Шапиро Евгений Вениаминович (27 августа (09 сентября) 1907, Санкт-Петербург — 10 сентября 1999, Санкт-Петербург) — оператор-постановщик игрового кино. Лауреат Сталинской (Государственной) премии СССР (1951). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1965). Беспартийный. Член СК СССР — СК России с 1957 года.[1]
В 1925 — 1927 — киномеханик в кинотеатре «Теремок» в Ленинграде.
В 1928 — 1930 — лаборант Ленинградской кинофабрики «Совкино».
В 1930 году окончил операторское отделение Ленинградского фотокинотехникума.
В 1930 — 1931 — оператор Ленинградской кинофабрики «Совкино» / «Союзкино».
В 1931 — 1932 — оператор кинофабрики Госкинпром Грузии.
В 1932 — апрель 1940 — помощник оператора, оператор киностудии «Белгоскино» / «Советская Беларусь».
С 13 апреля 1940 — оператор Ленинградской студии малых форм[2].
С 13 декабря 1940 по июнь 1941 — на киностудии «Ленфильм».[3]
Награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Союза ССР[4].
Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны. В РККА с июля 1941 года. Призван Куйбышевским РВК г. Ленинграда. Воинское звание: ст. лейтенант. Наименование воинской части: 23 А ЛенФ (23 А ЛенФ, 23 А, ЛенФ); 37 сп 56 сд ЛенФ (37 сп, 56 сд ЛенФ, 56 сд, ЛенФ); ПолитУ ЛенФ (ЛенФ); 56 сд 37 сп (56 сд, 37 сп); Кино-хроника 790/к; Куйбышевский РВК, Ленинградская обл.; Ленинградский ВПП.
Награжден орденами Красной Звезды (1943), Отечественной войны I степени (1985), медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и др.[5]
После войны — оператор-постановщик киностудии «Ленфильм».
Дед — Шапира Невах Мовшовъ, был агентом Русского страхового общества. В семье было две дочери и семеро сыновей: Полякова Александра, Шапиро Моисей Наумович (1884, Минск — 1970, Минск) — травматолог и ортопед, доктор медицинских наук, профессор; Шапиро Давид Невахов, присяжный поверенный; Шапиро Вениамин Невахов, банковский служащий (отец Евгения Шапиро); Шапиро Соломон Невахов, инженер в Ленинграде, погиб в блокаду; Шапиро Исаак Невахов, инженер; Молдавская Елизавета; Шапиро Моисей Невахов; Шапиро Иосиф Наумович (1887, Минск — 1961, Ленинград (ныне Санкт-Петербург), профессор-уролог.
Жена — Татьяна Михайловна Шапиро (18 апреля 1911 — 20 марта 1976, Ленинград (ныне Санкт-Петербург).
Дочь — Татьяна Евгеньевна Шапиро (род. 2 июля 1939 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург)) — монтажёр, член Гильдии кинорежиссёров.
Внучатая племянница — Левитман Елена Семеновна (внучка Моисея Наумовича Шапиро), автор воспоминаний "Семейный альбом".
