Имя при рождении:
Jānis Reinholds Doreds

Дата рождения:
05 мая 1881
г. Венден, Венденский уезд, Лифляндская губерния, Российская империя

Дата смерти:
22 сентября 1954 (73 года)
г. Халден, Норвегия

Профессии:
военный корреспондент, кинооператор, кинорежиссёр, фотограф

Краткая биография

Доред Ян (Янис) (также известен как Иван Давидович Доред, Джон Доред (John Dored) (23 апреля (05 мая) 1881, Венден (ныне Цесис, Латвия) — 22 сентября 1954, Халден, Норвегия) — оператор игрового и неигрового кино. Фронтовой кинооператор Первой и Второй мировых войн.

Родился в усадьбе «Вейсман муйжа» около Вендена в семье гончара, учился в элементарной школе для мальчиков.

Доред: «После серьезного самоанализа должен признаться, что я прирожденный авантюрист. Вероятно, это в моей крови — искать беспорядки, окунуться в неизвестный мир, попасть в незнакомую ситуацию, даже с риском для жизни. Говорю это без всякого бахвальства. Никакой я не герой, хотя и не трус. Я делаю это не для денег и даже не из любви к своей профессии. Я ощущаю себя искателем полнокровных приключений безо всяких поисков власти или славы»

В 13 лет переехал к брату в Москву, где получил работу в одном из фотоателье. Изучал английский и французский; начал переводить фотолитературу с французского на русский. Освоив весь технологический процесс, стал одним из ведущих специалистов предприятия. После того, как на столе в кабинете директора увидел незнакомое сияющее устройство, молодой человек был очарован.

Доред: «Истина заключается в том, что не само устройство[кинетоскоп] меня очаровало. Меня привлекала возможность воспроизвести жизнь как она есть: динамической, а не только статической, как на фотографиях»

В 1906 году уехал в Париж и устроился в фирму «Братья Пате» (Pathe), где начал практиковать в области киносъемки и через год отправился в американский филиал фирмы.
В 1907 году снял в США первые самостоятельные кадры: катание на лодках в Колумбии, а также игровой короткометражный вестерн «The Sergeant» (1910).
После возвращения в Российскую империю в 1911 году работал в Москве. Снимал хронику и игровое кино (фильм «Дочь купца Башкирова» хранится в Госфильмофонде). В этот период работал под именем: Иван Давидович Доред.

С 1913 года работал и в игровом кино (в товариществе «Волга» Г. Либкена).

Во время Первой мировой войны снимал военные действия на различных фронтах как военный кинооператор Скобелевского комитета.

После 1917 года кинооператор фильмов, произведенных товариществом «Кино-жизнь» и Московскоим кинокомитетом. Снимал кинохронику событий, связанных с революцией и Гражданской войной, работал под руководством Троцкого и Подвойского.
В мае 1918 года в Саратове снимал последствия правоэсеровского мятежа (одна из первых по времени хроникальных киносъемок в городе).
В 1920 году, пройдя невзгоды Гражданской войны, после обретения Латвией независимости, вернулся в Ригу, где в 1921 году учредил собственное кинопредприятие «Стандарт».
В 1920 – 1925 — оператор рижского отделения «Братья Пате» / «Pathe News», снимал хронику в балтийском регионе и Польше; публиковал свои фотографии в «Иллюстрированном журнале» / Ilustrēts Žurnāls, вошли в альбом «Природа и жизнь Латвии» / Latvijas daba un dzīve (1927).

В январе 1924 года был единственным иностранным кинооператором, которому удалось нелегально снять похороны Ленина. Когда фильм был уже за границей, арестован ЧК и приговорён к расстрелу. После нескольких месяцев, проведённых в тюрьме, освобожден в связи с вмешательством правительств Великобритании и США[1].

