Совсем в ином, казалось бы, необычном для него жанре, создаёт А. Колошин вместе с Ю. Белянкиным картину «Художники» – о замечательном советском скульптуре С. Конёнкове. В этой трёхчастной картине записаны беседы с Конёнковым, его размышления, воспоминания, рассказы об истории создания некоторых произведений. Эти задушевные раздумья сопровождают запечатлённые  на плёнке творения выдающегося скульптура. Интересно подобрана музыка фильма: русская народная и фрагменты из произведений Паганини.

А под музыку Штрауса снята А. Колошиным картина «Вальс свободы», посвящённая 20-летию освобождения Вены. И на этот раз режиссёр верен своему творческому принципу – в контрастном монтажном сопоставлении передать мысль: советский оркестр, играющий Штрауса, ликующая толпа, женщины, танцующие с нашими солдатами и друг с другом – эти кадры соседствуют с документами, напоминающими, какой ценой далось это освобождение. В частности, фильм вспоминает о кинооператоре Семёне Стояновском, погибшем во время съёмок уличных боёв в австрийской столице. Вена не забыла своего освободителя – на могиле героически погибшего советского оператора сооружён памятник.

Среди фильмов, созданных А. Колошиным, несколько изящных лиричных кинозарисовок. Это «Мастерская на Темзе», «Лондон – конец недели», «Парижане».

Нашей столице посвящён цветной широкоэкранный фильм «Москва – Москва». Картина возвращает вас в старую Москву и ведёт по современной столице. Тут снова соседствуют исторические материалы, кадры кинолетописи, живые зарисовки, беглые кинорепортажи.

Как мы видим, А. Колошин может многое. И всё же главным в его творчестве стала международная тема. Сам Колошин определяет это так: «Я всё время делаю одну и ту же картину – «За мир против войны». Против возрождения фашизма, потому что фашизм – это неизбежная война».

Аспекты этой темы самые различные. Так, в 1969 году он выпустил картину «Чехословакия, год испытаний». Фильм анализировал сложную политическую обстановку в Чехословакии, приведшую к событиям 1968 года. Неопровержимо было свидетельство кинодокументов: так называемые «чешские события» были тщательно организованы, спровоцированы усилиями заграничных разведок. С огромным интересом смотрели фильм советские зрители. В Чехословакии картина транслировалась по телевидению. За эту работу А. Колошин получил Государственную премию СССР 1970 года.

Неожиданно звучит название следующего фильма А. Колошина – «Валютный кризис». Как часто слышим мы эти слова. Как часто читаем о том, что «курс доллара упал», о паниках на биржах мира, падении или росте валют капиталистических стран. С этими валютными колебаниями связаны крахи каких-то концернов, чьи-то разорения (чаще всего – малоимущих людей), социальные и личные драматические коллизии. Что-то мы иногда видим в хронике. Порой эта тема врывается в литературу, театр, игровое кино.

В фильме «Валютный кризис», прокомментированном В. Осиповым, зрители познают закономерности этого процесса, порожденного сущностью экономической системы капиталистического мира. А. Колошин снимал финансовую лихорадку в ФРГ, Франции, Австрии. В картине много места уделено Америке, которая предстаёт как лидер западного мира, и притом лидер агрессивный. «Валютный кризис» – картина зрелого публициста, осведомлённого международника и, как всегда, изобретательного художника. Фильм богат неожиданными ассоциациями и аналогиями. Таковы, например, кадры кэтча, когда на ринге, в атмосфере невероятного ажиотажа, на потеху публике идёт борьба. Один оказывается поверженным, другой – торжествует, вскоре ситуация меняется. Участники драки один за другим падают, так же как и доллары, фунты стерлингов, франки, лиры… Или вдруг на экране появляется Мефистофель и раздаются знаменитые слова: «Люди гибнут за металл». Посмотрев фильм, понимаешь ещё глубже, кому на руку эта битва за золото и к каким  далеко идущим политическим последствиям приводит подчас та борьба.

На фото (справа налево): оператор ЦТ Виталий ДолИна, политобозреватель Валентин Зорин, оператор ЦСДФ Владимир Копалин, фотокор ТАСС Олег Иванов, фотокор газеты «Правда» Александр Пахомов, оператор ЦСДФ Анатолий Колошин (третий слева), оператор ЦСДФ Олег Арцеулов (второй слева). Конец 70-х — нач. 80-х годов. Фото из семейного архива Арцеуловых.