Документальные
1934 — Трансмиссия (раздел кинокурса "Автодор"); оператор
1935 — Ходовая часть (раздел кинокурса "Автодор"); оператор
1936 — Советская Беларусь; совместно с Е. Менгденом
1943 — Путь открыт (Ленинград в первые недели после прорыва блокады); производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер И. Комаревцев; операторы: В. Синицын, В. Страдин, Е. Шапиро; звукооператоры Б. Картавенко, Е. Победина, К. Познышев
1944 — Великая победа под Ленинградом; оператор в соавторстве
1945 — XXVIII годовщина Октября; оператор в соавторстве
1945 — Ленинград встречает победителей; производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер: В. Соловцов; операторы: М. Блажков, А. Богоров, В. Левитин, А. Погорелый, В. Синицын, Г. Симонов, Б. Соркин, Г. Трофимов, Е. Учитель, Е. Шапиро; ассистент режиссера: Т. Прокофьева; звукооператор: Б. Картавенко
1945 — Физкультурный парад; оператор в соавторстве
1950 — Сады и парки Ленинграда; оператор в соавторстве
1951 — Мордовская АССР; полнометражный; производство: "Ленфильм"; режиссеры: И. Хейфиц, С. Деревенский; операторы: Е. Шапиро, А. Сысоев
Рекламные
1938 — Веселая ярмарка
1938 — Елка
1938 — Завязка романа
1938 — Посмотрите у себя
1938 — Профилактика
1938 — Спешите все
Игровые
1930 — Лицом к лицу (Командир снегов); оператор-постановщик совместно с В. Симбирцевым
1930 — Наступление (Мателл); пом. оператора
1931 — Человек из тюрьмы (Человек за решеткой); оператор-постановщик
1931 — Встречный; пом. оператора
1932 — Балтийцы; немой и звуковой варианты; пом. оператора
1936 — Искатели счастья (фильм о евреях-переселенцах, переехавших в биробиджанский колхоз «Ройте-Фелд»); немой вариант; режиссер совместно с В. Корш-Саблиным
1937 — Дочь Родины; немой и звуковой варианты; оператор-постановщик совместно с Б. Рябовым
1938 — Медведь; короткометражный; режиссер и автор сценария Исидор Анненский; оператор-постановщик
1939 — Человек в футляре; режиссер и автор сценария Исидор Анненский; оператор-постановщик
1940 — Преступление и наказание; короткометражный; (не выпущен); оператор-постановщик
1940 — Приятели; оператор-постановщик
1941 — Антон Иванович сердится; (восстановленный вариант 1988 года); авторы сценария: Евгений Петров, Георгий Мунблит; режиссёр Александр Ивановский; оператор-постановщик
1944 — Черевички (экранизация одноимённой оперы П. И. Чайковского); производство: ЦСКС; режиссеры и авторы сценария: Михаил Шапиро, Надежда Кошеверова; оператор-постановщик
1947 — Золушка; (цветной вариант 2009 года); сценарий Евгения Шварца по мотивам одноимённой сказки Шарля Перро; режиссеры: Михаил Шапиро, Надежда Кошеверова; оператор-постановщик
1948 — Спутники; (не завершен); оператор-постановщик
1949 — Александр Попов; автор сценария Александр Разумовский; режиссёры: Герберт Рапопорт, Виктор Эйсымонт; оператор-постановщик совместно с А. Назаровым
1952 — Живой труп (фильм-спектакль); оператор-постановщик
1953 — Алёша Птицын вырабатывает характер; производство: "Ленфильм"; автор сценария Агния Барто; режиссер-постановщик Анатолий Граник; оператор-постановщик
1954 — Запасной игрок; оператор-постановщик
1955 — Двенадцатая ночь; производство: "Ленфильм"; автор сцнария и режиссер Ян Фрид; оператор-постановщик
1958 — Шофёр поневоле; производство: "Ленфильм"; авторы сценария: Сергей Михалков, Климентий Минц ; текст песни Натальи Кончаловской; режиссёр-постановщик Надежда Кошеверова; оператор-постановщик
1958 — Евгений Онегин (фильм-опера); производство: "Ленфильм"; оператор-постановщик
1960 — Ребята с Канонерского; производство: "Ленфильм"; оператор-постановщик
1960 — Пиковая дама (фильм-опера); производство: "Ленфильм"; оператор-постановщик
1961 — Явление Венеры; короткометражный
1963 — Крепостная актриса; музыкальный фильм по оперетте Николая Стрельникова «Холопка»; производство: "Ленфильм"; оператор-постановщик
1964 — Когда песня не кончается; производство: "Ленфильм"; оператор-постановщик
1965 — На одной планете (кинолениниана); производство: "Ленфильм"; оператор-постановщик
1967 — Первороссияне (фильм снят по поэме Ольги Берггольц «Первороссийск»); широкоформатный; производство: "Ленфильм"; оператор-постановщик
1968 — Виринея (фильм снят по повести Лидии Сейфуллиной «Виринея»); производство: "Ленфильм"; оператор-постановщик
1970 — Любовь Яровая (по одноимённой пьесе Константина Тренёва); Мелодрама-притча по рассказу «Сон о белых горах» из повествования в рассказах «Царь-рыба» Виктора Астафьева.
