Опубликовано: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, т. 5: 1929-1932, Москва 1984, с. 313-327. Источник: 100(0) ключевых документов по российской и советской истории (1917-1991). Фото: "Сталин во время второй визита на строительство канала Москва-Волга. Перервинский гидроузел. 14 июня 1936 года". Источник: МАММ / МДФ.
О МОСКОВСКОМ ГОРОДСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ И О РАЗВИТИИ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА СССР
I. Успехи социалистического строительства и городское хозяйство
Октябрьская революция, ликвидировавшая буржуазно-помещичье господство, превратила городское хозяйство из средства дополнительной эксплуатации рабочих масс в организацию обслуживания их материальных и культурно-бытовых нужд.
Советская власть поставила городское хозяйство на службу пролетариату. Она "экспроприировала полностью все дома капиталистических домовладельцев и передала их городским Советам; произвела массовое вселение рабочих из окраин в буржуазные дома" (Программа ВКП(б)).
Ликвидировав старые буржуазно-купеческие и домовладельческие думы, пролетарская революция положила конец эксплуататорской политике в городском хозяйстве. Самым характерным для этой политики являлось направление основных средств на благоустройство кварталов, населенных буржуазными и зажиточными элементами, рабочие же кварталы и окраины тонули в грязи, были лишены света, воды, канализации, мостовых и самых элементарных удобств, несмотря на то что главная тяжесть городских поборов падала на трудящиеся массы. Снабжение жилищами подавляющей части населения находилось (а в буржуазных странах находится еще и до сих пор) в руках частных предпринимателей и служило средством самой беззастенчивой эксплуатации широких масс трудящегося населения, особенно наименее обеспеченных слоев пролетариата.
Городское хозяйство помещичье-буржуазной России, будучи крайне отсталым, стоявшим далеко позади европейских городов, пришло еще в больший упадок во время империалистической войны и контрреволюционной интервенции. Во время империалистической войны в городское хозяйство не только не вкладывалось никаких новых средств, но даже не производилось самого необходимого ремонта. Дома не ремонтировались с 1914 г., целые кварталы стояли разрушенными. Значительная часть жилищных фондов, водопроводной, канализационной сети вышла из строя и требовала капитального восстановления. Контрреволюционная интервенция и война белогвардейских генералов против Советской власти нанесли дальнейшие удары городскому хозяйству. В период интервенции ряд городов подвергся большим разрушениям (Ярославль, Киев, Одесса, Днепропетровск, Ростов, города Поволжья, Урала, севера Сибири и т. д.).
После победы над интервентами и окончания гражданской войны Советской власти пришлось прежде всего восстанавливать промышленность и сельское хозяйство, ввиду чего восстановление коммунального хозяйства оказалось на втором плане. Только за последние три года партии и Советской власти удалось взяться серьезно за приведение в порядок, восстановление и развитие городского хозяйства, что уже принесло серьезные осязательные результаты.
Городское хозяйство в основном закончило восстановительный и вступает в реконструктивный период. В настоящее время наряду с завершением восстановительного процесса там, где еще городское хозяйство полностью не восстановлено, главная задача состоит в том, чтобы развернуть работу по расширению, перестройке и развитию городского хозяйства применительно к требованиям, какие предъявляются сейчас бурными темпами индустриализации, увеличением городского населения, ростом бытовых и культурных потребностей широких трудящихся масс.
Индустриализация страны, создание новых промышленных очагов в крестьянских районах, переустройство всего сельского хозяйства на социалистических началах ведут не только к росту населения, и прежде всего пролетариата, в старых городах, по и к возникновению новых городов, к превращению так называемых городских поселков и нынешних районных центров в социалистические города, которые должны обеспечить культурный подъем и охрану здоровья широких трудящихся масс, повышение производительности труда и освобождение женщины-работницы от оков домашнего хозяйства.
