Пятнадцать лет советского кино

Журнал «Советское фото» № 8-9 от 01.11.1934 г.

Пятнадцать лет советского кино

27.08.2023

Г. Больянский

Болтянский Григорий Моисеевич (1885 года — 1953) — российский деятель кино, историк кино, киновед, профессор, один из зачинателей советской кинохроники. 

Опубликовано в журнале «Советское фото» № 8-9 от 01.11.1934. (С. 27-29). Источник: Электронекрасовка.

27 августа 1919 г. Советом народных комиссаров РСФСР был издан за подписью В. И. Ленина первый декрет о государственной организации фото-кинодела как особой области хозяйственной деятельности. Этот декрет, провозглашая в соответствии с принципами советской большевистской политики и впервые в история национализацию фото-кинодела, объявлял фотографическую и кинематографическую промышленность государственной собственностью.

Кинематография со своими кинофабриками, лабораториями, прокатными конторами, кинотеатрами и т. д, подлежавшими национализации по декрету СНК от 27 августа 1919 г. и представлявшими собою законченный комплекс, внутри которого замыкался весь процесс художественно-идеологического производства и потребления, существовала уже до Октябрьской революции как значительный вид промышленности. С фотографией дело обстояло сложнее. В России существовали лишь две-три кустарных фабрики фотопластинок да фототорговля, питавшаяся почти исключительно импортными товарами (фотоаппаратура, пластинки, химикалии, бумага, принадлежности). Эта область промышленности целиком подпала под действие декрета от 27 августа 1919 г., и все указанные фотопредприятия и фототовары перешли после национализации в руки государственных кинокомитетов (Москва, Ленинград, Украина). Но за вычетом всей этой все же незначительной по удельному весу области фотопромышленности и торговли оставалась еще обширная и разветвленная деятельность многочисленных портретных фотографий и лабораторий, фоторепортажная деятельность отдельных лиц и т. д. Эта художественная деятельность кустарных предприятий и отдельных лиц, работавших на широкого потребителя, не только не подлежала национализации, но и долгое время (за исключением попыток контроля и учета первых лет революции) не имела твердой государственной регламентации. Организация государственного фоторепортажа, начатого с самых первых лет революции, не имела значительного характера по количеству вовлеченных в нее профессионалов-фоторепортеров, хотя масштаб деятельности государственного фоторепортажа по фиксации событий революции был значительным. Формы советизации портретных фотографий проходили длительные и сложные стадии, так же как (хотя и в другом плане) и государственная организация и государственная регламентация фоторепортажа (фоторепортаж при кинокомитетах, при Центропечати, при отделах репортажа газет и журналов; законодательство о праве засъемок и т. д.) вплоть до создания нынешнего фотоиздательского треста Союзфото.

Вот почему вопрос о юбилейной дате празднования советской фотографии как самостоятельной области работы обстоит значительно сложнее, чем в кино. К этому вопросу мы еще вернемся.

Тем не менее мы считаем, что советская фотография, в тех или иных формах все время связанная с кино, о которой также упоминается в декрете от 27 августа 1919 г., является одним из правомерных участников 15-летнего юбилея советского кино. В целях лучшего ознакомления фотоработников с состоянием советского кино мы к его юбилею помещаем ниже специальную статью.

РЕДАКЦИЯ журнала «Советское фото»

«1. Вся фотографическая и кинематографическая торговля и промышленность как в отношении своей организации, так и для снабжения и распределения относящихся сюда технических средств и материалов передается на всей территории РСФСР в ведение Народного комиссариата просвещения.

2. Для этой цели Народному комиссариату просвещения предоставляется право: а) национализации по соглашению с Высшим советом народного хозяйства как отдельных фото-кинопредприятий, так и всей фото-кинопромышленности; б) реквизиции предприятий и фото-кинотоваров и инструментов; в) установления твердых и предельных цен на фото-киносырье и фабрикаты; г) производства учета и контроля фото-киноторговли и промышленности и д) регулирования всей фото-киноторговли путем издания всякого рода постановлений, обязательных для предприятий и частных лиц, а равно и для советских учреждений, поскольку они имеют отношение к фото-киноделу.

Председатель Совета народных комиссаров
В. Ульянов (Ленин).

Управляющий делами Совета народных комиссаров
В. Бонч-Бруевич.

Секретарь Л. Фотиева.
27 августа, 1919».