В 1925 – 1950 — оператор американской фирмы «Паромаунт-Ньюс» (Paramount News). Снимал войну в Абиссинии, Испании, вступление гитлеровской армии в Австрию, Чехословакию, Польшу, встречу союзных войск на Эльбе. Мировой прессе в середине XX века был известен как Джон Доред (John Dored).

Во время гражданской войны в Испании был посажен в тюрьму, и только счастливый случай помог ему уйти от франкистов. Вскоре после войны Джону Дореду предлагали руководить нью-йоркским бюро иностранных новостей при «Парамаунт», но он отказался. Снимать войну, а не сидеть в конторе за столом, это был его удел.

Во время Второй мировой войны снимал вступление гитлеровской армии в Австрию, Чехословакию, Польшу, встречу союзных войск на Эльбе.

С 1950 года жил в Холдене (Норвегия).

В 2007 году в Латвии вышел документальный фильм «Остров Джона Дореда» / Džona Doreda sala, основанный на переписке Я. Дореда с его супругой Элизабет (режиссёр Дзинтра Гек[lv], Studio SB).

_____________________________________
1. Журнал Jana Gaita № 303 за 2020 год.

СЕМЬЯ

Отец — Доред Дэвид, из старинной латышской семьи, владел гончарной мастерской, после продажи которой служил у немецкого барона.
Мать — Доред (Гренчоне) Карлин.
Брат — Карлис Доред (1877 – 1940), жила в Москве.
Сестра — Юргенс (Доред) Анна (1878 – 1946).
Сын от первого брака — Доред Валтер (1904 – ?).
Вторая жена — Браадланд Элизабет (1908 –1972), норвежская художник и писатель, автор биографической книги о муже «Для меня земля круглая. Джон Доред рассказывает» (1955), а также романов «Я любил Тиберия» (1959), «Финикийская лестница» (1963), «Пилат и Назарянин» (1967). В браке с 1935 года.
Сын — Доред Юджин, проживает в США.

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

Игровые 

1910 — Сержант / The Sergeant (вестерн); номой; короткометражный; производство: Selig Polyscope Company (США); автор сценария Hobart Bosworth; режиссер Francis Boggs; продюсеры: Francis Boggs, William Nicholas Selig; оператор John Dored
1913 — Дочь купца Башкирова / Драма на Волге / Дочь купца; производство: Российская империя; оператор
1917 — Спекулянты; оператор совместно с А. Левицким 
1918 — Саботажники; оператор
1918 — Сигнал (фильм не сохранился); оператор совместно с Э. Тиссе

Документальные

1915 — Кавказская туземная дивизия (кавказская туземная дивизия. Командование дивизии объезжает войска. Солдаты дивизии роют траншеи, молятся); производство: Скобелевский комитет; оператор; (Учетный № РГАКФД: 11804)
1915 — Покоренные турецкие города Байбурт, Эрзингян и Мамахатун; производство: Биохром; режиссер С.С. Эсадзе; операторы: И. Доред, Эрколь, П. В. Ермолин; (Учетный № РГАКФД: 12861)
1916 — Наши Кавказские армии и флот по пути к Трапезунду; производство: Скобелевский комитет; операторы: И. Доред, Эрколь, П. В. Ермолов; (Учетный № РГАКФД: 11533)
1916 — Посещение их августейшим главнокомандующим Кавказской армии Великим князем Николаем Николаевичем; производство: Биохром; режиссер С. С. Эсадзе; операторы: И. Доред, Эрколь, П. В. Ермолин; (Учетный № РГАКФД: 12861)
1916 — Операция кавказских войск на Русско-турецком фронте; производство: [Военно-исторический отдел Кавказского военного округа]; операторы: И. Доред, Эрколь, П. В. Ермолов, С.С. Эсадзе
1916 — Путь борьбы кавказских героев; производство: Скобелевский комитет; оператор; (Учетный № РГАКФД: 11536)
1916 — Тортумское направление; производство: Скобелевский комитет; оператор; (Учетный № РГАКФД: 11540)
1916 — Герои и трофеи турецкой твердыни — крепости Эрзерума в Петрограде; производство: Военно-исторический отдел Кавказского военного округа; операторы: И. Доред, П. В. Ермолов, Эрколь, С.С. Эсадзе; (Учетный № РГАКФД: 11837)
1916 — Посещение их августейшим главнокомандующим Кавказской армии Великим князем Николаем Николаевичем; производство: Биохром; режиссер С. С. Эсадзе; операторы: И. Доред, Эрколь, П. В. Ермолин; (Учетный № РГАКФД: 12861)
[1916] — Военная организация Тифлисских гимназистов (Офицеры проводят смотр войск на площади. Общий вид парада. Богослужение во время парада); оператор; (Учетный № РГАКФД: 1050)
1918 — Защитники революционной России (Учетный № РГАКФД: 11746) — фрагменты фильма «Великое творение революции» (материалы поездки Высшей Военной Инспекции); 30 мин., ч/б, б/з, авторы – наркомвоен Николай Ильич Подвойский, кинооператор Иван Давидович Доред; реконструирован в 2015 году при поддержке РГАКФД; реконструкциия фильма — Валерий Слесарев, Денис Федорин, научные консультанты: д.и.н. Андрей Ганин, к.и.н. Анатолий Симонов[*]
1919 — Похороны погибших при освобождении г. Киева частями Красной армии; операторы: Я. К. Новицкий, И. Д. Доред; (Учетный № РГАКФД: 1181)