В борьбе за пятилетку, за дальнейшие успехи социалистического строительства, за преуспевание социалистических предприятий, за улучшение материалъно-бытовых условий трудящихся, за культурный подъем и охрану их здоровья, за неуклонный рост реальной зарплаты – вопросы городского хозяйства (жилище, водоснабжение, освещение, отопление, канализация, городской транспорт, внешнее благоустройство, бани, прачечные, общественное питание) приобретают крупнейшее значение.
Пленум ЦК ВКП(б) ставит перед всеми партийными, советскими, профсоюзными и хозяйственными органами боевую задачу скорейшей ликвидации отставания городского хозяйства от общего развития и решительного перелома в темпах его развития.
II. Московское городское хозяйство
На основе общехозяйственного подъема и индустриализации страны партия добилась значительных успехов в деле развития городского хозяйства СССР. За последние годы широко развернулось жилищное и коммунальное строительство в промышленных центрах, рабочих кварталах и поселках.
В новое жилищное строительство за последние пять лет было вложено по СССР 3500 млн. руб., из которых только на 1931 г. приходится 1156 млн. руб. Выстроено 29 млн. кв. м жилплощади, из которых на один 1931 г. падает 10 млн. кв. м, причем количество вселенных в новые дома рабочих семей превышает один миллион, а в одном лишь 1931 г. будет вселено более 600 тыс. рабочих семей. Коренным образом перестроен ряд городов: Баку, Грозный, Сталинград, Новосибирск, Нижний Новгород и др. Построен заново ряд городов и рабочих поселков (Магнитогорск, Днепрострой, Кузнецк, Дзержинск и др.). Трамвайная, водопроводная и канализационная сеть значительно расширена за последние годы, проведены трамвайные линии заново в таких городах, как Баку, Минск, Сталинград, Свердловск, Пермь и др., причем почти все расширение трамвайной, водопроводной и канализационной сети приходится на рабочие кварталы.
ЦК констатирует, что на основе достижений партии и Советской власти и в результате правильной политики и практической работы Московской организации городское хозяйство Москвы также достигло серьезных успехов.
За годы революции переселено в старые благоустроенные дома, в которых жили буржуазно-зажиточные элементы, из подвалов и коечно-каморочных квартир больше полумиллиона рабочих и трудящихся.
Жилищный фонд Москвы за годы революции значительно увеличился. Только за последние пять лет построено 5 тыс. новых домов с общей площадью свыше 2 млн. кв. м, не считая надстроенных этажей и перестроенных под жилье нежилых помещений. В новую жилплощадь вселено свыше 450 тыс. человек, в том числе 70% рабочих, главным образом, новых и реконструированных предприятий. Выросли целые рабочие городки в районах Усачевки, Малых Кочек, Дангауэровки, Дубровки, Трехгорки и т. д.
Значительно увеличилась по сравнению с дореволюционным временем трамвайная сеть (с 262 км одноколейного пути в 1913 г. до 422 км одноколейного пути в 1931 г. – рост на 61%), за счет охвата рабочих районов, и количество трамвайных вагонов (с 816 до 1782 – рост на 118%); заново организовано автобусное и таксомоторное движение; увеличилась водопроводная сеть (с 537 до 805 км – рост на 50%) и подача воды (с 8,5 до 27 млн. ведер в сутки – рост на 218%), канализационная сеть – с 447 до 627 км, или на 40%, преимущественно по рабочим районам, осветительная сеть – на 34%, за счет присоединения рабочих окраин, и количество новых мощеных дорог около 2 млн. кв. м, из которых около 600 тыс. кв. м было перемощено усовершенствованными покрытиями (асфальт, брусчатка).
Значительно увеличилось социально-культурное обслуживание рабочих и трудящихся Москвы: охват детей школьного возраста начальными школами увеличился с 81 тыс. в 1913 г. до 166 тыс, человек в 1931 г., или на 105%, средними школами – с 30,7 тыс. до 85,2 тыс. человек, или на 184%, профтехническими учебными заведениями (техникумы, курсы и школы типа ФЗУ) – с 15 тыс. до 155 тыс. человек, или свыше чем в 10 раз, высшими учебными заведениями – с 33 тыс. до 121 тыс. человек, или на 267%. Широко развернута сеть детских площадок, садов и яслей (650 – с охватом свыше 150 тыс. детей, не считая специально организованных детских городков в Парке культуры и отдыха и в Сокольниках, пропускающих в летний период сотни тысяч детей). Ежегодно в летное время вывозится за город на несколько месяцев до 100 тыс. детей школьного возраста, 96% всех рождающихся в Москве детей проходят через консультацию.
