Голомб Иосиф Эммануилович (03 (16) октября 1920, Москва — 26 января 2005, Москва) — оператор документального и мультипликационного кино. Заслуженный работник культуры РСФСР (1985). Член КПСС с 1959 года. Член СК СССР — СК России с 1962 года.
В 1942 году окончил операторский факультет ВГИКа.
Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны. Прошёл Западный и 2-й Украинский фронты, снимал на Черноморском флоте. Почётный гражданин города Варна (Болгария).
Из характеристики 1945 г.: «Тов. Голомб – молодой кинооператор, постепенно улучшающий качество своих съемок. Сейчас он работает уже более уверенно и самостоятельно. По условиям, которые сложились на Черноморском театре за последний год войны, т. Голомбу не пришлось вести работы в боевой обстановке. Таким образом, нельзя говорить о том, что у него сложились качества боевого флотского корреспондента хроники. Тем не менее, у молодого оператора уже накопился немалый опыт по съемкам на море в условиях перехода кораблей из порта в порт. В частности, такие темы, как возвращение эскадры в Севастополь и переход румынских кораблей, были сняты им хорошо. Первый из этих сюжетов был отмечен четвертой премией.
Тов. Голомба можно считать ценным работником фронтовой группы и способным в дальнейшем занять место самостоятельно мыслящего корреспондента хроники».
(РГАЛИ. Ф. 2944. Оп. 28. Д. 362. Л. 46.)Источник: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» Советская фронтовая кинохроника 1941 — 1945 гг. (Автор Валерий Фомин; 2018 г.)
Награжден орденом Отечественной войны II степени (1985) и 7 медалями.
С 27 октября 1944 — асс. оператора 1-й категории, позже оператор Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ); работал на ЦСДФ до 10 мая 1950 года.
С августа 1950 по апрель 1951 — на Северо-Кавказской студии кинохроники.
С июля 1951 по март 1953 — на Сталинабадской киностудии художественных фильмов (позднее – «Таджикфильм»).
С июня 1953 по 1969 — оператор киностудии «Союзмультфильм».
В1969 — 1989 — оператор Творческого объединения «Экран» Центрального телевидения.
Один из создателей студии «Мульттелефильм» ТО «Экран» (1982 — 1988).
В 1988 — 1991— оператор студии «Пилот».
Один из создателей кукольного анимационного кино в СССР. Снял более 80-ти мультфильмов: «Карандаш и клякса», «Юля-капризуля», «Три медведя»; «Левша»; «Варежка», «Крокодил Гена»; «Следствие ведут колобки», «Падал прошлогодний снег» и многие другие. Работал с режиссерами И. Ивановым-Вано, С. Образцовым, В. Курчевским и многими другими.
Снимался в документальных сериалах «Союзмультфильм – сказки и были» (серия «Сказки старого Арбата», 2004), «Куклы в мире людей» (серия «Сценарий для Буратино», 2005)
Данных нет.
1942 — Севастополь; операторы: В. Микоша, Донец, Петросов, Запорожский, Берлингер, Д. Каспий, Афанасьев, Голомб
1945 — Будапешт; реж.: Беляев: операторы: Афанасьев, Лебедев, Касаткин, Рымарев, Рейзман, Голомб и др.
1946 — Земля родная; полнометражный; реж.: Ф. Киселев, В. Беляков
1946 — Румыния
1947 — День победившей страны; полнометражный; реж.: И. Копалин, И. Сеткина
1947 — Слава Москве; полнометражный: реж.: С. Бубрик, И. Посельский, Я. Бабушкин
1948 — Ясная поляна
1948 — Юные танкисты
1949 — Владимир Ильич Ленин; полнометражный; реж.: Михаил Ромм совместно с В. Беляевым; операторы: Б. Волчек; А. Левицкий и Г. Гибер (операторы документальных съемок В. И. Ленина), Э. Тиссе, Е. Славинский, И. Голомб
1949 — Они возвратились на Родину
1949 — Обновление земли
1949 — Чехословацкая делегация в СССР
Снимал сюжеты для кинолетописи и кинопериодики, в том числе:
1944 — Советское искусство № 6-7; реж.: С. Бубрик; операторы: И. Голомб, Л. Мазрухо
1950 — Новости дня № 17; реж.: С. Хаханова; операторы: Г. Голубев, И. Голомб, А. Сомдов, В. Страдин, В. Масс
1950 — Новости дня № 22; реж.: Э. Шуб; операторы: И. Голомб, Н. Киселев, И. Михеев, С. Семенов, И. Сокольников, А. Щекутьев
1950 — Советский спорт № 8; реж. Я. Бабушкин; операторы: М. Лифшиц, Н. Лыткин, А. Воронцов, С. Гусев, К. Пискарев, Н. Соловьев, С. Коган, И. Голомб, И. Гутман, М. Посельский
_____________________________________
Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД; Справочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель: Вадим Горбатский, Изд.: — М.; НИИ Киноискусства, 2005; с. 47-48). Биография: справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А. С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2015; с. 199-200, 202; ссылки на источник: РГАЛИ. — Ф. 2944. — Оп. 28. — Ед. хр. 362.). «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» Советская фронтовая кинохроника 1941 — 1945 гг. Монтажные листы фронтовых кинооператоров. Материалы к биографиям (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 691-692).