1973 — Сломанная подкова (по мотивам романа Жюля Верна «Драма в Лифляндии»); производство: "Ленфильм"; режиссер-постановщик Семён Аранович; оператор-постановщик
1973 — Открытая книга (по одноимённому роману Вениамина Каверина); 2 серии; производство: "Ленфильм"; оператор-постановщик совместно с В. Мироновым
1974 — Соломенная шляпка (музыкальный телефильм по мотивам одноименного водевиля Эжена Марена Лабиша и Марк-Мишеля 1851 года); производство: "Ленфильм"; режиссер и автор сценария Леонид Квинихидзе; оператор-постановщик
1977 — Степанова памятка (экранизация уральских сказов П. П. Бажова «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Медной горы хозяйка», «Горный мастер» и других); производство: "Ленфильм"; оператор-постановщик
1977 — Собака на сене; музыкальный телефильм; производство: "Ленфильм" по заказу Гостелерадио СССР ; автор сценария и режиссёр-постановщик Ян Фрид ; оператор-постановщик
1979 — Путешествие в другой город; актер (роль художника-мариниста)
1979 — Таёжная повесть (по рассказу «Сон о белых горах» / рассказы «Царь-рыба» Виктора Астафьева); производство: "Ленфильм"; режиссер-постановщик Владимир Фетин; оператор-постановщик
1981 — Пропавшие среди живых; производство: "Ленфильм"; оператор-постановщик
1981 — Ночь на четвёртом круге; производство: "Ленфильм"; оператор-постановщик
Снимал сюжеты для киножурнала "Ленинградский киножурнал".
1942 — Ленинградский киножурнал № 9-10; производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер П. Паллей; операторы: А. Погорелый, А. Братуха, В. Страдин, Е. Шапиро, О. Иванов, Б. Синицын
1942 — Ленинградский киножурнал № 13-14; производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер В. Соловцов; операторы: А. Погорелый, А. Богоров, Б. Сорокин, Е. Учитель, Б. Синицын, Г. Трофимов, А. Ксенофонтов, В. Страдин, Е. Шапиро
1942 — Ленинградский киножурнал № 19-20; производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер С. Иванов; операторы: А. Погорелый, С. Фомин, Е. Шапиро, А. Ксенофонтов
1942 — Ленинградский киножурнал № 29-30; производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер Н. Комаревцев; операторы: В. Страдин, Е. Шапиро, С. Фомин
1942 — Ленинградский киножурнал № 31-32; производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер С. Якушев; операторы: Л. Медведев, В. Страдин, Г. Симонов, Е. Шапиро, С. Фомин
1942 — Ленинградский киножурнал № 35-36; производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер Л. Киказ; операторы: В. Синицын, Е. Шапиро, Е. Учитель, А. Братуха, Л. Медведев, Б. Сорокин
1943 — Ленинградский киножурнал № 5-6; производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер Б. Соловцов; операторы: А. Братуха, О. Иванов, А. Климов, В. Левитин, С. Масленников, Л. Медведев, А. Погорелый, Б. Сорокин, Г. Трофимов, Е. Учитель, Е. Шапиро
1943 — Ленинградский киножурнал № 8; производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер М. Клигман; операторы: А. Погорелый, Л. Медведев, А. Ажогин, Е. Шапиро, О. Иванов, И. Долгов, С. Фомин, В. Левитин, В. Синицын, Б. Сорокин
1943 — Ленинградский киножурнал № 9; производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер В. Соловцов; операторы: А. Ажогин, В. Синицын, Е. Шапиро, В. Страдин, Л. Медведев, Б. Сорокин, А. Братуха, А. Погорелый, Е. Учитель
1943 — Ленинградский киножурнал № 13; производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер В. Соловцов; операторы: О. Иванов, С. Фомин, Б. Синицын, Л. Медведев, А. Климов, В. Сорокин, А. Ксенофонтов, В. Левитин, В. Учитель, Е. Шапиро
1943 — Ленинградский киножурнал № 19; производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер Л. Киказ; операторы: Л. Медведев, В. Синицын, Г. Трофимов, Е. Шапиро, А. Ксенофонтов, Л. Левитин, А. Братуха
1949 — Ленинградский киножурнал № 15-16; производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер С. Якушев; операторы: В. Максимович, В. Погорелый, Б. Сорокин, А. Ксенофонтов, Е. Шапиро
1951 — Ленинградский киножурнал № 6-7; производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер В. Соловцов; операторы: С. Барташевич, О. Иванов, Я. Блюмберг, Г. Симонов, В. Валдайцев, Б. Синицын, Г. Донец, Г. Трофимов, И. Днепровский, Е. Шапиро
_____________________________
При подготовке материала использована информация открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД. Биография: Справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 920-922). Монтажные листы: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 830) Награды: информационный портал Министерства обороны РФ «Память народа». Раздел "Семья": Елена Левитман. Семейный альбом.