Значительно выросла лечебная помощь; расширена и перестроена больничная сеть, число больничных коек увеличилось более чем в два раза; число амбулаторий и амбулаторных пунктов на предприятиях с 27 в 1913 г. выросло до 475 в 1931 г.; организованы заново пункты помощи на дому, построено 36 санаториев и домов отдыха для рабочих и широкая сеть вспомогательных и профилактических учреждений (диспансеры, консультации и т. п.).
Через дома отдыха и санатории, принадлежащие Мосздравотделу, в 1930 г. прошло свыше 100 тыс. рабочих и трудящихся, не считая сотни тысяч прошедших лечение в Крыму, на Кавказе и в других местах вне Московской области. Эти достижения нашли свое наиболее яркое выражение в уменьшении смертности населения Москвы вообще и детской смертности в особенности. В 1910-1914 гг. на одну тысячу населения умирало 25 человек, а в 1930 г. – 13 человек; на 100 детей в возрасте до 1 года умирало в 1910-1914 гг. 27 детей, а в 1930 г. – 12 детей.
Однако имеющиеся достижения в области городского хозяйства не удовлетворяют гигантски возросших бытовых нужд и потребностей трудящихся масс такого многонаселенного столичного центра, как Москва.
За годы революции выросла и коренным образом изменила свое лицо промышленность Москвы. Построено и введено в эксплуатацию за этот период свыше 50 новых и реконструировано 155 старых фабрик и заводов. Валовая продукция промышленности Москвы в 1929/30 г. по сравнению с 1913 г. выросла в 3 раза. Число рабочих возросло на 140%.
На базе роста промышленности происходил быстрый рост населения Москвы до 2800 тыс. человек в 1931 г. против 1618 тыс. человек в 1912 г., что составляет рост на 73%.
Дальнейшее развитие и реконструкция московской промышленности, развертывание бурными темпами новых отраслей производства и расширение культурных учреждений вызвали в последние годы громадный рост требований, предъявляемых городскому хозяйству.
Между тем развитие городского хозяйства отстает от роста рабочего и трудящегося населения столицы и его потребностей. Это отставание особенно обострилось в результате крупнейших недостатков в работе московского коммунального хозяйства. Именно следствием этих недостатков явились прорехи в трамвайном сообщении, недочеты жилищного хозяйства, плохое проведение дорожных и подземных работ, крайне неудовлетворительное санитарное состояние города и т. д.
Пленум ЦК считает совершенно правильным принятое Политбюро ЦК решение о выделении города Москвы в самостоятельную административно-хозяйственную и партийную единицу со своими органами управления и бюджетом. В условиях Московской области с большой концентрацией промышленности (25% всей валовой продукции СССР) выделение Москвы в самостоятельную единицу является необходимым условием действительного проведения в жизнь мероприятий по улучшению и развитию городского хозяйства.
Пленум ЦК одобряет разработанные МК и Моссоветом, рассмотренные и утвержденные Политбюро ЦК конкретные мероприятия по улучшению и развитию городского хозяйства и ставит перед Московской организацией боевую задачу полного и действительного проведения в жизнь этих мероприятий, в первую очередь – улучшения работ тех участков городского хозяйства, которые находятся в неупорядоченном состоянии (трамвайное движение, жилфонды, отопление, очистка города и т. д.).
Одновременно с текущими мероприятиями и выполнением программы капитальных работ этого года необходимо развернуть серьезную научную технико-экономическую разработку плана развития московского городского хозяйства, скорейшего приведения его в соответствие с бурным ростом промышленности и населения и соответственной распланировки г. Москвы как социалистической столицы пролетарского государства.