Кинопериодика

Автор около тысячи сюжетов для кинопериодики.

1918 — Кинонеделя № 26 (фрагменты); выпуск 3 декабря 1918 г.; производство: Москинокомитет; режиссер Д. Вертов; операторы: Э. Тиссе, П. Ермолов, И. Доред;  (Учетный № РГАКФД: 65)

Кинолетопись

1913 — Открытие Романовского моста в Ярославле (21 февраля 1913 г. Открытие Романовского железнодорожного моста через Волгу в Ярославле); производство: «Пате»; оператор; (Учетный № РГАКФД: 937)
1913 — Отдельные киносюжеты; Россия, [г.Ярославль, 21 февраля 1913 г. Съёмки И.Дореда];  производство: нет данных (Учетный № РГАКФД: 1028) 
1914 – 1918 — Военная хроника; производсто: Скобелевский комитет; оператор; (Учетный № РГАКФД: 768) 
1910 – 1916 — Полеты на аэродроме И. М. В. О.; оператор; (Учетный № РГАКФД: 1053) 
1916 — Прибытие в Саракамыш великого князя Николая Николаевича; оператор; (Учетный № РГАКФД: 1741) 
1918 — Хроника Гражданской войны. Создание регулярной Красной Армии; оператор;  (Учетный № РГАКФД: 689)
1918 – 1919 — Хроника Гражданской войны; оператор; (Учетный № РГАКФД: 665)
1918 – 1919 — Выпуск Красных офицеров — кавалеристов в Твери; оператор; (Учетный № РГАКФД: 11952)

*СПРАВКА


В 2014 году в Военном архиве была обнаружена переписка председателя Военной Инспекции с кинооператором И. Д. Доредом. Николай Ильич Подвойский просил не торопиться с печатью титров к хронике, снятой в инспекционных поездках, и подождать присылки, сочиненных им, Подвойским, надписей. Удивило то, что председатель ВВИ выступил в качестве сценариста и автора титров к фильму. Кроме титров им была предложена последовательность монтажа кадров и название фильма «Великое Творение Революции». Когда была закончена обработка документов Высшей Военной Инспекции, мы приступили к работе в фондах РГАКФД. Результат превзошел все ожидания: в архиве сохранилось около 500 метров кинолетописи инспекционных поездок, снятой И. Д. Доредом. В монтажных листах, составленных научной сотрудницей архива, были указаны название тех же городов, что и в титрах, совпадали объекты съёмки, указанные в описаниях кадров. Теперь мы могли объединить найденные титры с хранящейся в РГАКФД кинохроникой и реконструировать фильм «Великое Творение Революции». (Источник)

