Иосиф ПАСТЕРНАК

режиссёр, сценарист

Полное имя:
Иосиф Семёнович ПАСТЕРНАК

Дата рождения:
18 июня 1950
Киев, УССР, СССР

Профессии:
режиссёр, сценарист

Краткая биография

Пастернак Иосиф Семёнович (род. 18 июня 1950, Киев (ныне Украина)) — режиссер-документалист.

Окончил дирижерский факультет Киевской государственной консерваторией имени П. И. Чайковского

Работал ассистентом режиссера Феликса Соболева на киностудии «Киевнаучфильм».

В 1983 году по приглашению режиссера Ильи Гутмана снимает документальный фильм об охране окружающей среды в СССР — «Человек и природа» (1994; полнометражный; Производство: ЦСДФ; режиссеры: И. Гутман, И. Пастернак; оператор: В. Доброницкий).

С 1984 — режиссер Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ). 

Самые известные фильмы Иосифа Пастернака, снятые в СССР в годы перестройки, «Разведчик Николай Кузнецов», «Черный квадрат», «Александр Галич. Изгнание». 

Во время августовского путча 1991 года вместе с оператором Владимиром Головней снимал события внутри Белого дома в Москве. 

В середине 90-х годов Иосиф Пастернак был приглашенн во Францию снимать фильмы о России для европейского зрителя. Создание Евросоюза помогло расширить диапазон телеканала Entre – для культурного единения Европы. Программы Иосифа Пастернака одновременно смотрят жители германо- и франкоязычных стран.

В Москве на VI МКФ «Русское зарубежье» фильм Иосифа Пастернака об  одном из величайших композиторов 20-го века Сергее Прокофьеве — «Ромео и Джульетта в стране Советов» получил Гран-при в неигровом конкурсе.

Интервью с режиссером Иосифом Пастернаком –_часть 2.
Интервью с режиссером Иосифом Пастернаком_– часть 3.

Иосиф Пастернак — гражданин Франции. Постоянно живет в Марселе.

СЕМЬЯ

Данных нет.

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

1984 — Человек и природа (фильм об охране природы в СССР и проблемам с этим связанным); полнометражный; Производство: ЦСДФ; режиссеры: И. Гутман, И. Пастернак; оператор: В. Доброницкий
1984 — Дети планеты. Тревоги и надежды (Международный день защиты детей (нищета и смертность детей в развивающихся странах, милитаристская политика США)); Производство: ЦСДФ; режиссер; оператор: А. Кузнецов
1984 — Планету сохраним для счастья (о деятельности общественной организации женщин СССР — Комитета советских женщин); Производство: ЦСДФ; режиссер; оператор: В. Головня; автор сценария: В. Белобородько
1985 — Иду к тебе, Арктика (фильм об истории освоения Арктики с начала века до наших дней, защите окружающей среды); Производство: ЦСДФ; режиссер; автор сценария: В. Кузнецов; операторы: В. Головня, С. Ульянов; редактор: А. Голубев; консультант: Е. Толстиков; звукооператоры: В. Дорфман, П. Пивоваров; административная группа: Н. Желтухина, Г. Кульчицкий
1986 — Разведчик Николай Кузнецов (фильм 4-й цикла кототкометражных документальных фильмов «Люди-легенды», посвященного героям Великой Отечественной войны); Производство: ЦСДФ; режиссер; авторы сценария: Гутман И., Кузнецов В.; оператор: Доброницкий В.; дикторы: Глузский М.; редактор: Голубев А.
1986 — Спартак – действующие лица и... болельщики (фильм рассказывает об истории создания и сегодняшнем дне Всесоюзного спортивного общества "Спартак"; использована кинохроника: братья Андрей и Николай Старостины, Серафим и Георгий Знаменские); Производство: ЦСДФ; режиссеры: И. Гутман, И. Пастернак; операторы: В. Головня, В. Доброницкий 
Третий крик петуха
1986 — Водный транспорт СССР; Производство: ЦСДФ; режиссер
1986 — Третий крик петуха (фильм о социологическом исследовании борьбы с пьянством); Производство: ЦСДФ; автор сценария и режиссер; оператор: С. Гусев
1987 — Торгово-промышленная палата СССР; Производство: ЦСДФ; режиссер
1988 — Черный квадрат (фильм о советском авангардном искусстве; в фильме представлены современные художники — Дыбский, Жутовский, Кабаков, Штейнберг; художники размышляют о будущем искусства, о взаимоотношении искусства и власти в СССР; представлены работы Малевича, Зверева и др. художников русского серебряного века); полнометражный; Производство: ЦСДФ; режиссер; автор сценария: О. Свиблова; опеартор: В. Головня
1988 — Зойкина квартира (фильм-спектакль по одноимённой пьесе Михаила Булгакова); Производство: ВПТО "Видеофильм"; режиссеры и авторы сценария: Гарий Черняховский, Иосиф Пастернак; операторы: Виктор Доброницкий, Юрий Орлов

