Киностудии / Л

Информация о киностудиях РСФСР и СССР, созданных в период 1918-1993 гг.

Ленинградкино (1925—1926)
Ленинград

См. «Ленфильм».

ЛЕНИНГРАДСКАЯ КИНОСТУДИЯ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫХ ФИЛЬМОВ ("ЛЕННАУЧФИЛЬМ"; с 2012 года филиал ОАО "Центр национального фильма") (1933)
Ленинград, РСФСР, СССР (ныне Санкт-Петербург, Российская Федерация)

1983 — Орден «Знак Почета»

1932 — 1933 — Ленинградская фабрика треста "Союзтехфильм" (основана в 1933 на базе отдела "Культурфильм" и Военного сектора к/ф-ки "Роскино" (ныне "Ленфильм"); по другим данным на базе отдела культурфильмов Ленинградской фабрики "Союзкино").

1933 — 1942 — Ленинградская киностудия научных и учебно-технических фильмов ("Лентехфильм").

1942 — 1944 — эвакуирована на "Сибтехфильм".

1942 — 1944 — Ленинградская Объединённая киностудия научно-технических и хроникально-документальных фильмов (на базе Ленкинохроники и Лентехфильма). 

В годы Великой Отечественной войны и во время блокады Ленинграда операторы киностудии снимали уникальные материалы о жизни прифронтового города и боевые действия на Ленинградском и Волховском фронтах, вошедшие в летопись Великой Отечественной войны.

С 1946 — Ленинградская студия научно-популярных фильмов ("Леннаучфильм").
2004 — федеральное государственное унитарное предприятие творческо-производственное объединение "Санкт-Петербургская киностудия научно-популярных фильмов" (ФГУП «ТПО «Леннаучфильм»).

4 апреля 2004 Филиал "Леннаучфильм" ОАО "ЦНФ" (Филиал "Леннаучфильм" Открытого акционерного общества "Центр национального фильма", ИНН: 7743085021, адрес: 192019, г. Санкт-Петербург, ул. Мельничная)

2015 — Филиал «Леннаучфильм» АО «ТПО «Киностудия им. М. Горького» (ИНН 7717149198)

Студия имела комплекс помещений и оборудования, обеспечивающий выпуск до 140 фильмов в год, 3 павильона. Съёмочный процесс обеспечивали производственные цеха: декоративно-технический, сооружений, светотехники, звукотехники, мультипликации, обработки цветной и чёрно-белой пленки, комбинированных съёмок, съёмочной техники. 
На киностудии в разные годы работали такие известные кинодокументалисты, как Павел Клушанцев, Лазарь Анци-Половский, Владимир Гранатман, Людмила Лазарева, Мария Клигман и многие другие.

4 апреля 2004 года путём бъединений государственных предприятий создаётся Открытое акционерное общество "Центр национального фильма" (ОАО "ЦНФ"; ИНН 7743085021; правопреемник «Центрнаучфильма», и «Леннаучфильма»). 
29 апреля 2015 года завершена процедура реорганизации в форме присоединения Открытого акционерного общества «Центр национального фильма» к Акционерному обществу «Творческо-производственное объединение «Центральная киностудия детских и юношеских фильмов им. М. Горького» (Распоряжение Росимущества от «31» декабря 2014 г. № 1355-р).
В соответствии с решением единственного акционера (Распоряжение Росимущества №117-р от 11 марта 2015 года) в Санкт-Петербурге создан Филиал «Леннаучфильм» АО «ТПО «Киностудия им. М. Горького».
В соответствии с законодательством Российской Федерации в результате реорганизации в форме присоединения Акционерное общество «Творческо-производственное объединение «Центральная киностудия детских и юношеских фильмов им. М. Горького» является правопреемником по всем правам и обязательствам Открытого акционерного общества «Центр национального фильма», и будет исполнять все обязательства, принятые ранее Открытым акционерным обществом «Центр национального фильма» от собственного имени.

Ленинградская Объединённая киностудия научно-технических и хроникально-документальных фильмов (1942—1944)
Ленинград, РСФСР, СССР

В начале Великой Отечественной войны киностудия была создана на базе Ленкинохроники и Лентехфильма.

М. Голик. Блокада: Ленинградская объединенная киностудия

ЛЕНИНГРАДСКАЯ СТУДИЯ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ФИЛЬМОВ (1932)
Ленинград, РСФСР, СССР (ныне Санкт-Петербург, Российская Федерация)

1982 — Орден Трудового Красного Знамени

Одна из крупнейших документальных студий страны. Начала свою деятельность в 1918 в составе Петроградского кинокомитета, затем — отдел кинохроники при к/ф-ке "Севзапкино".

1932 —1942  Ленинградская студия кинохроники" ("Ленкинохроника").

1942 — 1944 — Ленинградская Объединённая киностудия научно-технических и хроникально-документальных фильмов (на базе Ленкинохроники и Лентехфильма). 

1944 — 1991  Ленинградская студия документальных фильмов.

С 1991 — Санкт-Петербургская студия кинохроники.