Пленум ЦК предлагает МК и Моссовету сосредоточить внимание на проведении следующих главнейших мероприятий:
1. Жилищное хозяйство. ЦК предлагает Московской организации и Госплану, совместно с Наркомфином, разработать трехлетний план жилищного строительства Москвы и его финансирования, с тем чтобы в течение этих трех лет по бюджету Моссовета и промышленности построить новых домов не менее чем на полмиллиона населения, не считая кооперативного и другого строительства, а также надстройки этажей.
Предложить ВСНХ СССР и РСФСР одновременно с промстроительством развернуть в Москве жилищное строительство в сроки и в размерах, потребных для удовлетворения жилищной площадью новых рабочих и технических кадров строящихся предприятий, с тем чтобы соответствующие хозобъединения уже в текущем строительном сезоне расширили и ускорили жилстроительство для вновь строящихся и реконструирующихся заводов ("Шарикоподшипник", инструментальные, станкостроительные и др.).
Пленум ЦК предлагает Мосгоркому и Горисполкому обеспечить полное выполнение в течение текущего строительного сезона намеченной программы достройки и нового жилищного строительства в г. Москве в размере 80 млн. руб. и обязывает ВСНХ СССР и ГУКХ обеспечить строительство материалами и оборудованием.
Первоочередной и важнейшей задачей Московской организации Пленум ЦК считает приведение в должное состояние в течение текущего летнего сезона всего наличного жилфонда – внутренний и наружный ремонт домов, ремонт отопительного хозяйства и т. д. – и организацию такой системы управления домами, которая гарантировала бы сохранность жилфонда, санитарное состояние его, всемерное развитие и укрепление жилкооперации.
Необходимо при этом учесть новые задачи быта. Нужно развернуть строительство прачечных для обслуживания отдельных крупных домов, либо групп домов; построить в 1932 г. не менее 15 таких общественных прачечных и приступить к строительству двух больших механизированных прачечных для общественных учреждений (больницы, детские дома и т. п.). Необходимо развернуть строительство дополнительной сети детских садов, площадок и яслей, приобретающих исключительно важное значение в связи со все большим вовлечением широких женских масс в производство. Сеть детских садов, площадок и яслей должна быть развернута таким образом, чтобы в течение двух лет охватить всех детей рабочих, занятых на производстве.
Ввиду того что главная сеть магазинов в Москве сосредоточена в центральных кварталах города, что создает для работы закрытых рабочих кооперативов огромные затруднения, ЦК считает, что московская кооперация и Московский Совет должны в течение ближайших двух лет построить достаточное количество магазинов со складами на окраинах города, в рабочих районах. Кооперация должна увязать эту свою работу с Моссоветом в части жилстроительства, с тем чтобы при строительстве домов была учтена необходимость устройства придомовых магазинов, складов и т. д.
2. Общественное питание и хлебопечение. Для расширения общественного питания и охвата им широких рабочих и трудящихся масс необходимо уже в этом году развернуть строительство широкой сети новых столовых, кафе, чайных, закусочных и создать для них соответствующую производственную базу (фабрики-кухни и т. п.).
Несмотря на то, что к настоящему моменту в Москве построено 5 механизированных хлебозаводов, процент механизированного хлебопечения крайне мал, а качество хлеба неудовлетворительно. ЦК предлагает Московской организации и кооперации в ускоренном порядке закончить к 1 октября начатое строительство двух новых хлебозаводов и включить в план 1932 г. строительство двух новых хлебозаводов с таким расчетом, чтобы к концу 1932 г. в основном механизировать хлебопечение Москвы.
3. Энергетическое хозяйство. Несмотря на огромные успехи в деле расширения и реконструкции электроэнергетической базы г. Москвы и Московской области, ЦК считает, что быстрый рост потребности в электроэнергии со стороны всех отраслей хозяйства, и в особенности промышленности Москвы и области, создает напряженное положение со снабжением Москвы и московской промышленности электроэнергией.