[...]Из воспоминаний кинооператора Евгения Шапиро:
Артемий Аграфенин, Источник
«В вечернюю смену 21 июня 1941 года я закончил снимать последний кадр на картине «Антон Иванович сердится». Актер Нелидов, игравший у нас профессора, пригласил меня и моего ассистента В. Фастовича в ресторан отпраздновать окончание съемок. Мы немного посидели и ушли. Была самая длинная белая ночь. Каждый из нас рассказывал о своих дальнейших планах. Так, проговорив еще какое-то время, мы расстались, и я уехал на дачу. Разбудил меня мальчик, который кричал с улицы: «Дяденька, война!».
Так же как Червяков, Фрид и многие другие ленфильмовцы, Евгений Шапиро ушел на фронт добровольцем.
«Меня направили во вторую дивизию народного ополчения, потом она была переформирована в 57-ю дивизию действующей армии. Там я и служил в пехотном полку командиром взвода, потом командиром роты», — вспоминал Шапиро.
В начале 1942 года Шапиро ранило, и он попал в госпиталь. Однажды бойцов посетил член Военного совета, начальник политотдела армии генерал Овчаренко, который страстно любил кинематограф. Ему рассказали, что в госпитале его армии оператор, старший лейтенант, снимавший фильм «Антон Иванович сердится».[...]
[...]Ленинградский кинорепортаж велся в течение всей блокады. Сейчас малое количество съемок в первый самый тяжелый год блокады, может быть, вызовет упрек кинодокументалистам. Но их было тогда очень мало. Часть погибла в первые месяцы войны, некоторые были ранены, многие болели.
Валерий Фомин, киновед, Источник
Им приходилось сразу работать на нескольких фронтах: под Ленинградом, на Волховском фронте, на Ладоге — на «трассе жизни», на флоте, в самом городе и у партизан в тылу врага.
С начала 1942 года операторов в Ленинграде несколько прибавилось. В город вернулся Е. Учитель; выздоровели больные, пришла молодежь — ассистенты операторов Л. Изаксон, Б. Дементьев, Э. Лейбович, Г. Захарова; хронику стали снимать оставшиеся в городе после эвакуации киностудий операторы художественных и научных фильмов: А. Погорелый, О. Иванов, А. Левитан, А. Ксенофонтов, Е. Шапиро.[...]
“Умер старейший кинооператор страны. Это был самый старый и любимый кадр “Ленфильма”: Евгений Вениаминович Шапиро, заложивший руки за спину, обходящий ежедневно его как владенья свои. 9 сентября ему исполнилось 92 года. А 74 года назад (!) перед ним стоял выбор: стать моряком или кинематографистом, о сделанном тогда шаге Евгений Шапиро, по его собственному признанию, ни разу не пожалел. Благословил его в профессию, отправив на съемку со своей камерой “Дебри”, великий кинооператор Андрей Москвин – в то время, когда Шапиро после окончания Ленинградского кинофототехникума проявлял пленку в лаборатории: на серьезную работу его не брали как буржуйского сынка. Евгений Шапиро стоял за камерой при съемках фильмов “Медведь” и “Человек в футляре”, “Антон Иванович сердится”, “Двенадцатая ночь” и “Запасной игрок”, “Евгений Онегин” и “Пиковая дама”, “Любовь Яровая” и “Виринея”, “Крепостная актриса”, “Соломенная шляпка”, “Собака на сене” и многих-многих других. Три года он был фронтовым оператором. В 1947-м он снял “Золушку”, которая не стала “советской Белоснежкой” только потому, что мы не в Америке живем. В последние годы его сравнивали с Фирсом: студия чернела без съемок – темнела без осветительных приборов, временами она была похожа на уже заколоченный гроб. Теперь, надо признать, жизнь медленно, мучительно, подчас коряво, но возвращается в эти старые стены. Наш Витаминыч исполнил свой долг – пронес свое тепло, свой свет через холод и мрак. Практически в одиночку, все старики уже ушли. Это было кино любви”.
Источник