Опубликовано: журнал «Полярные новости» №12 (138) за декабрь 2011 года. Фото участника перелета по маршруту Москва – Антарктида – Москва, оператора Марка Трояновского.
Исполнилось 60 лет со дня Первого межконтинентального перелёта по маршруту Москва-Антарктида-Москва на самолётах АН-12 и Ил-18.
15 декабря 2011 года в Институте географии РАН по инициативе Московского городского отделения Русского географического общества собрались полярники, чтобы вспомнить свой былой подви в год 50-летия перелёта. Без помпезности, без медалей и приветственных слов от высоких чиновников.
От того, что я увидел на праздновании юбилейной даты, стало чрезвычайно обидно и грустно, сердце журналиста, много чего повидавшего, буквально сжалось. Полярники, чей средний возраст составляет 85 лет, сначала рассказывали о технических и организационных деталях первого перелёта, вспоминали интересные факты того, как их принимали на разных континентах, на которых они останавливались для дозаправки горючим. Воспоминания носили не декларационный, а домашний характер, было видно, что собрались совсем близкие по духу люди. После нескольких часов дискуссии все гости переместились к фуршетному столу, накрытому за свои деньги лётчицей-полярницей Афанасьевой Тамарой Кондратьевной. За этим столом, ставшим Поминальным, первый и все последующие тосты поднимались за ушедших полярников. Особенно вспоминали неделю назад ушедшего из жизни Михаленко Константина Фомича — советского лётчика, участника Великой Отечественной войны, Героя Советского Союза, писателя, за годы работы в полярной авиации налетавшего более 23 тысяч часов, удостоенного звания «Почётный полярник СССР».
Тамара Кондратьевна Афанасьева — мастер спорта по лыжам, парашютному спорту и художественной гимнастике. Прошла путь от радиста до штурмана. Возглавляла лыжную команду «Метелица», прославившуюся походами к Северному и Южному полюсам.
Полярных летчиков, чьи непрерывные подвиги обеспечивали славу всему Советскому Союзу, в этот день не только не поздравили, но даже не вспомнили: власть страны, авторитет которой полярники доказывали и завоевывали своими жизнями; Академия наук и институты Министерства образования, ради научных достижений их сотрудников-физиков, географов, астрономов рисковали летчики: «РИА Новости», ставшая преемником Агентства печати «Новости» и получавшая от фотографов-полярников в обязательном порядке лучшие снимки, поднявших цитируемость АПН во всем Мире. Не было вообще никого, кроме умирающих полярников, чей подвиг помнят только они сами. И с которыми он и умрёт.
Фёдор Гансович Редлих — фотограф-полярник. Его снимки печатались на передовицах лучших газет и журналов СССР через АПН. Но с развалом Союза, все снимки в АПН, накопленные десятилетиями тяжелого труда фотографов-сподвижников, были уничтожены. Приемник АПН Риа-Новости извинений за это варварство никому не принесло.
Интервью с Кренёвым Валерием Александровичем, являвшимся пилотом-инструктором в том историческом перелете
— В том знаменательном перелете мы не знали, что делают физики на борту и с какой миссией они летят, видимо было все чрезвычайно секретно Из-за важной миссии и нас не информировали. Уже позже, начиная со второго перелета, у нас на борту стояла секретная в те времена физическая установка «Игла» - радиолокатор высокой разрешающей способности. Тогда мы летали над всеми запрещенным или секретным территориям, и эти снимки были интересны как физикам, так и военным.
Было тяжело, что тут говорить. Своими полетами мы выполняли много задач, одой из которых было нахождение оптимальной трассы для перелета в Антарктиду. В результате был утвержден маршрут с африканского континента.
— Валерий Александрович, Чилингаров Артур Николаевич как-то сказал, что все полеты в Антарктику происходили с ЧП. А какое происшествие было в самый первый перелёт?
— Не было никаких ЧП! Чилингаров категорически не прав!