Так было сформулировано первое постановление Совета народных комиссаров о переходе фотографической и кинематографической торговли и промышленности в ведение Народного комиссариата просвещения.

Дата этого правительственного акта является моментом, с которого советская кинематография ведет летоисчисление своего существования.

Таким образом в нынешнем году мы отмечаем 15-летний юбилей советского кино.

Каковы же успехи и итоги развития советского кино за 15 лет?

В рамках нашей статьи мы можем лишь бегло остановиться на отдельных этапах развития и достижений советского кино.

Советская кинематография получила в наследство от дореволюционного кино по линии производства 15—20 небольших ателье с кустарным оборудованием, значительный запас малопригодных в новых условиях фильм и около 2000 кинотеатров на территории нынешнего СССР. Все оборудование, аппаратура и сырье получалось исключительно из-за границы. Художественные кадры были незначительны, техника производства фильм была примитивна.

В период гражданской войны и блокады, при почти полном отсутствии пленки, развивать производство было трудно. Кинофабрики почти замерли, театры на значительной территории, охваченной гражданской войной, бездействовали, в других местах работали нерегулярно из-за отсутствия подходящих картин. Тем не менее несмотря на борьбу с предпринимателями в первые годы, саботаж, порчу и сокрытие имущества, отсутствие пленки, незначительность преданных кадров специалистов советская кинематография сумела в основном выполнить в этих условиях основные политические задачи, стоявшие перед ней в период обостренной гражданской войны. Кинокомитеты в Москве, Ленинграде и на Украине (где они в значительной мере находились в руках военных властей по условиям обстановки) производили политические агитки на темы классовой борьбы и для агитационных нужд борьбы с армиями белогвардейцев и интервентов. В этот период было выпущено свыше 60 художественных агиток и они сыграли свою роль на фронтах гражданской войны и среди трудящегося населения.

Огромное место занимало в период гражданской войны производство хроники. В сотнях кинохроник, выпущенных в этот период, отражена вся история нашей борьбы не только на фронтах, но и по насаждению первых ростков нового социалистического строя. Огромную роль в работе советского кино в этот период сыграла гениальная прозорливость в признании значения кино и исключительное внимание, которое уделял кино В. И. Ленин (имеется, как известно, ряд его писем и указаний по вопросам киноработы, относящихся к этому времени).

В восстановительный период, когда страна начинает оправляться от нанесенных ей ран, вместе со всей промышленностью начинает восстанавливаться и советская кинопромышленность. Ремонтируются и пускаются в ход кинофабрики, ввозится из-за границы с прекращением блокады кинопленка, новейшее оборудование для советских кинофабрик. Впервые создаются национальное кинопроизводство и кинофабрики на освобожденных окраинах, в новых советских республиках — в Грузии, на Украине, в Белоруссии, Азербайджане, Армении, затем в РСФСР для многочисленных малых национальностей (Востокфильм), наконец, в Узбекистане. Туркмении, Таджикистане. На Украине и в Грузии создаются мощные киноорганизмы с развитым производством фильм. Ленинская национальная политика, твердо проводимая в кино, дает свои плоды. Десятки народностей получают впервые советские фильмы с надписями на родном языке. В РСФСР в Москве и Ленинграде (Госкино, затем Совкино) развивается мощное производство фильм. Сотни открывшихся вновь кинотеатров все больше и больше начинают питаться производством советских фильм взамен ввозившихся в первые годы в значительном количестве заграничных фильм. Начинает изготовляться первая советская передвижная и стационарная киноаппаратура для проекции, давшая возможность постепенно все шире и шире внедрять кино в деревню и рабочие клубы.

Вслед за первыми десятками художественных фильм, хотя и построенных на новой социалистической тематике, но еще слабых в формально-художественном отношении и зачастую ошибочных в идеологической трактовке, в результате исканий и воспитания новых кадров киноработников с новой психологией появляются в 1925 и 1926 гг. выдающиеся произведения — «Броненосец Потемкин» Эйзенштейна и «Мать» Пудовкина, завоевавшие мировую славу нашему кино.

Растет и расцветает творчество новых советских мастеров кино: Эйзенштейна, Кулешова, Пудовкина, Вертова, Трауберга, Козинцева, Эрмлера и др. Появляются крупные мастера национального кино: Довженко (УССР), Шенгелая (Грузия) и др.

Советская кинофильма выходит с большим успехом на заграничные рынки. Советское кино и кинопромышленность вырастают в мощную силу.