Вместе с тем ЦК считает, что до настоящего времени не было уделено достаточного внимания вопросу теплоснабжения Москвы и Московской области и что теплоснабжение Москвы не было увязано с электроснабжением.
Поэтому ЦК предлагает ВСНХ СССР разработать такую программу развития энергетического хозяйства Москвы, которая бы обеспечила удовлетворение как электрических, так и тепловых нужд города.
ЦК считает, что для полного удовлетворения возросшей потребности Москвы и обеспечения электрической и тепловой энергией новых промышленных предприятий и бытовых нужд населения города необходимо развитие всего энергетического хозяйства города в направлении теплофикации. Пленум ЦК предлагает ВСНХ разработать план строительства мощных теплоэлектроцентралей и форсировать практическое разрешение проблемы теплофикации, для чего в текущем году приступить к строительству Фрунзенской, Дангауэровской, к расширению первой теплоэлектроцентрали (ТЭЖЭ) и окончить к осени 1932 г. расширение ТЭЦ Теплотехнического института, доведя ее мощность до 60 тыс. квт. Пленум ЦК считает, что эти стройки должны быть обеспечены необходимыми средствами, материалами и оборудованием.
Пленум ЦК поручает Московской парторганизации развернуть работу по переводу крупных котельных установок с дальнепривозного на местное топливо (торф, подмосковный уголь) и максимально снизить удельный вес дровяного топлива в общетопливном балансе города.
Особо боевой задачей Московской организации является обеспечение Москвы в текущем году топливом для отопления домов.
ЦК считает, что в дальнейшем плане электрификации страны должна быть во всем объеме учтена задача развернутого строительства мощных теплоэлектроцентралей, в первую очередь в крупных индустриальных центрах, как старых (Москва, Ленинград, Харьков и др.), так и новых (Челябинск, Сталинград и др.).
4. Городской транспорт. Текущая работа по улучшению трамвайного хозяйства, его частичная реконструкция и расширение трамвайной сети, смягчая в известной мере транспортные затруднения города на данном этапе, не разрешают в целом общей проблемы развития пассажирского транспорта в Москве.
Пленум ЦК считает, что необходимо немедленно приступить к подготовительной работе по сооружению метрополитена в Москве, как главного средства, разрешающего проблему быстрых и дешевых людских перевозок, с тем чтобы в 1932 г. уже начать строительство метрополитена. С этим строительством необходимо связать сооружение внутригородской электрической железной дороги, соединяющей Северную, Октябрьскую и Курскую дороги непосредственно с центром города. Наряду с этим необходимо провести новое трамвайное кольцо по Камер-коллежскому валу, расширить трамвайную сеть в течение ближайших двух лет не менее чем на 150 км, с доведением количества вагонов до 3 тыс., и широко развить пассажирское автобусное движение, с доведением в течение ближайших трех лет количества автобусов в Москве до 2 тыс.
5. Дорожное и подземное хозяйство. Пленум ЦК одобряет программу работ этого года по перемещению улиц в Москве (в общей сложности 575 тыс. кв. м) и поручает Московскому комитету и Моссовету обеспечить полное ее выполнение.
Одновременно должен быть разработан конкретный план по мостовым и пригородным шоссе Москвы, исходя из необходимости замены в трехлетний срок булыжной мостовой усовершенствованными покрытиями (асфальт, брусчатка, клинкер) на всех основных улицах и площадях Москвы, с оборудованием всех этих улиц водостоками.
В соответствии с планом дорожных работ должен быть разработан план упорядочения всего подземного хозяйства (канализационная и водопроводная сеть, кабели и т. д.), с тем чтобы ремонт и приведение в порядок подземной сети проводились до замощения улиц усовершенствованными покрытиями. Одновременно должна быть начата работа по устройству усовершенствованных подземных коллекторов.
Для обеспечения всех этих работ поручить ВСНХ приступить к постройке в 1932 г. завода дорожных машин.