Кинематографист А. Колошин блестяще владеет иностранными языками. Так что языкового барьера для него не существует. Он объездил многие страны и хорошо знает культуру, обычаи, жизнь людей в этих странах. Человек очень коммуникабельный, располагающий к себе, А. Колошин легко находит контакты с самыми разными собеседниками. В его биографии – встречи с выдающимися государственными деятелями, с мастерами искусства, с простыми рядовыми людьми.

Эта контактность и находчивость часто выручают А. Колошина. Так, например, когда он снимал фильм «Трудные дороги мира», он мог опоздать на встречу, проходившую на самом высшем уровне в Белом Доме. Он мчался на сверхположенной скорости и был за это задержан. Блюстители порядка не внимали никаким доводам. И только услышав имена руководителей Советского Союза и США, отпустили его. А съёмки этой встречи были необходимы, потому что они как бы венчали тему фильма «Трудные дороги мира», посвящённого советской программе мира.

«Трудные дороги мира» – одна из серьёзнейших  работ Колошина. Масштабен размах запечатлённых событий, манифестаций, забастовок, походов за мир людей разных стран, убеждений. Среди них – представители самых разных народов. Старики, молодёжь и, конечно, представители среднего поколения. Рабочие, служащие, интеллигенция. Кто с детьми в колясках, кто сам на коляске. Все эти разноплеменные герои «Трудных дорог…» едины в одном – в ужасе перед возможной войной, в жажде мира. Но автор фильма не строит иллюзий, не обольщается. Он напоминает страстно и убеждённо, как трудны дороги мира, и какое упорство и настойчивость нужны, чтобы идти по этой сложной дороге.

Некоей вариацией «Трудных дорог мира» стала картина А. Колошина «На переднем крае мира».

А вслед за ней очень примечательный, своеобразный фильм – «ФРГ – урок немецкого».

«Нам хотелось, – говорит А. Колошин, – чтобы фильм не просто информировал зрителей, но и заставлял их задуматься, как бы пропустить увиденное через своё сердце».

И это ему удалось, потому что страстная гражданская позиция выражена на экране в авторском отношении ко всему, о чём идёт речь.

Фильм «ФРГ – урок немецкого» – труд целого коллектива, возглавляемого А. Колошиным.

Рождение замысла фильма «ФРГ – урок немецкого» было вызвано антифашистской книгой западногерманского писателя Зигфрида Ленца «Урок немецкого». Опираясь на это название, А, Колошин поставил в фильме проблемы современного политического положения Западной Германии, раскрыл соотношение политических сил ФРГ, социальные противоречия в её обществе, проанализировал наши взаимоотношения с этой страной.

Он сделал это со свойственным ему знанием вопроса. Сделал умно и увлекательно. В этом фильме ярко сказалась постоянная забота режиссёра о тех, к кому он обращается, – о зрителе. Это характерно для всех его картин, но в фильме «ФРГ – урок немецкого» зрителя  ждёт особенно много увлекательного.

Фильм плотно населён людьми. В нём очень много политических интервью. В то же время с экрана звучат строки из «Зимней сказки» Генриха Гейне. И строки эти ложатся на кадры хроники третьего рейха, вступающие в такое вопиющее противоречие с чувствами великого поэта.

Принцип контрастов, эйзенштейновского «монтажа аттракционов» поддерживает горячий интерес зрителей.

Прекрасная находка А. Колошина – Клаус фон Рейхем, бывший солист Кёльнского городского оркестра. Он стал уличным певцом, исполняющим сатирические куплеты. Это его форма социального протеста против современного общественного строя ФРГ. А рядом выступления безработной молодёжи против «запрета на профессию». И «запрет» этот, конечно, в первую очередь касается коммунистов.

Вообще эта тема безработицы широко и разнообразно освещена в картине. Авторы фильма дают слово представителям разных мнений, людям, стоящим у кормила власти, государственным деятелям, руководителям деловых кругов. На экране интервью с такими крупными лидерами, как Вилли Брандт, Штраус и другие.

Есть среди них и трезво мыслящие люди, понимающие значение добрососедских отношений с Советским Союзом. Ещё лучше это понимают трудящиеся. Так в фильме звучат слова рабочего-доменщика: «Когда люди хорошо торгуют, они не стреляют друг в друга». Однако картина не затушёвывает ни экономической и политической зависимости ФРГ от США, ни того, что в самой Западной Германии очень ещё сильны реакционные группировки. Отсюда и частые крайности в политике руководителей ФРГ. Фильм касается и актуальнейшей на сегодняшний день проблемы – размещения американских ракет на территории ФРГ.