Всеми этими успехами советское кино обязано неустанному вниманию и заботе партии и правительства и лично т. Сталина о кино. Начиная с XII съезда партии, вопросы кино ставятся почти на всех партийных съездах. Тов. Сталин в своих речах выступает по вопросам кино на двух партсъездах — XIII и XV. Правительственные комиссии и многочисленные декреты о кино, ряд льгот, предоставленных кино во исполнение решений партии, содействуют расцвету и развитию кино.

При всех своих организационных недочетах, при все еще продолжающихся идеологических срывах, при непреодоленном еще до конца формализме, при нацдемовских уклонах в национальной кинопродукции, советская кинематография, благодаря поддержке и заботам партии и правительства, приходит все же с огромными количественными и качественными достижениями к началу первой пятилетки. Сотни фильм, среди которых имеются первоклассные, тысячи кинопередвижек в деревне, крупные новые кинофабрики во всех национальных центрах, оборудованные по новейшим требованиям техники, во много раз увеличившиеся кадры советского кино, развитая сеть кинотеатров и клубных установок, многомиллионный оборот — таковы показатели, с которыми приходит советская кинематография к реконструктивному периоду.

***

За первую пятилетку и начало второй пятилетки советская кинематография сделала дальнейшие значительные успехи. За это время сеть колхозных и совхозных установок увеличилась почти вдвое, дойдя до цифры свыше 16000 (в том числе стационарных), при общем количестве киноустановок всех видов в городе и деревне около 30000. Освоено и пущено в ход два завода советской кинопленки в Шостке и Переяславле, полностью освободившие нас от импортной зависимости. Строится третий, еще более мощный завод кинопленки. Освоено производство звуковых фильм, построено несколько сот звуковых кинотеатров. Изобретены и производятся у нас несколько моделей звукозаписывающих и звуковоспроизводящих установок (Шорина, Тагера). Создана развитая киномеханическая промышленность, производящая проекционную (в том числе звуковую), стационарную и передвижную аппаратуру, осветительную, лабораторную, съемочную, узкопленочную и разные приспособления. Находятся в работе модели съемочной аппаратуры. Успехи киномеханической и фотохимической промышленности полностью освобождают советское кино от заграничного ввоза. Созданы за это время мощные фабрики фотобумаги и фотопластинок в системе ФОКХТ.

Однако перебои, недочеты, брак, недовыполнение планов при все возрастающих наших потребностях все еще являются бичом технической базы нашей промышленности при всех ее относительных успехах и требуют дальнейшего большевистского нажима в ликвидации отставания от общих темпов нашего соцстроительства.

Огромных успехов добилось советское кино в области идеологической. Перевоспитание наших творческих кадров идет большими шагами вперед, художественно-идеологическое качество наших фильм за последние год-два также значительно продвинулось вперед как в центре, так и на периферии. Большие успехи достигнуты ГУКФ при активной помощи Центрального комитета партии и специальной кинокомиссии ЦК в тематическом планировании художественной киноработы, в поднятии дисциплины на кинофабриках, в качестве тем сценариев и фильм, в привлечении крупнейших писателей к писанию сценариев, в сокращении сроков изготовления фильм и т. д.

За это же время создан Научно-исследовательский институт фото ― кинопромышленности (НИКФИ) и три крупных киновуза.

Симптоматическим на фоне общего капиталистического кризиса (в том числе и в кинематографии) является недавний триумф советской кинопродукции на международной киновыставке в Венеции и присуждение первой награды нашим фильмам на этой выставке, несмотря на противодействие фашистско-капиталистических группировок отдельных стран и одиозность к большевистской идеологии наших фильм.

Советская кинематография приходит к своему 15-летию со значительным багажом достижений за этот, сравнительно короткий срок. Советской кинематографии, выпускающей в IV квартале 1934 г. свыше 15 значительных и, есть основания думать, в большинстве доброкачественных фильм, есть чем рапортовать стране, рабочему классу, партии и правительству.

Недочеты советской кинематографии еще велики, отставание еще значительно, наше кино еще в великом долгу перед страной. Поэтому празднование 15-летия советского кино должно послужить новым стимулом для изжития всех недочетов, для еще более успешного движения вперед, для служения высококачественной кинопродукцией задаче «преодоления пережитков капитализма в экономике и сознании людей, превращения всего трудящегося населения страны в сознательных и активных строителей бесклассового социалистического общества».