6. Водоснабжение. Несмотря на имеющиеся достижения в расширении водопроводной сети, проводимые до настоящего времени мероприятия не разрешают кардинально всей проблемы обеспечения Москвы водой. Нынешнее состояние Москвы-реки с ее крайне ограниченными водными ресурсами создает уже в ближайшее пятилетие угрозу как для водоснабжения Москвы, так и в особенности для судоходства. Наряду с проводимыми текущими мероприятиями, обеспечивающими расширение водоснабжения на ближайшие два года, ЦК считает необходимым коренным образом разрешить задачу обводнения Москвы-реки путем соединения ее с верховьем р. Волги и поручает московским организациям совместно с Госпланом и Наркомводом приступить немедленно к составлению проекта этого сооружения, с тем чтобы уже в 1932 г. начать строительные работы по соединению Москвы-реки с Волгой.
Не дожидаясь окончания проекта и работ по соединению Москвы-реки с Волгой, немедленно приступить к осуществлению составной части этих работ – постройки плотины на р. Истре, а также постройки в дополнение к Рублевской станции новой водофильтрационной станции. Пленум ЦК ставит перед Московской организацией задачу добиться к 1935 г. удвоения уровня душевого потребления воды.
7. Санитарное состояние города. Ввиду резкого отставания роста канализационной сети от роста города (627 км канализационной сети при общем протяжении городских улиц свыше 1 тыс. км). Пленум ЦК поручает Московскому комитету и Моссовету повести работу в этой области такими темпами, чтобы к 1935 г. привести канализационную сеть в соответствие с протяжением водопроводной сети. ЦК предлагает СНК и ВСНХ обеспечить план расширения канализационной сети трубами.
Предложить Московскому комитету и Моссовету в течение 2-3 лет механизировать все дело очистки города. Поручить ВСНХ организовать производство механизированного коммунального автотранспорта на заводах СССР (для перевозки, поливки, подметания, снегоочистки и т. д.).
Ввиду того что количество бань в Москве, несмотря на постройку двух новых бань и расширение установок душа по заводам, совершенно не удовлетворяет потребности населения Москвы, обязать Моссовет, наряду с приведением в порядок, ремонтом и усовершенствованием существующих, приступить к строительству новых бань, с тем чтобы в этом году начать строительство четырех, а в 1932 г. построить не менее десяти бань в рабочих районах.
ЦК обязывает московские организации широко развернуть работу по развитию зеленых насаждений, разбивке бульваров и скверов, в особенности в рабочих районах, а городские лесные массивы – Сокольники, Петровский парк, Измайловский зверинец и др. – превратить в образцовые парки культуры и отдыха.
8. Планировка Москвы. Пленум ЦК считает совершенно ненормальным, что Москва не имеет пятилетнего плана развития своего хозяйства и что застройка Москвы проходила стихийно, без общего плана города. Пленум ЦК обязывает московские организации приступить к разработке серьезного, научно обоснованного плана дальнейшего расширения и застройки г. Москвы. При планировке Москвы, как социалистического города, в противоположность капиталистическим городам не должна допускаться чрезмерная концентрация на небольших участках больших массивов населения, предприятий, школ, больниц, театров, клубов, магазинов, столовых и т.д.
III. Развитие городского хозяйства СССР
Пленум ЦК констатирует, что нынешнее состояние городского хозяйства по СССР, несмотря на значительные достижения, не может удовлетворить растущих потребностей масс.
В старых промышленных центрах, бурно выросших за последние годы (Москва, Ленинград, Харьков, Баку, Тула, Тверь, Иваново-Вознесенск, Нижний Новгород, Днепропетровск, Ростов и др.), вопрос о развитии и реконструкции городского хозяйства является вопросом не только обслуживания живущих там сейчас трудящихся масс, но и вопросом размещения, передвижения и материально-культурного обслуживания новых сотен тысяч и миллионов рабочих. В районах Донбасса, Урала, Кузбасса, Подмосковного бассейна и т. д., не говоря уже о недавно возникших новых промышленных центрах (Магнитогорск, Кузнецк и т. д.), вопрос стоит о перестройке поселков полугородского и полудеревенского типа в города, в которых городское хозяйство приходится создавать заново. Наряду с этим организация МТС и крупных колхозов и совхозов, ликвидация округов и превращение ряда сел в районные центры приводят к постройке новых сотен городов в бывших селах.