Цитаты

[...]В июле 1917 г. кинематография была представлена в Скобелевском комитете несколькими отделами. В Петрограде находились военно-кинематографический отдел, состоящий из 4 человек (заведующего и трех операторов: А.Л. Дворецкого, П. Новицкого, И.Д. Дореда); отдел социальной хроники (заведующий Г.М. Болтянский, оператор Е.М. Модзелевский и др.); отдел народного кинематографа, который представлял О.О. Лавцевич, а также отдел цветной фотографии (заведующий К.Ф. Коняев). В лаборатории (заведующий Я.М. Скарбек-Мальчевский) работали 13 человек. В московском отделении комитета сотрудничали известные кинематографисты: операторы А.А. Левицкий, Н.М. Топорков, П.К. Новицкий, К.К. Труше, режиссер В.А. Старевич, помощник режиссера М.Я. Шнейдер и другие.
Материальная база Комитета была сосредоточена в Петрограде и Москве. В Москве находилась кинофабрика на Верхней Масловке, в Петрограде - лаборатория. Прокатные конторы находились в обоих городах . Весь материал, снимавшийся в Москве, проявлялся и печатался в Петрограде. Это разделение, естественно, отрицательно сказывалось на работе кинематографического отдела.[...]

В. Магидов, доктор исторических наук, профессор, Источник

[...]Для истории крайне важно установить, кто же конкретно снимал события Первой мировой войны. Ведь у Комитета не было своих операторов для производства военных съемок. Производственные и прокатные его возможности были невелики. Поэтому для съемок привлекались кинематографисты других фирм. Так, в числе обнаруженных архивных документов имеются списки нижних чинов, прикомандированных к Скобелевскому комитету (даты отсутствуют). В списках среди других фамилия ратника 2 разряда И.Д. Дореда, известного кинооператора. Один из руководителей кинематографического отдела Ф. Кару пригласил на службу в комитет операторов-хроникеров московского отделения фирм Пате и Гомон. Вплоть до конца 1916 г., когда монополия комитета была отменена, все съемки на фронтах огромной протяженности производились всего пятью операторами. С.С. Гинзбург называет англичанина Дж. Эрколя, перешедшего от Пате, И.Д. Дореда, ранее представлявшего американские фирмы, и трех русских операторов – П. Новицкого, Н. Топоркова и П. Ермолова. Несколько позже, в октябре 1916 г., к Комитету в качестве рядовых были прикомандированы кинематографисты В. Старевич, С. Могилевский, К. Коняев и др.[...]
Мужественно и вместе с тем высоко профессионально снимали в самых трудных условиях Дж. Эрколь и И.Д. Доред. Последний под обстрелом, с палубы русского военного корабля, снимал морской бой. Несколько раз отличился Эрколь, снимая некоторые эпизоды даже с самолета. Во время съемок он был дважды ранен и награжден двумя Георгиями.[...]

Магидов В.Н., д.и.н., Источник

[...]В траурные дни января 1924-го бывший российский, а к тому времени американский хроникер Ян Доред произвел съемки похорон Ленина, но, поскольку не имел на это официального разрешения, был арестован агентами ОГПУ. Отснятый материал был конфискован, а сам оператор, проведший шесть недель в Бутырской тюрьме, был выслан из страны. Тем не менее, Доред сумел тайно вывезти из страны около 200 метров отснятого негатива (Soviets Imprison ASC Member For News "Scoop" in Filming Lenin's Funeral at Moscow // American Cinematographer. May 1924). Вообще, фото- и киносъемки на территории СССР были категорически воспрещены иностранцам, за исключением тех редких случаев, когда этого требовала высокая политика.[...]