Бавария. Она знаменита своим пивом. В картине снято красочное зрелище «праздника пива». Скопление публики, масса духовых оркестров, огромный павильон, официантки, ухитряющиеся нести в каждой руке по подносу весом полпуда. Звучит музыка, пиво льётся рекой. Бесшабашное разгульное веселье…

Но следом фильм напоминает, что в Баварии делают не только пиво, но и сверхсовременное оружие НАТО.

Взволнованно рассказывает А. Колошин, как они приехали на вечер молодёжного ансамбля в Кёльнский университет. Под сводами зала звучала наша советская песня «Хотят ли русские войны?» Её с глубоким пониманием пела молодёжь, та молодёжь, которой уже ясно, кто был виновником возникновения второй мировой войны. Нельзя забывать и об антисоветских демонстрациях, вылазках неофашистов, манёврах НАТО. Обо всём этом убедительно свидетельствуют кадры хроники. И снова песня… На этот раз «Интернационал». Её поют стоя представители всех поколений немцев на съезде Коммунистической партии.

Фильм снимался во время предвыборной кампании в ФРГ. Накал страстей… Выборам и кандидатам посвящены песенки в кабаре, ресторанах, на улицах… И как яркая образная метафора – кадры скачек, когда лошади сбрасывают седоков… Эта аналогия оказалась на редкость удачной, вызывала взрывы хохота у немецких зрителей.

Необычное обрамление этой картины. В начале и конце фильма по два коротких кадра: за рулём автомашины, бегущей по автостраде, сидит немолодой уже человек, внимательно смотрящий вперёд. Кто этот человек – неизвестно. Но мы откроем его имя. Это Анатолий Колошин, он как бы вглядывается в будущее страны, которой посвятил свой талантливый, отмеченный подлинной культурой художника и публициста фильм «ФРГ – урок немецкого».

Сам А. Колошин вспоминает, как этот фильм был показан вне конкурса на фестивале в Оберхаузене:

«После просмотра было много вопросов. И очень скоро я увидел, как зрители, начав с обсуждения фильма, стали говорить о собственных жизненных сложностях, с которыми каждому зрителю ФРГ приходится сталкиваться чуть ли не ежедневно. Это было подтверждением злободневности проблем, поднятых в фильме».

Как призыв звучит название фильма А. Колошина «Береги этот вечный свет». Тревогой за будущее Земли и одновременно верой в разум человечества проникнута эта поразительно задушевная искренняя лента.

Ничто из рассказанного в картине не устарело. Всё те же очаги военной опасности разбросаны по планете, всё так же идёт накопление средств уничтожения на земле, и всё так же выступают против этого безумия простые люди Земли.

Поэтому так же убедительно звучат слова видных деятелей науки и искусства, к которым в начале картины обращаются авторы фильма с вопросом: «Как представляете вы себе будущее человечества?» И невзирая на всё возрастающее милитаристское безумие, каждый из выступающих верит, что всё же здравый смысл восторжествует, что мир не будет уничтожен.

Верят в это и советские люди, которым памятна трагедия прошлой войны.

Казалось бы, тема не новая и в нашем искусстве и в творчестве Колошина. Бесспорно. Но, развивая её каждой следующей картиной, А. Колошин находит всё более яркий, убедительный материал. Это не только умная убедительная публицистика, острая полемика, – это размышление о судьбе мира и народов, трогающее до глубины души.

Как забыть двух девяностолетних женщин-матерей, потерявших сыновей на последней войне, – маркизу Камиллу де Сен из Парижа и крестьянку Анну Ивановну Зайцеву с Брянщины. Их сыновья погибли на русской земле. Сын француженки Анри Морис де Сен, лётчик эскадрильи «Нормандия-Неман» был подбит фашистским самолётом. Примерно в то же время сержант Павел Зайцев своей грудью закрыл амбразуру вражеского дзота. Остались две матери с их материнским горем…

Стихийно родилась у нас в стране прекрасная традиция – встречи однополчан в День Победы. Такая встреча показана и в этой картине. Объятия, поцелуи фронтовых друзей… улыбки, слёзы. И среди них мужчина в выцветшей гимнастёрке, украшенной боевыми наградами. В его руках букетик цветов. Он ждёт, он ищет своих товарищей. Он их найдёт. Но первая к нему подбежит маленькая девочка. Ей он отдаст свой букетик. И тут как бы в его памяти возникнут боевые воспоминания, и одновременно с экрана зазвучит солдатская песня…

Впереди новое произведение кинопублицистики. Неправ А. Колошин, когда говорит, что делает всё время одну и ту же картину о мире против войны. Он делает больше. Создаёт многосерийную эпопею, освещающую каждый этап великого сражения за сохранение жизни во Вселенной.