Все это, вместе взятое, по-новому ставит перед партией проблему города в реконструктивный период, проблему перестройки старых и строительства новых городов.
Учитывая, что дальнейшее развитие промышленного строительства страны должно идти по линии создания новых промышленных очагов в крестьянских районах и тем самым приближать окончательное уничтожение противоположности между городом и деревней, Пленум ЦК считает нецелесообразным нагромождение большого количества предприятий в ныне сложившихся крупных городских центрах и предлагает в дальнейшем не строить в этих городах новых промышленных предприятий, в первую очередь не строить их в Москве и Ленинграде, начиная с 1932 г.
В связи с этим Пленум ЦК постановляет:
1. Ускорить темпы развития городского хозяйства в СССР и в особенности жилищного хозяйства в соответствии с темпами и планами промышленного строительства, при этом выполнение плана жилищного и городского строительства должно вестись таким образом, чтобы главная масса капитальных вложений была направлена в основные промышленные и городские центры по особому списку, с тем чтобы план строительства этих городов был обеспечен всеми необходимыми материалами и оборудованием.
2. Ввести в практику применение новых стройматериалов для замены дефицитных и применение новых конструкций жилстроительства облегченного и стандартного типов.
Несмотря на то, что уже сейчас имеется опыт применения новых стройматериалов в строительстве жилищ (бетонитовые камни, фибролит, пустотелый кирпич, силикат-органик и т. п.), до сих пор эти новые материалы не внедрены еще в строительство. Точно так же применение новых конструкций домов облегченного типа внедряется крайне медленно.
ЦК считает, что в деле производства строительных материалов и некоторой части коммунального оборудования городские Советы не занимают еще того места, какое они могли бы и должны были занять. ЦК обязывает местные партийные организации и горсоветы всемерно развернуть, сверх установленного общим государственным планом, производство местных и новых стройматериалов (черепица, клинкер, шлак и пустотелый кирпич), добычу камня, гравия, песка и пр., простейшего оборудования (газовых труб, мелкого чугунного литья) и в особенности замены дефицитного оборудования, например, чугунных труб – асбесто-цементными, керамиковыми, деревянными, радиаторов чугунных – прессованными из тонкого железа и керамическими.
3. Ввиду крайней отсталости производства коммунального оборудования, Пленум ЦК предлагает ВСНХ разработать программу расширения производства коммунального оборудования и прежде всего:
а) развернуть в течение 1932 г. производство коммунальных (поливных, мусорных и пр.) автомобилей, построив соответствующие цехи при новых автозаводах;
б) расширить производство оборудования и в особенности производство труб и специального оборудования для водопровода, канализации, центрального отопления и теплофикации, а также производство оборудования больших и малых хлебозаводов, включив в программу 1931 г., а в особенности 1932 г., расширение производства существующих и постройку новых заводов;
в) расширить программу по трамвайному вагоностроению (моторных и прицепных вагонов), приступив к постройке в 1932 г. специального завода трамвайного вагоностроения;
г) приступить к постройке в 1932 г. двух заводов по производству банно-прачечного оборудования и стиральных машин, кухонного оборудования и газовых плит, ванн, оборудования для уборных;
д) создать в системе ВСНХ СССР специальное объединение по производству коммунального оборудования с выделением в его ведение соответствующих заводов.
4. Ввиду неупорядоченности финансового хозяйства коммунальных органов и крайне слабого проведения хозрасчета в городских предприятиях, поручить Наркомфину разработать ряд практических мер по улучшению финансового хозяйства городских Советов и действительному переводу коммунальных предприятий и жилищного хозяйства на хозрасчет, в особенности должна быть развернута большая работа по мобилизации внутренних ресурсов городского хозяйства.