Многие фильмы киностудии удостоены призами Московского и Всесоюзного кинофестивалей. Среди paбот студии: "Ленинград в борьбе" (1942, план к и монтаж Р. Л. Кармена, Н. Г. Комаревцева, В. М. Соловцова, Е. Ю. Учителя), "Русский характер" (1957, сценарий И.М. Котенко, режиссёр Е.Ю. Учитель), "Подвиг Ленинграда" (1959, сценарий И.М. Котенко, Е.Ю. Учитель, В.М. Соловцов), "Их было 39" (1963, сценарий Я. Филиппова, режиссёр. Л. С. Черенцов, оператор О. В. Лучинин), "Время, которое всегда с нами", (1965, сценарий Б.Т. Добродеев, реж. С.Д. Аранович, оп. А К. Ксенофонтов, Ю.М. Лебедев), "Взгляните на лицо" (1966, сц. С. А. Соловьёв, режиссёр П.С. Коган, оператор П.М. Мостовой), "Военной музыки оркестр" (1968, авторы сценария и режиссёры П.С. Коган, П.М. Мостовой, оператор П.М. Мостовой) и многие другие.
Ряд фильмов студии отмечен Государственными премиями СССР и РСФСР.
Студия (по состоянию на 1982 год) выпускала: ежегодно — 40 документальных, технико-пропагандистских и научно-популярных фильмов; ежемесячно — 9 10 к/ж "Ленинградская кинохроника", "Наш край", "Панорама", "Северные зори", "Советская Карелия", до 20 сюжетов для к/ж ЦСДФ "Новости дня", до 50 названий разных видов кинорекламы (с 1972). 
В рейтинг самых лучших документальных кинокартин, созданных за 100 лет мирового кино вошли 4 ленты Санкт-Петербургская студия кинохроники: «Взгляните на лицо» Павла Когана, «Лето Марии Войновой» («Мария»), «Советская элегия» Александра Сокурова и «Наша мама герой» Николая Обуховича.

Лев Лурье, историк, журналист, писатель (www.5-tv.ru; 04.04.2009): "В девяностые годы на студии было очень грустно — фильмы не снимались, заказа не было. Главный подвиг, который совершили работники студии, в том, что они сумели сохранить вот эти километры документального кино. Документального, то есть фиксирующего историю. Это настоящее сокровище, которое сохранено и будет храниться здесь, на Крюковом канале."

Сергей Литвяков, кинорежиссер, звукорежиссер (www.5-tv.ru; 04.04.2009): "Снимать документальное кино в Советском Союзе честно практически невозможно. Это все равно, что танцевать в балете с гирями на ногах. Тем не менее, здесь действительно жили искусством и снимали фильмы не для начальства, а для будущего. Классикой останутся знаменитые кадры Семена Арановича «Похороны Ахматовой», фильм Николая Обуховича «Наша мама – герой», положенный на полку. Выживать помогала взаимовыручка, любовь к своему делу. О том, что будет думать начальство, находясь смотреть в просмотровом зале, старались думать как можно меньше.
Студия, конечно, имела и имеет очень большой архив хроники, киножурналов, документальных фильмов. Благодаря Сергею Геллеру, который у нас занимается архивным материалом, очень много сохранилось. Сейчас студии пришлось передать эти архивы «Ленфильму», но хранятся они все равно здесь. В любой момент можно обратиться к этим архивам и увидеть уникальные материалы, просто уникальные.
Для телевидения авторское документальное кино — слишком сложное искусство, которое не делает рейтинг. Документалистика здесь подчиняется западным форматам – она должна быть занятной и доступной для зрителя. В кинопроизводстве сегодня главную роль чаще всего играет не режиссер, а продюсер. Кто платит, тот и заказывает музыку. Художнику, который хочет сделать что-то новое, выжить в таких условиях чрезвычайно трудно. Документальное кино становится искусством элитарным, познакомиться с ним можно лишь на специальных фестивалях. Студия документальных фильмов Санкт-Петербурга все еще делает кино, которое получает фестивальные призы. Но это кино почти не видят зрители."

Анна ГАНШИНА, сценарист, редактор, режиссер, журналист (www.balayan.info): "ЛСДФ была лучшей документальной студией СССР. Это действительно так. Это аксиома, прочно укоренившаяся в сознании кинематографистов и киноведов. Это что-то вроде любимого ребенка, вызывающего особые, нежные чувства, не всегда даже выразимые словом.Но можно сказать и иначе: это любимая собака, брошенная по старости на произвол судьбы. Кем — брошенная? Властями. Кинематографическим руководством. Режиссерами. Зрителями. Киноведами. Самим кино. Жизнью… Всеми нами и всем, что внутри нас и вокруг нас. Это жестокое сравнение возникает от того, что до обидного мало мы (киноведы и критики среднего и молодого поколения, а то и зрелого возраста) знаем о тех людях, которые снимали на ЛСДФ на закате ее мощи и славы. Да, знаем о Сокурове. Гораздо меньше — о СеменюкеЛитвяковеОбуховиче и Косаковском. Почти ничего — о Сергее Скворцове. Речь идет, конечно, о качестве этого знания, а не о его количестве. Хотя и количество тоже не помешало бы..." (полностью текст на сайте Валерия Балаяна).
ЛСДФ. НАЧАЛО И КОНЕЦ ИСТОРИИ (статья Анны Ганшиной на сайте #МузейЦСДФ)
 
ЛЕНФИЛЬМ (1925)
Ленинград, РСФСР, СССР (ныне Санкт-Петербург, Российская Федерация)

1925 — 1926 — Ленинградский кинохудожественный трест «Ленин­градкино» (создан на базе «Севзапкино» и «Кино-Севера»).