R.I.P. (2005)
Сергей Капков, журналист, киновед, автор ряда книг и статей о театре, кино и анимации., Источник
В отношении Голомба чаще других приходят на ум прилагательные «первый» и «последний». Он – один из последних фронтовых кинооператоров, доживших до наших дней. Теперь их осталось всего двое. Он – один из последних ветеранов-аниматоров, награжденных боевыми орденами и медалями не только СССР, но и других стран. Его имя занесено в Книгу почетных граждан Варны. Когда советские суда причаливали к этому болгарскому городу, первым в него вошел Иосиф Голомб. Пока моряки решали, кого послать в разведку, фронтовой кинооператор уже снимал улицы и людей.
Он – первый оператор, приступивший к покадровым съемкам в послевоенном кукольном кино. По сути возрождение объемной мультипликации в России началось с Иосифа Голомба, режиссера Евгения Мигунова и их фильма «Карандаш и Клякса – веселые охотники» (1954). Он – один из создателей студии «Мульттелефильм» знаменитого творческого объединения «Экран», сгинувшего с распадом Советского Союза. Первые в стране телесериалы о приключениях Незнайки, «Волшебник Изумрудного города» и «КОАПП» снимал именно Голомб. А еще были «Дядюшка Ау», «Честное слово», «Как старик корову продавал», «Жил-был Саушкин», «Солдатская сказка», «Обратная сторона Луны», «Крылья, ноги и хвосты»…
Он – первый из «стариков», кто поверил в независимые студии и встал у истоков «Пилота». Создатель и руководитель студии Александр Татарский гордился тем, что у него работает «сам Голомб». Иосиф Эммануилович, в свою очередь, чувствовал себя среди молодых как рыба в воде. «Мы ездили на его машине по Москве в поисках оборудования, - вспоминает Александр Татарский. – Скупали старую технику, станки. Все техническое обеспечение «Пилота» осуществлял Голомб. Человек мужественный и бесконечно добрый, он относился ко мне, как отец. А как он подходил к делу! У нас на студии ходил термин «молитва Голомба». Когда камера уже была заряжена, и вот-вот должна была раздаться команда «мотор», Иосиф Эммануилович замирал – закрывал глаза, вытягивался по стойке смирно и замолкал. Никто не знал, о чем он думал. Может быть, молился? А на самом деле, он вспоминал, все ли сделал правильно, ничего не упустил. Опытный оператор, а волновался, как школьник…»
Его время закончилось вместе с кинопленкой. Сегодня все снимают на цифру, и на том же «Пилоте» не осталось оборудования, которое с таким трудом доставал Иосиф Голомб. Но до последних дней этот удивительный человек сохранял поразительный оптимизм, энергию, дружелюбие, участвовал в любых киношных мероприятиях, посещал все премьеры, знакомился с начинающими режиссерами и художниками.
Иосиф Голомб скончался в Москве в среду, 26 января[2005]. До последних дней он сохранял поразительный оптимизм, энергию, дружелюбие. Один из последних фронтовых кинооператоров, Иосиф Эммануилович не расставался с профессией до 90-х годов, пока не закончило своё существование творческое объединение "Экран".
Источник
Голомб стоял у истоков советской кукольной анимации, создавал кукольный филиал "Союзмультфильма" и студию "Мульттелефильм". Как оператор, он снял такие знаменитые ленты: «Левша», «Лягушонок ищет папу», «Мой зеленый крокодил», «Крокодил Гена», «Падал прошлогодний снег», сериалы "Приключения Незнайки", "Волшебник Изумрудного города" и "КОАПП".