Лейбов Яков Соломонович (18 (31) декабря 1902, мест. Освея (ныне Верхнедвинский р-он Витебская обл., Республика Беларусь) — 12 января 1945, Венгрия[1]) — оператор игрового и документального кино. Член РКП(б) с 1925 года. Награжден орденом Отечественной войны II степени (посмертно).
С 1928 года в кино. На киностудии «Совкино» в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) совместно с Павлом Паллеем снял художественные фильмы «Лягавый» (1930), «Генерал Топтыгин» (1937); на киностудии «Союзкино» в Москве работал совместно с Г. Егиазаровым.
В 1921 — секретарь волостного исполкома в Освее.
В 1922 — курсант Губсовпартшколы (г. Витебск).
В 1922 — учетчик, инструктор продкомитета военкомата, упопномоченный уездного исполкома и уездного продкома.
В 1922 — 1923 — в военно-политической школе Западного военного округа (г. Смоленск).
В 1923 — 1925 — на клубной и политической работе в Красной Армии.
В 1926 — фотограф А/о «Белгоскино».
В 1927 — 1930 — оператор Ленинградской кинофабрики «Совкино» / «Союзкино».
В 1929 году окончил операторский факультет Ленинградского фотокинотехникума[2].
В 1930 — 1933 — на Московской кинофабрике «Союзкино» / «Росфильм» .
В 1933 — 1935 — кинолаборант Военной академии им. И.В. Сталина (ВАММ РККА)[3].
В 1935 — 1942 — на Одесской кинофабрике «Украинфильм» / Одесской киностудии художественных фильмов.
С апреля 1942 до 1944 — на Ташкентской студии кинохроники.
Фронтовой кинооператор во время Великой Отечественной войны. Призван в РККА в октябре 1944 года Кинокомитетом при СНК СССР. Звание — майор.
Убит на фронте попаданием осколка снаряда в голову. Похоронен в венгерском городке Шаторальяуйхей.
Данных нет.
Игровые
1928 — Не так страшен черт; короткометражный; фотограф
1929 — Генерал Топтыгин; производство: «Совкино»; короткометражный; режиссер С. Глаголев; оператор-постановщик совместно с Павлом Паллеем
1930 — Лягавый; оператор-постановщик совместно с Павлом Паллеем
1931 — Герои Мархоты; производство: Культурфильм; оператор-постановщик совместно с Григорием Егиазаровым
1933 — Гарри занимается политикой; производство: Росфильм (г. Москва); режиссер Б. Шелонцев; оператор-постановщик
1935 — Кондуит (по мотивам повести Льва Кассиля); звуковой и немой варианты; производство: Первая комсомольская кино-фабрика «Украинфильм» (г. Одесса); авторы сценария: Л. Кассиль, Л. Юдин; режиссер Б. Шелонцев оператор-постановщик
1936 — Педро; короткометражный; производство: Одесская киностудия; оператор-постановщик
1939 — Сельскохозяйственная выставка; производство: Одесская киностудия; оператор
1940 — Боксеры; производство: Одесская киностудия; оператор-постановщик
Документальные и научно-популярные
1930 — Забытый фронт ("Наш ультиматум"); оператор
1930 — Пушнина в СССР; оператор
1931 — Советским границам; асс. оператора
1940 — Зерно; оператор
1943 — Памяти Ахунбабаева; оператор в соавторстве с другими операторами
1943 — Съезд мусульман и выборы духовного управления Средней Азии и Казахстана; оператор
За время работы на Ташкентской студии кинохроники снял около 200 сюжетов, в том числе для "Союзкиножурнала".
1937 — Союзкиножурнал № 25; режиссер: С. Бубрик; операторы: Кармен, Макасеев, Богоров, Лейбов, Нагорный, Цеслюк, Цитрон, Ошурков
1942 — Союзкиножурнал № 74; режиссер: Л. Варламов; оператор: А. Щекутьев, К. Богдан, Я. Лейбов, М. Ошурков, Ф. Овсянников, В. Мищенко, А. Софьин, Е. Мухин, Т. Посельский, В. Страдин
1942 — Союзкиножурнал № 15; режиссер: И. Копалин; операторы: Г. Бобров, А. Каиров, Б. Макасеев, А. Щекутьев, А. Булинский, Я. Лейбов, В. Томберг, И. Касаткина, М. Прудников, А. Солодков, Е. Богоров
Сюжеты для кинолетописи
1943 — Антифашистский митинг народов Средней Азии; операторы: Я. Лейбов, А. Булинский
1944 — Добровольцы Закарпатской Украины вступают в Красную Армию (съемки проходили в г. Ужгород, 8-9 ноября 1944 года); оператор
1944 — Русские дети в Закарпатской Руси (4-й Украинский фронт, конец октября 1944 г. Медосмотр детей, вывезенных немцами из оккупированных районов России и Белоруссии в Закарпатье); оператор
[...]Вслед за освобождением Болгарии, Румынии, Венгрии, Чехословакии, Польши части Красной Армии освободили Австрию, участвовали в боях за избавление от фашистского ига народов Югославии, Дании, Норвегии.
В. И. Фомин, киновед (из книги «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.»)
Этот освободительный маршрут повсюду оказался отмечен могилами русских солдат. Их набралось почти миллион. В числе сложивших головы за освобождение от фашистского рабства оказались и многие наши фронтовые операторы, летописцы величайшего подвига нашего народа. Им особенно дорого пришлось
заплатить за эти победные съемки.
Снимая бои за немецкий город Бреслау, ставший после войны польским, погибли один за другим два самых отчаянных и умелых мастера фронтового кинорепортажа – Владимир Сущинский и Николай Быков.
В центре Вены появилась могила талантливого оператора, всеобщего любимца Семена Стояновского, погибшего во время штурма австрийской столицы. При освобождении Чехословакии погиб оператор Александр Эльберт. Венгерская земля упокоила фронтового оператора Якова Лейбова. В Югославии при съемке боев за город Триест был убит совсем молодой Виктор Муромцев… А уж тяжелейших ранений, полученных нашими фронтовыми операторами, запечатлевшими навеки освободительный поход Красной Армии по странам Европы, просто не счесть…[...]
Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Фильмография — электронный каталог
РГАКФД. Биография — справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2015; с. 491-492); «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 748-749). Наградные документы: Портал «Память народа». Подлинные документы о Второй Мировой войне (проект Минобороны РФ).