1926 — 1930  Ленинградская фабрика «Совкино».

1930 — 1932  Ленинградская фабрика «Союзкино».

1932 — 1933  Ленинградская фабрика «Росфильм».

1933 — 1934  Ленинградская фабрика «Союзфильм».

1934 — 1935  Ленинградский кинокомбинат.

С 1935  «Ленфильм».

1936 — 1976 — Ленинградская ордена Ленина киностудия «Ленфильм».

1976 — 1993 — Ленинградская ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени киностудия «Ленфильм».

1994 — 1996 — Санкт-Петербургская киностудия «Ленфильм».

1996 — 2003 — Санкт-Петербургское Государственное Унитарное предприятие «Киностудия «Ленфильм».

С 2001 — ФГУП "КИНОСТУДИЯ "ЛЕНФИЛЬМ" (ПРИКАЗ Минкультуры РФ от 19.09.2001 № 977).

2003 — 2004 — федеральное государственное унитарное предприятие «Творческо-производственное объединение «Киностудия «Ленфильм».

С 2004 — Открытое акционерное общество «Киностудия «Ленфильм».

«Ленфильм» продолжал работать даже в годы Великой Отечественной войны. Летом 41-го кинематографисты работали над боевыми киносборниками.
27 августа 1941 года было принято решение об эвакуации «Ленфильма» в Алма-Ату.

15 ноября 1941 основные сотрудники «Ленфильма» были эвакуированы в Казахстан, где вместе со своими коллегами из «Мосфильма» вошли в состав ЦОКС — Центральной Объединенной Киностудии. Несмотря на объединение фильмы под легендарной маркой «Ленфильма» продолжали выходить, а сами ленинградские кинематографисты называли себя ленфильмовцами. Операторы "Ленфильма" вели документальные съемки на фронтах и в осажденном Ленинграде. Центральная Объединённая киностудия (ЦОКС) работала в Алма-Ате до 1944 года и выпускала в годы войны 80 % всех отечественных художественных фильмов.

11 сентября 2012 года состоялось открытое общественное обсуждение концепций развития киностудии "Ленфильм", организованное по инициативе Министерства культуры РФ, при участии Министра культуры РФ, на котором были представлены две концепции. Модель развития киностудии, озвученная председателем совета директоров "Ленфильма" Эдуардом Пичугиным и режиссером Сергеем Снежкиным, была окончательно утверждена.

12 октября 2012 года Росимущество согласилось с предложениями Министерства культуры РФ по составу руководства киностудии "Ленфильм". Первый заместитель руководителя ведомства Дмитрий Пристансков сообщил, что Председателем совета директоров ОАО "Киностудия "Ленфильм" утвержден Федор Бондарчук. В обновленный состав совета директоров вошли заместитель министра культуры РФ Иван Демидов, советник министра Андрей Аристархов, а также Александр Сокуров, Сергей Сельянов и Алексей Герман-младший. Дмитрий Пристансков представляет Росимущество в совете директоров ОАО «Киностудия «Ленфильм». Концепция развития киностудии, поддержанная на общественных слушаниях, предполагала модернизацию производственных мощностей студии.

В июне 2013 года в рамках Петербургского международного экономического форума банк ВТБ заключил с ОАО «Ленфильм» соглашение об открытии кредитной линии на сумму 1,53 млрд рублей на 10 лет. Как сообщил Министр культуры Владимир Мединскийгосударство выступит гарантом кредита, который необходим для реконструкции «Ленфильма». 

В 1940 — студия кинохроники на базе Каунасской к/ст (акционерное общество). В годы Великой Отечественной войны вся аппаратуpa была вывезена немецко-фашистскими оккупантами в Германию. После освобождения Литвы советскими войсками, в 1944 к/ст восстановлена.
В 1949 переведена в Вильнюс.
С 1954 реорганизована в к/ст художественных и хроникально-документальных фильмов.

В 1964 году были построены павильоны студии (в районе Антакальнис). К 1986 году на Литовской киностудии было снято 93 художественных фильма, 338 документальных фильмов, не считая 1490 выпусков киножурнала «Советская Литва», 2 мультфильма. Киностудия также дублировала на литовский язык 800 художественных фильмов.

После вступления Литвы в Евросоюз многие западные киностудии стали снимать фильмы и сериалы на базе Литовской киностудии.
В настоящее время комплекс зданий киностудии постепенно сносится, и строится новый, в нескольких километрах за городом.