5. Пленум ЦК считает, что выполнение этих задач требует коренного улучшения работы коммунальных органов сверху донизу, проведения решительной борьбы с правооппортунистическими извращениями в практике коммунальных органов, очищения их от классово чуждых и бюрократических элементов и искоренения остатков вредительства.
Пленум ЦК предлагает всем ЦК нацкомпартий, крайкомам и обкомам укрепить все коммунальные органы крупными руководящими работниками и техническими кадрами.
Одновременно с этим поручить наркомпросам и ГУКХ союзных республик расширить в 1931/32 учебном году прием и подготовку в существующих вузах работников по основным специальностям жилищно-коммунального хозяйства, а в 1932 г. организовать специальный, втуз, по коммунальному хозяйству.
Для организации научно-исследовательской работы и подготовки руководящих кадров жилищно-коммунального хозяйства организовать при СНК РСФСР Академию коммунального хозяйства.
6. Городские Советы, как органы пролетарской власти в городах, должны перестроить свою работу таким образом, чтобы в каждую отрасль городского хозяйства были привлечены к активному участию в работе в первую очередь депутаты Советов.
Секции городских Советов должны на деле осуществлять повседневное наблюдение и руководство работой в каждой отрасли городского хозяйства. Необходимо покончить с практикой торжественных парадных заседаний пленумов горсоветов. Пленумы горсоветов должны стать центрами делового разрешения вопросов городского хозяйства на основе сотен и тысяч замечаний и предложений избирателей.
Партийные комитеты должны уделить больше внимания и помощи работе городских Советов. Укрепление горсоветов работниками, перестройка их работы, вовлечение сотен и тысяч рабочих, в частности жен рабочих, в работу городских Советов и их хозяйственных органов обеспечат дальнейшее проведение в жизнь новых больших задач в деле улучшения и развития городского хозяйства. Рост городского хозяйства, новые большие задачи, стоящие в этой области, требуют укрепления городского Совета, как хозяина, отвечающего за все отрасли городского хозяйства.
7. Для улучшения хозяйственно-технического руководства коммунальным хозяйством реорганизовать существующие ГУКХ в наркоматы коммунального хозяйства союзных республик. Поручить ЦК нацкомпартий сформировать эти наркоматы и обеспечить их соответствующими кадрами.
8. Для разработки основных проблем жилищного и городского хозяйства, вопросов финансирования, снабжения оборудованием и материалами, строительства новых и реконструкции старых городов и привлечения технической помощи образовать при ЦИК СССР Всесоюзный совет по делам городского и жилищного хозяйства.
9. Ввиду крайне неудовлетворительной постановки статистики городского хозяйства ЦК поручает Госплану организовать научную постановку статистики городского хозяйства.
***
Успехи, достигнутые партией и рабочим классом, в борьбе за индустриализацию и коллективизацию страны, создали все необходимые условия для решительного улучшения городского хозяйства – этой важнейшей базы перестройки быта миллионов масс трудящихся на новых социалистических началах.
В вопросах организации нового социалистического быта необходима решительная борьба как с правым оппортунизмом, выступающим против большевистских темпов развития социалистического хозяйства, против перестройки культурно-бытового обслуживания рабочего и колхозного населения, так и с загибами "лево"-оппортунистических фразеров, выступающих со всякого рода прожектерскими предложениями (принудительная ликвидация индивидуальных кухонь, искусственное насаждение бытовых коммун и т. д.).
Партия будет давать решительный отпор как правым оппортунистам, тянущим нас назад и пытающимся сорвать наше строительство, так и "левым" фразерам, не учитывающим конкретных условий настоящего периода и на деле помогающим правым.
На основе проведения ленинской генеральной линии партия добилась успехов в деле восстановления и развития городского хозяйства. На этой же основе сумеет она превратить нынешние города в культурные, технически и хозяйственно развитые пролетарские центры и построить десятки и сотни новых, социалистических городов.