Интервью с Кравченко Евгением Дмитриевичем, командиром отряда, 13 лет проработавшим на полюсе
— В 1961 году я пробыл на полюсе целый год. Тогда я был членом Государственной комиссии, я принимал аэродром. Принимал его постройку, снимал лыжи с ИЛ-14 и бил машину о взлетно-посадочную полосу, не задумываясь о том, что будет с машиной, с той лишь целью, чтобы иЛ-18 не разбился и не повредил себе ничего, чтобы не пострадали внутри машины люди, в числе которых были корреспонденты, начальники, физики. Нельзя было допустить, чтобы на виду всего мира наши споткнулись! А смотрели в тот день на нас все! В том числе и кинематографисты Советского Союза. По материалам экспедиции был смонтирован документальный фильм.
— Как к вам относится государство?
— Это длинный разговор. Рассказывать, как я отношусь к Президенту, партиям, это все пустой разговор. Не очень уютно живется. Бюрократии стало гораздо больше, чем было во всем Советском Союзе. К примеру, я вторую неделю сижу дома без воды и газа. Кругом течет и разрушается. Вот такая картина.
— Ваше-то отношение к государству понятно. А как оно — государство лично к вам, героям относится сегодня?
— Когда я уходил с работы у меня был стаж 60 лет. Я получаю трудовую пенсию, получаю за инвалидность, и еще за отказ от медицины получаю доплату. Считаю, что это нормально (сказано с сарказмом - прим. автора). Мои ребята по отряду не инвалиды, деньги за инвалидность не получают.
— Когда вы перевозили по Антарктиде людей — кто для вас считался более ценным кадром на полюсе, а кто бездельником? К примеру — физики, чекисты, ...?
— Все были одинаковыми — пассажирами! И ко всем отношение было ровное. Никому не отдавался приоритет. Все шло по заданию начальника экспедиции. Он дал здание - мы выполняем.
— Чем занимались физики в те памятные перелеты?
— Сейсморазведкой, космосом, много было электронщиков.
— Вы человек с чрезвычайно активной позицией. За вечер, Евгений Дмитриевич, неоднократно брали слово, вспоминали множество веселых и грустных историй. Давали жесткую оценку, как своим соратникам, так и государству. Особенно меня впечатлил рассказ о гене рале Васильеве - начальнике инспекции, прилетевшем проконтролировать вас. О том, как этот самый Васильев улетел, позорно сбежал из Антарктиды, испугавшись жестких условий самого южного континента, а также вашего с коллегаМи отказа воспринимать его абсурдные приказы. Вот как такого человека как вы, говорящего правду, могли выпустить за пределы СССР? Ведь вы и раньше та ким были? не стал летчиком.
— Всегда таким был, даже задиристым, что ли. Поэтому у меня нет звания героя, нет орденов советских, и даже за технический перелёт.
— Если бы вы родились не в те года, а чуть позже...
Я б не стал лётчиком. Я заканчивал летное училище, был в армии, а потом по «Миллиону двести» пришел в полярную авиацию.
Что такое «Миллион двести»?
— Это было большое хрущевское сокращение вооружения СССР в январе 1960 года. Все что сделал, что доброе, или где-то по недоумению совершал — ни о чем не сожалению.
У меня 28 диагнозов, нарушен позвоночник в трех местах - все это заработал там, в Антарктиде. Я ни о чем не сожалею, мы делали большое дело для нашей страны. Я родился здесь, и помирать буду здесь, хотя меня всюду из-за рубежа зовут. У меня родина одна — Россия.
Людмила Ивановна Горбунова — членкорреспондент PHAH дарит редакции ЭБ книгу заслуженного полярного летчика, командира Третьей Комплексной антарктической экспедиции Виктора Перова «От Арктики до Антарктики», соавтором которой она является. Значительная часть издания посвящена научно-исследовательским полетам.
Послесловие
С этого дня «Полярник» стал для меня синонимом настоящего человека!
Когда во время фуршета я попросил слово и сказал о том, что мне приятно быть в этом обществе, о том, что я поражен искренностью выступающих людей, что впервые вижу, чтобы в юбилейный день провозглашали Тосты только за ушедших, мне все хором ответили, «мы же полярники!»