После будней — воскресение

Газета «ЭС» № 19, 9 мая 1990 года.

После будней — воскресение

09.05.2022


Автор:
Елена Болдырева

Материал был опубликован в газете «ЭС» № 19, 9 мая 1990 годаИсточник: книга "«Незабытые рассказы сердца.» Вячеслав Орехов и его творчество". (Изд. — Москва, 2021 год, 292 стр., 176 илл.; с. 187-188). Фото: "У здания электростанции с селе Рогачевка, построенной под руководством Андрея Платонова". На фото: А. Платонов (в центре), справа – М. Платонова, слева – П. Ктиментов (брат писателя). Источник фото: www.platonov-ap.ru.

Ощутимо предчувствие пропасти, в которую вот-вот свалится документальное кино: не кинопублицистика, а киноискусство. Среди порой острых, но неряшливо снятых свидетельств нашего времени всё реже встречаются фильмы, которые можно отнести к созданиям искусства.

Поэтому отрадно, что новый фильм режиссера В. Орехова «Не умирай никогда» (ЦСДФ, оператор И. Кузнецов) стал, на мой взгляд, истинным открытием новых возможностей киноязыка документалиста. Посвящен он биографии, творчеству, таланту Андрея Платонова. Однако картина далека от традиционных экранных повествований о биографиях знаменитостей.

Пожалуй, именно конфликтность творчества Платонова выразил на экране режиссер. Фильм
движим бесконечным контрапунктом платоновской мысли и противоречиями странного, уродливого, но провозглашенного новым мира, о котором он писал. «Мы должны бросить каждого в рассол социализма, – дает высказаться этому миру Платонов. – Бросить в котел культурной революции, сжечь на нем кожу невежества, добраться до самых костей рабства, влезть под череп психологии и налить ему во все дыры наше идеологическое вещество». Даже солнце, по Платонову, мобилизовано на энергию разрушения, сожжения во имя… всеобщего счастья. И только на секунду останавливает крушение неожиданный вопрос-препятствие: с бедностью-то справятся, а вот дураков куда девать? И не они ли, последние, оказываются в результате главными на строительной площадке нового?

Конфликт Платонова со своими героями, с действительностью мучителен и неразрешим. Может,
это и есть единственно возможное состояние художника в эпоху повального торжества
соцреализма?

Из такого состояния вырастает понимание творческой судьбы Платонова. А в фильме приобретает вселенские масштабы глобального пессимизма, после которого возрождение неизбежно. «Не умирай никогда» – эти слова взывают к вечной вере, надежде, доброте, которые только и способны преодолеть всеохватную разруху нового мира – мира платоновских героев.
Пластика фильма, переливчатость, гибкость изображения словно струятся вопреки жестокости звучащих слов, вбирая в себя живописные краски, тишину снежных пейзажей, одиночество исчезающих куда-то человеческих фигур.

Неспешно задумаемся о вечном, – говорит нам вместе с Платоновым режиссер В. Орехов.