1989 — Александр Галич. Изгнание; Производство: Объединение по производству и прокату фильмов "Фора" при Кинофонде СССР
2004 — Ефрремов, письма забытой России; режиссер
2010 — Свободный человек: Андрей Сахаров; Производство: «13 Продюксьон» (Франция); Фильм создан для франко-германского канала «Арте»
2011— Ромео и Джульетта в стране Советов (об одном из величайших композиторов 20-го века Сергее Прокофьеве); , 52 мин.; режиссер; Гран-при в неигровом конкурсе на VI МКФ "Русское зарубежье" 

КИНОПЕРИОДИКА (выборочно)

1985 — Иностранная кинохроника № 12; режиссер
1985 — Иностранная кинохроника № 14; режиссер
1986 — Хроника наших дней № 4 ; режиссер; операторы: В. Дурандин, М. Хакулов, Н. Троценко, В. Головня, С. Гусев 
1987 — Советский спорт № 2. 10 минут с Николаем Озеровым; режиссер: операторы: Р. Комм, С. Кондаков

_________________________________
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников.  Фильмография — электронный каталог РГАКФД и ООО НЭТ-ФИЛЬМ.

Цитаты

Когда-то давно, когда я ещё делала свой дебютный фильм, режиссёр Иосиф Пастернак сказал мне: "Никогда не смотри свои фильмы. Особенно, ретроспективу". И рассказал мне историю об одном европейском режиссёре, который пришёл смотреть в кинозал ретроспективу своих фильмов. На целый день вошёл в зал смотреть свои картины. Но из зала больше не вышел. Умер. От вновь пережитых воспоминаний и сильных переживаний, которые связаны с теми стрессовыми ситуациями, творческими тупиками, потерями, ошибками, которые сопровождают съёмки и весь процесс создания фильма.
Я теперь понимаю те слова Пастернака... Я тоже с трудом теперь могу смотреть свои фильмы: тяжело становится обычно через год-полтора после того, как они выходят к зрителю...

Наталия Гугуева, режиссер, Источник

[...]Культурное пространство для авторского документального кинематографа в Европе сужается. Иногда мне кажется, что и то потепление, когда интерес к подобным картинам стал наиболее высоким, потихонечку проходит. Трагедия нашей жизни - документалистов - заключается в том, что мы когда-то приходили работать в кино художественное. Я же настолько доисторический, что ещё помню, что были в СССР кинотеатры, где показывали документальное кино. Человек приходил в зал, тушили свет и начиналось таинство. И я был воспитан, что во время таинства нужно сосредоточиться, молчать, переживать. Потом мы все оказались в этом проклятом ящике. Зазвонил телефон, заплакали дети, захотелось поесть. И таинства больше нет. Но есть такая вещь, которая называется рейтинг. Надо, чтоб было очень много зрителей. Странно даже предположить, что на Западе можно опубликовать книжку тиражом 3-5 тысяч экземпляров. Она же не станет бестселлером! Есть культурный интерес, а есть коммерческий. Фильм о Прокофьеве посмотрело 600 тысяч человек, пресса была комплиментарна. Можно считать, что это очень хорошо, а можно считать, что этого недостаточно - нужно, чтобы миллионы сидели и смотрели.[...]

Иосиф Пастернак, режиссер, Источник

[ Страница дополняется материалами ]