Рашит Янгиров, историк кино, Источник

[...]Самая большая группа дореволюционных съемок (фильмы, журналы, «кинолетопись») более 500 единиц хранения относится к периоду первой мировой войны. Часть из них - съемки с участием семьи Романовых.
20 июля 1914 года оператор снял на Дворцовой площади перед Зимним дворцом в присутствии Николая П и Александры Федоровны патриотическую манифестацию в день объявления Германией войны России и молебен на Красной площади (6 августа 1914 года) в присутствии Николая П, Александры Федоровны, их детей и великой княгини Елизаветы Федоровны. В РГАКФД имеется также фрагмент фильма «Бр.Пате» «Высочайший смотр юнкеров в Москве и отъезд государя императора с августейшей семьей из Москвы 8 августа с.г.» со съемками А. К. Ягельского.
С началом войны разрешение проводить съемки военных действий Штабом Верховного Главнокомандующего было дано только военно-кинематографическому отделу Скобелевского комитета. Взятые на работу в комитет операторы разных фирм Н. М. Топорков, И. Д. Доред, К. Новицкий, П. В. Ермолов, А. К. Ягельский, С. Зебель, Труше и Дж. Эрколь старались запечатлеть все мероприятия, в которых участвовали члены царской семьи в этот период. Фиксировались все их пребывания в Ставке и поездки по российским городам. Комитет стал выпускать на экраны киножурнал «Русская военная «хроника», в первой серии которого он показал зрителям встречу в сентябре 1914 года в Барановичах Николая II с офицерами Штаба и великими князьями Николаем Николаевичем (Верховным главнокомандующим русской армией), Петром Николаевичем и Кириллом Владимировичем. Всего в архиве на хранении 14 серий этого киножурнала.[...]

О.А. Белякова, зам. директора, главного хранителя фондов РГАКФД, Источник

В историческом и художественном музее Цесиса с 9 июня[2021] текущего года можно увидеть выставку "Янис Доредс. Выдающийся фото- и кино-репортёр 20 века в мире". Выставка знакомит с фотографом и кино-репортёром Янисом Доредсом (1881–1954), его семьей и его чрезвычайно динамичной жизнью в Латвии, России, Европе и Америке. На выставке представлены уникальные фотографии и фрагменты кинорепортажей, сделанные Доредсом в самых горячих точках мира 20 века. Этой выставкой мы отмечаем 140-летие со дня рождения нашего земляка.[...]
Фильмы Ирмы Доредса снимались в США, и он был одним из первых операторов Голливуда. Но съемки в студии казались ему скучными. С 1920 по 1925 год Янис Доредс был корреспондентом "Pathe News" в странах Балтии и Польше, а с 1925 по 1950 год снимал самые значимые события 20-го века, такие как похороны руководителя России Ленина, экспедицию подводной лодки "Наутилус" на Северный полюс, вторжение Италии в Эфиопию в 1935 году, Гражданскую войну в Испании, бомбардировку Варшавы в 1940 году, открытие второго фронта в июне 1944 года и другие события. Его репортажи показывали в кинотеатрах всех европейских стран. О карьере кинооператора Яниса Доредса писала как европейская, так и американская и австралийская пресса.

Источник

Источники информации

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников, в том числе по материалам сайта https://timenote.info/ru/person/view?id=23520#person; Доред (Дорэд, Дорад) Янис Рейнхолд. — Текст : непосредственный // Барыкин, Е. Саратовский кинословарь / Е. Барыкин. (Изд. — Москва : Дубль-Д, 1996. — С. 32-33); справочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель: Вадим Горбатский, Изд.: — М.; НИИ Киноискусства, 2005; с. 65); справочник "Операторы советского кино" // Госфильмофонд России / сост. Н. М. Чемоданова. (Изд.: — М.: Киновек, 2011); Короткий В. М. "Операторы и режиссёры русского игрового кино 1897—1921" // Биофильмографический справочник. (Изд.:— М.: НИИ киноискусства, 2009).