29.08.2021

В. И. Фомин

Валерий Иванович Фомин (род. 18 апреля 1940 года в Татарстане (ТАССР), д. Ново-Шешминск) — киновед и историк кино. Доктор искусствоведения. Действительный член киноакадемий «Золотой орел» и «Ника». Лауреат 18 премий профессиональных премий. Автор книг, выставок и документальных фильмов по истории отечественного кино. В настоящее время сотрудник Государственного центрального музея кино, готовит интернет-публикацию полной коллекции сохранившихся монтажных листов советских фронтовых операторов 1942-1945 гг.

Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 699-700 — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). Фото: "Кадр из документального фильма "Орловская битва".

Солодков Алексей Владимирович (1898 – погиб 13 июля 1943).

Кинооператор. Родился в селе Симоново Тульской губернии. В 1912–1923 – ученик в апте­ке, кинолаборатории, копировщик, фотограф. В 1923–1941 – оператор фабрики «Пролеткино», затем киностудии «Мосфильм». С 1941 – оператор Центральной студии кинохроники.

В киногруппе Брянского фронта с февраля 1942 г.

Служебная характеристика засвидетельствовала:

«Киногруппа Брянского фронта

Оператор – Солодков А.В.

За полугодие заснял 13 сюжетов, из них 2 – боевых, 6 сюжетов были приняты и ча­стично использованы в фильме "День войны" ("Помощь колхозникам", "В прифронтовом городе", "Первый бой пулеметчика Горностаева"), 2 сюжета вошли в СКЖ, 1 – в Летопись и 2 – в Фильмотеку.

Тов. Солодков – опытный оператор, умеющий снимать кадры, интересные по форме и со­держанию. В событийной, документальной съемке боевых действий проявил себя мало, что можно отчасти объяснить объективными условиями работы. Им снят один из немногих сюжетов Брянского фронта, показывающих результаты операции – "Результаты одного боя" (СКЖ № 58).

Отличительными чертами т. Солодкова являются наблюдательность и хороший вкус. Он умело применяет метод организованной документальной съемки, тактично снимает людей в разнообразных условиях и положениях. Один из лучших его сюжетов – "Первый бой пулеметчика Горностаева". Это сюжет с насыщенным действием, хорошо сделанный в фотографическом отношении.

В съемке сюжетов "Помощь колхозникам" и "В прифронтовом городе" оператор проявил много наблюдательности и умения выявить тонкие переживания и взаимоотношения людей.

Директор Центральной студии кинохроники Головня.

Редактор Попов».

(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 66. Л. 60.)

И еще отмечалось начальством: «В боевой обстановке смел и выдержан».

Погиб 13 июня 1943 г., получив минное ранение. Похоронен в районе города Новосиль.


МОНТАЖНЫЕ ЛИСТЫ ФРОНТОВЫХ КИНООПЕРАТОРОВ

Монтажный лист операторов А. Солодкова, И. Гутмана, М. Прудникова «Лунинцы прифронтовой железнодорожной станции» - из папки «Монтажные листы кино-операторов на сюжеты, снятые в дни Отечественной войны 1942 г. с № 902 по № 1150 (оригиналы военного отдела студии)»

Монтажный лист оператора А.В. Солодкова «Фашистский асс» - из папки «Монтажные листы кино-операторов на сюжеты, снятые в дни Отечественной войны 1942 г. с № 902 по № 1150 (оригиналы военного отдела студии)»


Материалы по теме